16+
Регистрация
РУС ENG

«АвтоВАЗ» и «ЛУКОЙЛ» зафиксировали отношения

07.07.2006 RBCdaily Юлия Карулина

«ЛУКОЙЛ» стал официальным поставщиком моторного масла на конвейер тольяттинского автогиганта

«АвтоВАЗ» и «ЛУКОЙЛ» заключили соглашение о сотрудничестве на три года. Кооперация будет заключаться в поставках моторных и трансмиссионных масел и бензина производства «ЛУКОЙЛа» на автозавод, а также в совместной разработке новых видов масел и спонсировании автоспорта. Как заявляют партнеры, им удалось избавиться от посредников и сократить конечную цену продукции. Между тем, по мнению экспертов, новое соглашение всего лишь закрепляет уже существующее положение дел.

По итогам 2005 г. «ЛУКОЙЛ» занимает первое место в России по объему добычи нефти (90,1 млн т) и ее переработке (47,3 млн т). Менеджмент компании контролирует около 20,6% ее акций, ConocoPhillips по состоянию на конец марта 2006 г. – 17,1%, российские физлица – 3,9%, остальные акции торгуются на биржах. В 2005 г. ОАО «АвтоВАЗ» произвел 721,5 тыс. автомобилей. Общий объем выпущенной продукции составил 130,2 млрд руб. В России было продано 704 тыс. автомобилей, на экспорт ушло 96,5 тыс.

Первый вице-президент ОАО «ЛУКОЙЛ» Владимир Некрасов и вице-президент ОАО «АвтоВАЗ» Николай Мальцев подписали вчера соглашение о сотрудничестве на 2006–2009 гг. Оно предполагает закупку горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей производства ЛУКОЙЛа для нужд «АвтоВАЗа». В частности, планируется использовать моторные и трансмиссионные масла «ЛУКОЙЛа» для первой заливки автомобилей. По словам г-на Некрасова, на один автомобиль приходится 4–5 л моторного масла. При объеме производства в 700 тыс. автомобилей в год речь идет о поставке 2,5 тыс. т масел ежегодно. Кроме того, теперь автомобили производства «АвтоВАЗа» планируется заправлять трансмиссионными маслами и бензином производства «ЛУКОЙЛа». Правда, по словам Владимира Некрасова, речь идет о небольших объемах бензина: около 10 тыс. т в год. Также «АвтоВАЗ» будет рекомендовать владельцам автомобилей Lada и станциям техобслуживания применять масла «ЛУКОЙЛа». По словам г-на Некрасова, заключенное соглашение позволит «ЛУКОЙЛу» увеличит продажи масел. «Если в автомобиль с самого начала заливается ЛУКОЙЛ и завод рекомендует ЛУКОЙЛ, то потребитель, скорее всего, и дальше будет пользоваться нашими маслами», – сказал он.

По словам г-на Мальцева, сегодня 90% масел на «АвтоВАЗ» поставляет «ЛУКОЙЛ», остальное приходится на спецмасла, а также на поставки ЮКОСа. По словам г-на Некрасова, до сих пор отношения поставщика с заводом не были систематизированы, значительная часть контрактов шла через посредников. Однако теперь поставки будут идти напрямую. «Политика завода – не работать с монопольными поставщиками. Поэтому у нас есть договоры с фирмами в Тольятти, которые могут поставить масла в случае сбоев», – сказал Н. Мальцев. По словам В. Некрасова, избавление от посредников позволяет снизить конечную цену продукта. «Хотя выгоду от экономии получает прежде всего «АвтоВАЗ», это и в наших интересах», – сказал г-н Некрасов. В соответствии с соглашением «АвтоВАЗ» и «ЛУКОЙЛ» планируют сотрудничать при разработке новых видов масел, а также направлять часть прибыли на разработку новых автомобилей для спортивных автомобильных соревнований.

«ЛУКОЙЛ» – крупнейший производитель масел в России, а «АвтоВАЗ» – крупнейший производитель легковых автомобилей, и появление такого соглашения логично», – считает аналитик ЦИК ННР «КОРТЕС» Павел Строков. Кроме того, по его словам, договориться о сотрудничестве партнерам было нетрудно: «ЛУКОЙЛ» – прогосударственная нефтяная компания, а «АвтоВАЗ» находится под управлением государственного «Рособоронэкспорта». По словам источника RBC daily, знакомого с ситуацией, до прихода «Рособоронэкпорта» на «АвтоВАЗ» соглашения завода и «ЛУКОЙЛа» были краткосрочными и невыгодными для завода. «У «ЛУКОЙЛа» крайне небольшой объем выручки приходится на масла, – уверен аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Мангилев. – 2,5 тыс. т масел стоят около 1 млн долл. Это смешные цифры для «ЛУКОЙЛа», тем более что он и так уже поставляет 90% всего объема». Между тем, по мнению Павла Строкова, с точки зрения оптимизации логистики было бы логично закупать масла с завода ЮКОСа в Самаре.

«Избавление от посредников – задача номер один для руководства «АвтоВАЗа», – напоминает генеральный директор Hatch РБС Александр Либеров. – Но в случае с ГСМ доля посредников была очень мала. «ЛУКОЙЛ» давно поставляет большую часть масел на завод». Между тем, по мнению эксперта, заключение подобного соглашения позволяет фиксировать цены и планировать расходы в рамках не только существующих, но и будущих проектов. По мнению г-на Строкова, сообщение о подписании соглашения с «АвтоВАЗом», которое всего лишь закрепляет уже существующее положение дел, может быть спланированной PR-акцией, ориентированной на российские автосборочные производства. «Помимо масел, пригодных для эксплуатации отечественных двигателей, «ЛУКОЙЛ» выпускает масла и более высоких классов. Конечно, они заинтересованы в том, чтобы поставлять масла и на эти производства», – считает эксперт.

Отправить на Email

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Возврат к списку