16+
Регистрация
РУС ENG

«Роснефть» подстраховалась

30.06.2006 RBCdaily Екатерина Колесникова

Компания купила порт в Находке, чтобы гарантировать стабильность поставок нефтепродуктов в Китай

«Роснефть» примеривается к статусу перевозчика. Вчера компания объявила о покупке 97,51% уставного капитала крупнейшего порта на тихоокеанском побережье ОАО «Находкинский нефтеналивной морской торговый порт» (ННМТП). Ранее крупнейшим акционером порта была НК «Альянс», которая еще в начале года и не помышляла о продаже своего актива. Стороны не раскрывают деталей сделки. По мнению аналитиков, НК «Альянс» продал порт в преддверии IPO, чтобы получить одобрение продажи своих акций у государства. «Роснефти» нужен порт, чтобы наладить массовые поставки нефтепродуктов в направлении Китая.

ОАО «Находкинский нефтеналивной морской торговый порт» включает пять причалов порта общей протяженностью 520 м, рассчитанных на прием судов длиной до 250 м при осадке до 11,5 м. Порт располагает также универсальным перегрузочным комплексом и сухогрузным причалом длиной 160 м. Согласно отчету компании за I квартал 2006 г., основные акционеры порта – НК «Альянс» (65,84% уставного капитала), ЗАО «СОЮЗ-КОНСАЛТ» (16,87%), ЗАО «Мегаполис» (12,77%). С июня 2003 г. обыкновенные акции порта включены в котировальный список «B» РТС. Чистая прибыль компании в I квартале 2006 г. составила 515 тыс. руб., выручка – 126,5 млн руб., валовая прибыль – 24 млн руб. В 2005 г. «Нефтепорт» осуществил отгрузку около 6 млн т нефтепродуктов, было обслужено более 1 тыс. судов. ННМТП – крупнейший специализированный морской торговый порт на тихоокеанском побережье РФ, к тому же он открыт для навигации круглый год и не требует ледокольного сопровождения для проводки судов в период ледостава.

Вчера «Роснефть» и НК «Альянс» объявили о заключении сделки по покупке 97,51% уставного капитала порта в Находке. Стороны не раскрывают сумму сделки. По оценке аналитиков, стоимость порта, исходя из текущих котировок, составляет около 40 млн долл., однако они предполагают, что «Роснефть», скорее всего, заплатила за него более высокую цену – 70–100 млн долл. «Покупка порта связана с планами наращивать отгрузку нефти и нефтепродуктов на экспорт в страны АТР», – объясняет аналитик Rye, Man & Gor securities Олег Судаков. Он предполагает, что миноритарии не будут довольны сменой главного акционера. «По новому закону об акционерных обществах, если акционер консолидирует свыше 95% акций, он может сделать миноритариям безотзывную оферту и выкупить их доли по цене, определенной независимым оценщиком. Не исключено, что если «Роснефть» пойдет на этот шаг, результаты независимой оценки не придутся по душе миноритарным акционерам порта», – говорит г-н Судаков.

Сообщение о сделке стало неожиданным для участников рынка. Согласно отчету НК «Альянс» за I квартал текущего года, компания не собиралась расставаться с портом: в планах на 2006 г. стоят строительство очистных сооружений хозяйственно-бытовых стоков, проектирование зоны санитарной охраны подземного водозабора и т.д. Со всеми этими планами компания смогла бы управиться как минимум к началу третьего квартала, полагают эксперты. Поэтому они считают, что инициатором сделки была государственная нефтяная компания. В пресс-службе «Роснефти» RBC daily подтвердили, что были очень заинтересованы в приобретении порта – рядом с ним располагаются нефтебазы «Роснефть-Находкапродукт», на который поступают нефтепродукты с Комсомольского НПЗ. Как говорится в пресс-релизе «Роснефти», после завершения сделки компания создаст на Дальнем Востоке единый технологически замкнутый производственный комплекс. В НК «Альянс» комментировать эту сделку не стали.

Как отмечают наблюдатели, китайский рынок является сейчас приоритетным для «Роснефти». В Поднебесную пойдет 60% нефтепродуктов, произведенных на Комсомольском НПЗ в рамках соглашений, заключенных госкомпанией с CNPC и Sinopec. Объемы поставок будут расти: к 2010 г. завод увеличит выпуск продукции в два раза до 12 млн т. Между тем основной способ перевозки – железная дорога – не справляется с растущими потребностями «Роснефти». По данным аудиторско-консалтинговой компании «Развитие бизнес-систем», РЖД планировали увеличить провозную способность основной магистрали в Китай «Карымская–Забайкальск» с 7,6 до 12 млн т сырой нефти, однако эти планы отложены на неопределенный срок из-за нехватки средств. Единственный способ не сорвать поставки – воспользоваться морскими перевозками.

Эксперты расходятся в предположениях, что же заставило «Альянс» расстаться со столь ценным активом. По мнению аналитика «МДМ-Банка» Андрея Громадина, компания, возможно, избавляется от непрофильных активов перед запланированным на середину 2007 г. IPO на Лондонской бирже. Эксперт, попросивший об анонимности, наоборот, считает, что «Альянс» был вынужден продать порт госкомпании, чтобы получить со стороны государства поддержку своего IPO. «Точно так же в свое время поступал «НОВАТЭК», который продал «Газпрому» «Пурнефтегаз», 25% «Тамбейнефтегаза» и впоследствии 20% собственных акций. Взамен газовая компания гарантировала себе низкие риски ведения бизнеса», – говорит он.

Отправить на Email

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Возврат к списку