16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск

«Транснефть» расширит «окно в Европу»

28.12.2004 RBCdaily Дмитрий Коптюбенко

Михаил Фрадков подписал распоряжение об увеличении мощности Балтийской трубопроводной системы с 50 до 60 млн т в год

Строительство «окна в Европу» для российских нефтяных компаний вступило в завершающую фазу. Как стало известно накануне, глава правительства РФ Михаил Фрадков подписал распоряжение о начале сооружения последней, 3-й очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС). Проект предусматривает увеличение мощности БТС до 60 млн т в год, а не до 62 млн т, как предполагалось ранее. В связи с корректировкой мощности трубы ее стоимость заметно сократилась: по предварительным данным, стоимость составит около 500 млн долл., в то время как ранее в печати фигурировала сумма 1,4 млрд долл. Как сообщили RBC daily в «Транснефти», все работы над проектом займут примерно 1 год и 9 месяцев. Участники рынка и отраслевые эксперты приветствуют долгожданное решение правительства, однако отмечают, что дополнительные 10 млн т пропускной мощности не решат вопрос недостатка экспортных трубопроводов. По их словам, нефтяные компании будут продолжать ежегодно терять миллиарды долларов из-за необходимости использования альтернативных способов транспортировки нефти и дисконтной политики европейских стран, если в ближайшее время правительство не определится еще с двумя трубопроводными проектами – Дальневосточным и Северным.

Балтийская трубопроводная система предназначена для экспорта нефти из Тимано-Печорской и Западно-Сибирской нефтегазоносных провинций, а также из Казахстана в северо-западном направлении – на рынки Европы и США. В декабре 2001 г. была введена в эксплуатацию 1-я очередь БТС мощностью 12 млн т нефти в год. В 2003 г. мощность системы была увеличена до 30 млн т, весной 2004 г. – до 42 млн т, а к концу этого года – до 50 млн т. Решение правительства о начале строительства последней очереди БТС ожидалось еще в первой половине 2004 г. В начале лета глава «Транснефти» Семен Вайншток пообещал запустить трубу на проектную мощность в 62 млн т до конца 2005 г., если кабинет министров успеет одобрить проект в течение месяца. Но из-за сопротивления Минэкономразвития, чиновникам которого не нравились слишком большие капитальные затраты на строительство трубы, Белый дом до последнего времени тянул с решением.

Однако, как стало известно вчера, премьер-министр Михаил Фрадков все же подписал соответствующее постановление. Примечательно, что документом предусматривается увеличение мощности системы на 10 млн т – до 60 млн т в год, а не до 62 млн т, как предполагалось изначально. Напомним, впервые о возможности сокращения проектной мощности БТС в «Транснефти» заговорили около полутора недель назад. Сообщалось, что за счет этой меры «Транснефть» снизит затраты по проекту на 900 млн долл. – до 500 млн долл. Такая экономия будет достигнута благодаря тому, что втрое сократится протяженность параллельных ответвлений трубопровода, которые надо построить, а также отпадет необходимость строительства и реконструкции значительного числа нефтеперекачивающих станций. Таким образом, можно предположить, что в конечном итоге позиция чиновников Минэкономразвития, не желавших тратить лишние деньги на этот проект, все же возобладала.

Сообщается, что правительство признало целесообразным привлечение компанией «Транснефть» кредитов для финансирования строительства 3-й очереди БТС. Вице-президент «Транснефти» Сергей Григорьев подтвердил RBC daily, что компания планирует прибегнуть к заемному финансированию строительства трубопровода, однако не уточнил, кто именно будет кредитовать «Транснефть». Судя по всему, это будет Сбербанк, который уже выделял монополии крупные кредиты под низкую ставку процента. По оценке г-на Григорьева, все работы над проектом займут около года и 9 месяцев. «Около полугода будет разрабатываться ТЭО проекта, еще примерно 3 месяца понадобится на его экспертизу. Само строительство займет примерно 1 год», – предположил он.

Долгожданное решение правительства о расширении БТС вызвало энтузиазм экспертов. «От расширения БТС выиграют прежде всего «ЛУКОЙЛ», «Сургутнефтегаз» и «Сибнефть», которые уже используют этот маршрут для поставки своей нефти в Европу», – сказал RBC daily аналитик ИК «Совлинк» Лев Сныков. Представитель «Сибнефти» Алексей Фирсов отказался прокомментировать RBC daily информацию о скором расширении БТС. Получить комментарии в «Сургутнефтегазе» тоже не удалось. А по мнению начальника управления инвестиционного анализа и отношений с инвесторами «ЛУКОЙЛа» Геннадия Красовского, любое расширение существующих трубопроводных мощностей позволяет нефтяным компаниям оптимизировать свои поставки, переориентируя экспорт с более дорогостоящих железнодорожных маршрутов. «Это позитивная новость», – добавил он.

Впрочем, эксперты отмечают, что единовременное увеличение пропускной способности трубопроводной системы не решит вопроса узости трубы. «Потребность в диверсификации рынков сбыта и в выходе на глобальные рынки сохраняется, – считает Геннадий Красовский. – Речь идет и об оптимизации маршрутов доставки нефти в саму Европу, где из-за дисконтов к нашей нефти Россия теряет миллиарды долларов. БТС – это хорошее решение, но задачи диверсификации маршрутов она не решает. Впрочем, расширение БТС не противоречит политике строительства новых трубопроводов, в первую очередь Северного и Дальневосточного». Ускорить процесс определения новых перспективных трубопроводных маршрутов призывает чиновников и президент Института энергетической политики Владимир Милов. «Увеличение пропускной способности БТС позволит в какой-то степени решить проблему недостатка экспортных нефтепроводов. Однако в целом эта проблема останется, – сказал он RBC daily. – В настоящее время уже около 50 млн т нефти транспортируется по альтернативным маршрутам – железнодорожным транспортом и водными путями. Прирост трубопроводных мощностей на 10 млн т, причем не сразу, а через некоторое время, не избавит от необходимости сооружения новых веток трубопроводов».

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Возврат к списку