16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск

Правительство спустит деньги в канализацию

25.11.2004 RBCdaily Елена Тофанюк

Минпромэнерго предлагает вкладывать бюджетные деньги в реформу ЖКХ, не решив изначально тормозящих ее проблем

Министерство промышленности и энергетики предлагает новую схему финансирования реформы ЖКХ в России. В частности, предлагается создать специализированный фонд, объемом 200 млн долл. Фонд должен быть сформирован за счет займа МБРР, средства будут выделяться регионам на проведение реформы. В Минпромэнерго считают, что этот фонд будет служить гарантией частным инвесторам, которых до сих пор привлекать в сферу жилищно-коммунального хозяйства удавалось с трудом. Однако эксперты называют предложенную меру преждевременной и совершенно бесполезной в условиях неподготовленности институциональной среды для реформирования отрасли.

Как сообщает центр общественных связей Минпромэнерго со ссылкой на помощника министра Леонида Чернышова, до конца года будет изменена концепция бюджетирования жилищно-коммунального хозяйства. Новая концепция предусматривает создание в структуре федерального бюджета специализированного фонда, для финансирования которого, в частности, предполагается привлечь заем МБРР в размере 200 млн долл. Эти средства должны быть направлены регионам и использованы на проведение реформы. По мнению Леонида Чернышова, «сам факт финансовой поддержки субъектам Федерации из специализированного фонда будет являться лучшей гарантией для бизнеса». Каким именно образом предполагается использовать эти средства, в Минпромэнерго RBC daily ответить не смогли, заявив, что предложение пока находится в стадии обсуждения. Причем, скорее всего, это предложение будет озвучено министром промышленности и энергетики в ходе бюджетного доклада на заседании правительства в середине декабря.

В настоящее время проблема привлечения частного бизнеса в жилищно-коммунальную сферу, что, по сути, и представляет собой реформу отрасли, упирается в нежелание самого частного бизнеса заниматься этим пока не очень внятным делом. Пока определенную активность проявляет лишь ОАО «Российские коммунальные системы», но и оно в основном занято заключением соглашений с регионами, предусматривающих передачу РКС в аренду коммунальной инфраструктуры. Эксперты обвиняют РКС в недостаточной активности в деле проведения реформы. Чиновники, в свою очередь, объясняют это объективными причинами. Впрочем, равнодушие частного капитала к российскому коммунальному хозяйству объясняется, как известно, целым рядом причин. К ним относится и изношенность сетей, которая в целом ряде регионов составляет 60%, и отсутствие каких-либо гарантий для сделанных инвестиций, и неясность тарифообразования. По поводу последней, кстати, председатель совета директоров РКС Михаил Абызов высказался на прошедшем на днях в Кремле Всероссийском экономическом форуме. Он сообщил, что РКС представило ряд поправок и предложений ко второму чтению законопроектов о тарифном регулировании и об инвестиционных соглашениях в сфере ЖКХ, рассматриваемых в «жилищном» пакете. Суть предлагаемых поправок – полная деполитизация процесса принятия тарифных решений и обеспечение гарантий по вложенным инвестициям в коммунальном секторе.

Минпромэнерго, как выясняется, планирует решить эту проблему путем создания специализированного фонда. Эксперты оценивают эту идею как несколько преждевременную. «Изменение концепции бюджетирования является положительной новостью для отрасли, – сказала RBC daily консультант компании «Современные бизнес-технологии» (СБТ). – Первостепенное значение имеет создание институциональной среды, на которое и надо направлять средства». Под созданием институциональной среды эксперт СБТ подразумевает оформление правового поля, а именно – принятие концессионного права, и либерализацию тарифообразования. «Это два основных препятствия, которые тормозят приход частного бизнеса в отрасль», – считает эксперт СБТ. Напомним, что отсутствие концессионного права сдерживает передачу коммунальных сетей частным инвесторам, поскольку, по мнению участников этого рынка, аренда не является инструментом, обеспечивающим достаточные гарантии инвесторам, а собственность неинтересна самому бизнесу из-за высокой степени изношенности сетей. Нелиберализованное тарифообразование также является препятствием на пути частного бизнеса в ЖКХ, поскольку оно не позволяет компаниям устанавливать тарифы на свои услуги и таким образом добиваться безубыточности.

В СБТ полагают, что без решения этих двух ключевых вопросов никакие финансовые вливания в ЖКХ не позволят добиться каких-либо результатов. «Вложение денег в неподготовленную среду выглядит по меньшей мере странно, – соглашается с ней один из экспертов. – Сначала необходимо решить рыночные задачи, которые изначально тормозят реформу». Впрочем, такого мнения придерживаются не все. «Новая схема финансирования рыночных преобразований в сфере ЖКХ может стать действенной и серьезно заинтересовать регионы при определенных условиях: конкурсном отборе заинтересованных регионов, разработке реальной программы реформирования ЖКХ, софинансировании (используются не только средства займа, но и средства регионального бюджета и привлеченных инвестиций), внедрении бюджетирования по результатам, постановке системы как внутреннего, так и внешнего мониторинга и контроля достигнутых результатов, – сказал RBC daily заместитель директора департамента консультационных услуг государственному сектору компании «ФБК» Андрей Синягин. – Именно в этом случае возникают надежды и даже гарантии, что средства новообразованного фонда не растают при решении комплекса проблем реформы ЖКХ, так долго и мучительно не сдвигаемой с мертвой точки. Поэтому так важно не только утвердить новую концепцию, но и в ее рамках подготовить, апробировать и внедрить эффективные механизмы и инструменты распределения средств фонда, разработке которых будет способствовать опыт функционирования фонда реформирования региональных финансов и первые результаты реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации».

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Возврат к списку