16+
Регистрация
РУС ENG

Бензин подорожает

02.08.2006 Ведомости Александр Тутушкин

Закупки августовской нефти для заводов завершились на прошлой неделе ростом цен в среднем на 15%. Уже к концу месяца высокооктановый бензин может стоить в рознице 20-21 руб. за литр, предупреждают бензоторговцы. А при таких ценах 18% автомобилистов уже готовы пересесть на общественный транспорт, свидетельствуют исследования ВЦИОМ.

Ситуация с закупками нефти на август складывалась непредсказуемо и драматично для покупателей, считают аналитики “ИнфоТЭК-Консалт”. Ориентируясь на мировые цены, покупатели ожидали снижения и внутренней цены на нефть, но этого не произошло. Напротив, в период с 19 по 27 июля — когда заключаются контракты на следующий месяц — нефтедобытчики подняли закупочные цены в связи с повышением экспортной пошлины до $216,4 за тонну с 1 августа. В итоге цена спроса поднялась с 8100-8300 руб./т в начале закупочной кампании до 8600 руб./т к ее завершению, свидетельствуют данные “ИнфоТЭК-Консалт”. То есть по сравнению с июньскими торгами нефть подорожала на 17%. Информационно-аналитический центр “Кортес” зафиксировал меньшее подорожание — средневзвешенную цену в 8400 руб./т, или повышение на 14%.

Это серьезная предпосылка для роста оптовых цен, отмечает аналитик “Кортеса” Людмила Лурье. Они заметно выросли еще в прошедшем месяце: по данным “Кортеса”, за месяц в среднем по России А-92 подорожал на 5,8% (до 19 152 руб./т) и А-95 — на 5,2% (до 20 289 руб./т). Низкооктановый А-80 повысился на 1,6% (до 16 450 руб./т), а дизельное топливо даже подешевело на 1,1% (до 16 902 руб./т). Схожие данные и у Московской топливной ассоциации (МТА): А-92 и А-95 подорожали соответственно на 5,4% и 4,9%, А-80 — на 1,2%, и дизтопливо стало на 0,5% дешевле. Цены вырастут и в августе, считают эксперты, и причина тому не только удорожание нефти на внутреннем рынке. Лурье напоминает, что 20 августа начнет действовать рекордно высокая экспортная пошлина на светлые нефтепродукты ($158,1 за тонну) и до тех пор компании постараются поставить максимальные объемы на экспорт, что может оголить внутренний рынок. “Уже сейчас ощущается дефицит высокооктановых бензинов”, — отмечает аналитик “Кортеса”.

А вот на розничном рынке практически стагнация. За месяц “Кортес” зафиксировал удорожание топлива на доли процента, а МТА — на 1-1,8% для разных сортов бензина. Между тем эксперты начали прогнозировать скорый скачок розничных цен еще в мае, когда оптовые цены на нефтепродукты за месяц увеличились на 1000 руб./т. Теперь же они практически уверены, что в августе розничный рынок среагирует на рост оптовых цен. Сейчас разница цен между этими двумя рынками составляет 23-26%, говорит Лурье, а порогом безубыточности для АЗС является розничная маржа в 20%. Все это позволяет аналитику прогнозировать 3%-ный рост потребительских цен в августе.

Доходность розничной торговли высокооктановыми бензинами уже опустилась ниже порога рентабельности и составляет 17-18%, свидетельствуют данные МТА. Президент ассоциации Евгений Аркуша отмечает, что розничные цены сейчас на уровне прошлогоднего пика, а оптовые уже на 500-600 руб./т превышают тогдашний уровень и в ближайшее время должны вырасти еще на столько же. Поэтому подорожание бензина неизбежно, но оно составит не более 10% до конца года, считает Аркуша. А вот гендиректор одной из московских сетей АЗС сообщил “Ведомостям”, что, если оптовые цены не остановятся, “мы уже к концу августа увидим на ценниках 20 руб. за литр А-92 и 21 руб. — за А-95”. Это соответствует 11-12%-ному росту к текущему уровню.

Как показал недавний всероссийский опрос ВЦИОМ (см. врезку), лишь 9% автовладельцев полагают, что цены на топливо определяются рынком. К компетенции правительства относят цены 41% автомобилистов, а еще 29% винят в подорожании бензина крупные нефтяные компании. Но нефтяники ничего не могут поделать с ценами, говорит представитель “Лукойла” Геннадий Красовский. “В стране инфляция, значит, растут наши затраты. Растут и налоги, привязанные к постоянно повышающейся мировой цене нефти, — сетует собеседник "Ведомостей". — В 2004 г. группа выплатила в совокупности около $10 млрд, а в 2005-м — уже $20 млрд. Между тем цены за 2005 г. у нас поднялись только на 45-50%”. А сотрудник другой нефтяной компании объясняет опережающий рост цен на высокооктановое топливо ростом спроса: в стране “бешеными темпами” увеличивается легковой автопарк, а структура производства на российских НПЗ почти не меняется.

Отправить на Email

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Возврат к списку