16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск

«ЛУКОЙЛ» построил собственную железную дорогу

27.12.2004 RBCdaily Евгения Гаврилюк

Одна из крупнейших нефтяных компаний наращивает объемы перевалки через собственные нефтяные терминалы

На минувшей неделе состоялось открытие железнодорожной ветки – совместного проекта ОАО «ЛУКОЙЛ» и ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) – до терминала нефтяной компании в Высоцке (Ленинградская обл.). По словам президента «ЛУКОЙЛа» Вагита Алекперова, строительство этой ветки позволит компании в следующем году увеличить перевалку нефти и нефтепродуктов через терминал почти в 1,5 раза – до 5 млн т. В компании надеются и на экономическую эффективность проекта: везти нефтеналивные грузы через собственный терминал в Высоцке намного дешевле, чем через терминалы в порту Санкт-Петербург. Более того, за счет развития инфраструктуры «ЛУКОЙЛ» планирует уже к 2007 г. довести перевалку через терминал до 12 млн т. Однако аналитики считают, что особо торопиться компании все-таки не стоит – переваливать такие объемы через Высоцк «ЛУКОЙЛ» сможет примерно к 2010 г. Раньше у него просто не будет такого количества свободных нефтепродуктов, так как нельзя забывать о поставках на внутренний рынок.

На ОАО «ЛУКОЙЛ» на сегодняшний день приходится 1,5% запасов (второе место) и 2% добычи нефти (шестое место) в мире. В России на «ЛУКОЙЛ» приходится 19% добычи и 19% переработки нефти. В 2003 г. добыча нефти компанией увеличилась на 2,1% и составила 81,5 млн т, в том числе на территории России – 78,6 млн т. Добыча газа составила 5,7 млрд кубометров – на 11% больше, чем в 2002 г. Ежегодный оборот компании составляет 22 млрд долл. «ЛУКОЙЛ» работает более чем в 20 странах мира и в будущем планирует увеличить долю добычи и запасов за рубежом до 20% от общего объема добычи компании. В текущем году компания планирует добыть 86,6 млн т, в 2005 г. – более 90 млн т нефти.

На прошлой неделе состоялось открытие обходной ветки железной дороги до распределительно-перевалочного комплекса (РПК) «ЛУКОЙЛ-II» в Высоцке – совместного проекта «ЛУКОЙЛа» и РЖД. Соглашение между ООО «РПК-Высоцк ЛУКОЙЛ-II» и ОАО «РЖД» о развитии транспортной инфраструктуры в Северо-Западном федеральном округе с целью увеличения объемов перевозок нефтеналивных грузов на терминал было подписано еще в феврале 2004 г. В соответствии с этим соглашением были построены соединительный путь длиной 1,5 км в обход города Выборга (Ленинградская обл.), а также электрифицирован весь участок пути до этой станции. В реализацию данного проекта ОАО «ЛУКОЙЛ» инвестировало 300 млн руб.

Как заявил президент НК «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов, открытие новых железнодорожных путей позволит существенно увеличить перевалку нефти и нефтепродуктов через терминал. К настоящему времени через терминал в Высоцке, первая очередь которого была введена в эксплуатацию в июне 2004 г., компания осуществила перевалку порядка 1 млн т нефтеналивных грузов. По словам Вагита Алекперова, с учетом ввода новой железнодорожной линии грузопоток РПК-Высоцк «ЛУКОЙЛ-II» уже в 2005 г. будет расширен до 5 млн т нефти в год, что соответствует мощности первой очереди терминала. Как отметил RBC daily аналитик Rye, Man & Gor Securities Дмитрий Царегородцев, в данных условиях увеличить перевалку через терминал до 5 млн т вполне реально.

Что касается экономической выгоды проекта, то Вагит Алекперов отметил, что хотя «ЛУКОЙЛ» самостоятельно финансировал строительство ветки, льготами на транспортировку нефти и нефтепродуктов он не располагает, поскольку это не предусмотрено существующим законодательством (ОАО «РЖД» не имеет права самостоятельно устанавливать тарифы). Однако, по словам Вагита Алекперова, терминал в любом случае позволит уменьшить затраты на транспортировку: перевалка 1 тонны нефтепродуктов через нефтяной терминал Санкт-Петербурга обходится компании в 20 долл., тогда как стоимость перевалки 1 тонны грузов через собственный терминал в Высоцке составит 6 долл. Президент компании отметил, что срок окупаемости проекта составит 7-8 лет.

Проектом остались довольны не только нефтяники. «Строительство обходного железнодорожного пути – это еще один шаг «ЛУКОЙЛа» в плане экологии», – сказал глава комитета Государственной думы по экологии Владимир Грачев. Реализация проекта позволила улучшить экологическую обстановку в Выборге, так как железнодорожные составы с нефтепродуктами и нефтью не будут проходить через город. Кроме того, по словам присутствовавших на открытии представителей власти, это много значит и для Ленинградской области. «Мы получили хорошее партнерство, которое стимулирует рост экономики региона, улучшает безопасность движения, создает дополнительные рабочие места, приносит дополнительные средства в бюджет», – сказал губернатор Ленинградской области Александр Брахнов.

Что касается дальнейших перспектив РПК «ЛУКОЙЛ-II», то, по словам Вагита Алекперова, мощность нефтетерминала к 2007 г. планируется увеличить до 12 млн т в год. По его словам, компания завершает работы, связанные с формированием фарватера в Финском заливе в районе порта Высоцк, что позволит подходить к терминалу танкерам мощностью до 100 тыс. т. Кроме того, Вагит Алекперов отметил, что в первом квартале 2005 г. будет введена в действие вторая нефтеналивная железнодорожная эстакада, а впоследствии (также в 2005 г.) начато строительство третьей. Президент компании пояснил, что за счет введения дополнительных эстакад и увеличения объема перевозок нефтеналивных грузов по железной дороге планируется увеличить мощности терминала в Высоцке до 1 млн т нефтепродуктов в месяц, тогда как сейчас через терминал переваливается 350 тыс. т нефтепродуктов в месяц.

По оценкам опрошенных RBC daily аналитиков, достичь таких объемов перевалки через РПК «ЛУКОЙЛ-II» вполне возможно. «Планы компании по увеличению грузопотока нефтеналивных грузов через открывшийся терминал, действительно, обоснованны, – сказал RBC daily аналитик ИБ «ЦентрИнвест Груп» Константин Батунин. – И затраты достаточно быстро должны окупиться. «ЛУКОЙЛ» – одна из немногих российских нефтяных компаний, которые не уповают на постоянно меняющееся и откладывающееся развитие экспортных мощностей «Транснефти» и пытаются своими силами нарастить мощности для экспорта собственной нефти». При этом, по словам аналитика, нужно учитывать, что «ЛУКОЙЛ» постоянно развивает свою ресурсную базу и всегда заранее готовит запланированные объемы нефти под свои проекты. Однако, по мнению экспертов, особо торопиться компании все-таки не стоит. «Заявленных объемов «ЛУКОЙЛ» сможет достичь примерно к 2010 г., – отметил Дмитрий Царегородцев. – У компании просто не будет такого количества свободных нефтепродуктов – нельзя абстрагироваться от поставок на внутренний рынок».

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Возврат к списку