16+
Регистрация
РУС ENG

Короли бензоколонки

27.10.2006 Время новостей Анна ГОРШКОВА

ФАС получила инструмент контроля за ценами на бензин

Новый закон «О защите конкуренции», два года лоббировавшийся Федеральной антимонопольной службой, вчера вступил в силу. Глава ФАС Игорь Артемьев возлагал большие надежды на этот документ: он говорил, что теперь у службы появятся реальные полномочия для борьбы с монополизацией рынков, прежде всего топливного. Как известно, именно сговором нефтяных компаний в последние годы чиновники предпочитали объяснять растущие цена на бензин и отсутствием законодательных рычагов противостоять этим сговорам.

Новый закон в ФАС начали разрабатывать сразу же, как только Министерство по антимонопольной политике в 2004 году было реорганизовано и антимонопольный орган возглавил г-н Артемьев. В начале 2005 года проект закона был рассмотрен на заседании правительства. «Главная задача -- оказать влияние на поведение крупных компаний», -- говорил тогда г-н Артемьев и предупреждал, что в случае нарушения ими антимонопольного законодательства реакция будет «жесткой, бескомпромиссной, максимально эффективной». А премьер Михаил Фрадков сразу дал понять, что законопроект ему «люб», что он отстраивает «правильные взаимоотношения между государством и бизнесом». И, что самое главное, оказывает содействие не какому-нибудь бизнесу, а только «честному и социально ориентированному».

В отличие от предыдущего закона «О конкуренции» в новом документе содержится четкое определение согласованных действий компаний, направленных на регулирование товарных рынков. Теперь ФАС, говорится в нем, может доказывать наличие ценового сговора на рынке без предоставления письменных документов или «соглашений, ограничивающих конкуренцию». «Обычно суды требовали бумаги, подтверждающие сговор, а их, естественно, нет», -- говорят в ФАС. Соответственно все судебные споры служба проигрывала. Теперь, согласно новому закону, согласованные действия «не предполагают заключение их участниками соглашений или достижение каких-либо иных формальных договоренностей и обеспечиваются за счет прямого информационного обмена и устоявшихся и не требующих специальной договоренности способов реагирования».

Кроме этого, в новом законе изменено понятие доминирующего положения на рынке. В частности, снижена процентная доля монополизации компании на одном рынке с 65 до 50%. В случае, если компания занимает более половины рынка, она должна предъявить ФАС доказательства отсутствия сговора. Для отдельных рынков в новом законе вводится понятие «коллективного доминирования». При этом в некоторых случаях, компании могут быть признаны доминирующими, даже если на их долю приходится менее 35% рынка. В первую очередь эти случаи относятся к товарам неэластичного спроса (например, тот же бензин), которые в данном регионе производятся тремя или менее компаниями, а доступ конкурентов на этот рынок ограничен.

Реально действовать новый закон начнет лишь после принятия Госдумой поправок в Кодекс об административных правонарушениях, в которых предполагается заменить мизерные штрафы -- максимум 500 тыс. руб. -- на 0,5--4% от выручки за предыдущий год за нарушения антимонопольного законодательства. «Комитет эти поправки уже одобрил, так что первое чтение может состояться в ноябре», -- сообщили «Времени новостей» в ФАС.

Как признаются в антимонопольном ведомстве, единственной сферой применения нового закона может стать рынок бензина. «Собственно, под него и готовился сам закон», -- признаются в антимонопольном ведомстве. Для ФАС бензин был и остается одним из самых слабых мест, за что ведомству регулярно достается от правительства. По данным ФАС, сейчас в 70 регионах России половину рынка бензина занимает одна или несколько нефтяных компаний. В итоге накрутка поставщиков к реальным ценам на топливо достигает порядка 20%.

Нефтяники к новому закону отнеслись настороженно. «Мы будем работать в рамках закона, -- говорит представитель ЛУКОЙЛа, -- но считаем, что меры, прописанные там, должны применяться на уровне федеральных округов, а не отдельных районов, а то так иногда можно дойти до крайностей, когда в условиях одной заправки на деревне компанию можно будет обвинять в нарушениях. Возможно, что, как и в случае с законом об экспорте газа, в него по мере применения, будут вноситься поправки, и мы будем отстаивать свою позицию». Аналогичной позиции придерживаются в ТНК-ВР. Представитель компании говорит, что в стране, грубо говоря, всего 7 тыс. из 29 тыс. заправок принадлежат крупным компаниям. Поэтому договориться со всеми попросту физически невозможно. Но если ФАС вдруг заподозрит сговор, то, очевидно, юристы нефтяных компаний будут ожесточенно оспаривать предписания службы.

А в Московской топливной ассоциации в силу нового закона верят. «Он ужесточает возможности картельного сговора, поэтому будет действовать как профилактическая мера в регионах, что благоприятно скажется на противодействии росту цен на бензин», -- заявил «Времени новостей» вице-президент МТА Алексей Небольсин. Но действие закона, по его словам, можно будет проверить только этой весной с началом сезонного повышения цен. «Согласно нашему мониторингу, с начала сентября стоимость литра бензина упала на 40 копеек и будет падать до января. Рост можно ожидать в апреле», -- говорит г-н Небольсин. Правда, со вчерашнего дня прогнозы МТА уже стали вне закона «О защите конкуренции», предполагающего ограничение деятельности координирующих организаций на рынке, в частности по публикации ценовых прогнозов. «Когда руководители ассоциации, объединяющей участников рынка, говорят, что с такого-то месяца цены вырастут, это становится сигналом рынку на повышение», -- пожаловались в пресс-службе ФАС.

Отправить на Email

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Возврат к списку