16+
Регистрация
РУС ENG

«Роснефть» ждет сигнала Госсовета Китая

07.07.2006 RBCdaily Екатерина Колесникова

Выход российской компании на розничный рынок Китая может состояться в 2008 году

Экспансия «Роснефти» на розничный рынок нефтепродуктов Китая совместно с Китайской национальной нефтегазовой компанией (CNPC) может начаться в 2008 г.: к концу 2007 г. правительство Поднебесной планирует отменить госрегулирование цен на бензин в рамках договоренностей при вхождении в ВТО. Как объясняют в «Роснефти», именно отсутствие свободного рынка пока останавливает российскую госкомпанию от дальнейших шагов. По мнению аналитиков, это правильное решение – таким образом «Роснефть» обеспечит своему бизнесу высокую рентабельность. При этом, уверяют наблюдатели, российская компания не потеряет рынок: госкомпания CNPC всегда сможет обеспечить своему партнеру достойные условия работы.

«Роснефть» – вертикально интегрированная нефтегазовая компания. По состоянию на 31 декабря 2005 г. она обладала доказанными запасами в объеме 18,9 млрд барр. нефтяного эквивалента, включая 14,9 млрд барр. доказанных запасов нефти и 24,4 трлн куб. футов газа (по классификации SPE). C учетом темпов добычи в 2005 г. доказанных запасов нефти компании хватит на 28 лет. В 2005 г. на долю «Роснефти» пришлось 16% общего объема добычи нефти в России. В 2010 г. планируется добывать не менее 2 млн барр. нефти в сутки (или 100 млн т в год) с перспективой дальнейшего роста до уровня в 2,8 млн барр. в сутки (или 140 млн т в год) в 2015 г. Портфель проектов «Роснефти» по нефтегазоразведке в России и СНГ, которые являются или должны стать ключевыми регионами добычи углеводородного сырья, включает в себя такие проекты, как «Сахалин-3», «Сахалин-4», «Сахалин-5», Западно-Камчатский блок на Дальнем Востоке и др.

1 июля 2005 г. «Роснефть» и CNPC подписали соглашение о долгосрочном сотрудничестве. В марте 2006 г. президент российской компании Сергей Богданчиков объявил о подписании с CNPC рамочного соглашения о создании СП по развитию розничного бизнеса в Китае. СП займется созданием и развитием сети АЗС и оптовой торговлей нефтепродуктами, произведенными на НПЗ «Роснефти». Источник Reuters, знакомый с текстом соглашения, утверждает, что в документе также предусмотрено создание нефтеперерабатывающего завода мощностью 10 млн т в год и стоимостью до 2 млрд долл. Контрольный пакет СП будет принадлежать CNPC. Однако конкретные сроки реализации проекта не были известны. Также сейчас CNPC ведет переговоры с «Роснефтью» о покупке миноритарного пакета акций компании после ее IPO. Участие CNPC в IPO «Роснефти» уже одобрили китайские власти.

Как удалось выяснить RBC daily, «СП двух госкомпаний в Китае может заработать уже в 2008 г.». Источник в «Роснефти» сообщил, что в конце 2007 г. правительство Китая планирует отменить госрегулирование цен на бензин. «До этого момента никаких действий по входу на розничный рынок «Роснефть» предпринимать не будет: это экономически нецелесообразно, так как сейчас китайский бензин один из самых дешевых», – пояснил собеседник RBC daily.

Начальник отдела информации «Роснефти» Николай Манвелов не подтвердил, но и не опроверг эту информацию. «Все происходит согласно графику совместной деятельности, как только события произойдут, мы заявим об этом», – сообщил он RBC daily. Информацию о планах отмены госрегулирования цен на бензин RBC daily подтвердил глава российско-китайского Центра торгово-экономического сотрудничества Сергей Санакоев. «В переходный период, начинающийся после официального принятия в ряды ВТО, Китай должен выполнить обязательства по открытию отдельных отраслевых рынков, в частности, торговли нефтепродуктами, что определено его соглашениями с другими участниками», – пояснил он.

По данным торгового представительства РФ в Китае, в последний раз Госсовет КНР корректировал цены на бензин на внутреннем рынке в марте 2006 г. Стоимость бензина и дизельного топлива выросла на 300 юаней и 200 юаней за тонну, то есть до 4700 юаней (около 585 долл.) за тонну бензина марки 90 и до 4070 (около 507 долл.) юаней за тонну дизельного топлива. Цена авиационного керосина повышена на 310 юаней – до 4840 (около 603 долл.). Причина повышения цен – их несоответствие среднемировым, что привело к нарастанию убыточности нефтеперерабатывающих предприятий и снижению их производственной активности. Сейчас средняя стоимость литра топлива в Китае отстает от российских цен в среднем на 1–2 руб.

По мнению аналитиков, «Роснефть» выжидает не зря: российская госкомпания не понаслышке знает об изменчивости политической конъюнктуры. «Госсовет КНР может однажды и снизить цены, исходя из стратегических, но не рыночных решений, но сейчас у проекта СП слишком большие риски», – говорит аналитик ИК «Финам» Владислав Кочетков. Аналитик ИГ «Регион» Валерий Вайсберг также называет решение российской компании вполне логичным. «Роснефть» будет торговать нефтепродуктами собственного производства, поэтому компания хочет добиться большей рентабельности своего бизнеса. Это возможно только на свободном рынке», – говорит он. С ним соглашается старший эксперт ИГ «Петромаркет» Анатолий Каретников. «На свободном рынке возможно свободное ценообразование, позволяющее окупать непредвиденные расходы, например, увеличение таможенных пошлин или транспортных перевозок. При госрегулировании это невозможно», – говорит он. Наконец, к 2010 г. «Роснефть» завершит модернизацию Комсомольского НПЗ – основного поставщика нефтепродуктов в Китай. К этому времени мощности предприятия вырастут вдвое – до 12 млн т, при этом 60% продукции пойдет на экспорт.

Наблюдатели отмечают, что «Роснефть» может себе позволить подождать, не боясь пропустить время входа на рынок: сотрудничество с CNPC гарантирует российской компании достойное место на китайском рынке. Однако «Роснефть» далеко не первая заинтересовалась Китаем. «Сейчас в Поднебесной бум спроса на нефтепродукты, а поскольку местное законодательство допускает появление на бензиновом рынке частных инвесторов, в стране уже работают крупнейшие нефтяные корпорации. В частности, у Royal Dutch/Shell 26 АЗС, у французской Total с китайской Sinochem их менее 10, но представитель Total говорит, что со временем будет 500. Американская ExxonMobil вместе с Sinopec планирует построить в Китае 600 автозаправочных станций», – говорит Валерий Вайсберг.

Отправить на Email

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Возврат к списку