16+
Регистрация
РУС ENG

Первая нефть

30.05.2006 Ведомости Вера Сурженко, Екатерина Дербилова

Из Азербайджана доставлена в Турцию

В турецкий порт Джейхан поступила первая азербайджанская нефть, однако прогнозы о сроках начала полноценной работы трубопровода Баку — Тбилиси — Джейхан пока расходятся. Но в любом случае часть добываемой в Азербайджане нефти продолжит идти через Новороссийск, уверены в “Транснефти”.

Трубопровод Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД) протяженностью 1767 км проходит через Азербайджан, Грузию и Турцию, минуя проливы Босфор и Дарданеллы. Стоимость проекта – $3,6 млрд. Пропускная способность трубы – 50 млн т нефти в год. На первой стадии через трубопровод планируется пускать 25 млн т нефти. БТД принадлежит консорциуму BTC Co, его акционеры – BP (30,1%), ГНКАР (25%), Unocal (8,9%), Statoil (8,7%), TPAO (6,5%), ENI (5%), Itochu (3,4%), ConocoPhillips (2,5%), Inpex (2,5%), Total (5%) и Amerada Hess (2,4%). Комитет по разработке месторождений Азери, Чираг и глубоководной части месторождения Гюнешли в азербайджанском секторе Каспийского моря: ГНКАР – 10%, BP – 34,1%, Unocal – 10,3%, Inpex – 10,0%, Statoil – 8,6%, ExxonMobil – 8%, TPAO – 6,8%, Devon – 5,6%, Itochu – 3,9%, Amerada Hess – 2,7%.

Идея транспортировки азербайджанской нефти через глубоководный порт Джейхан появилась в 1992 г. Спонсорская группа по финансированию проекта, в которую вошли ГНКАР, BP, Unocal, Statoil, ТPАО, Itochu, Ramco и Delta Hess, была создана в 2000 г., а строительство трубы началось только в 2002 г. Целью амбициозного проекта стала прокладка маршрута для транспортировки каспийской нефти в обход проливов Босфор и Дарданеллы, проход танкеров по которым постоянно ограничивает Турция.

По первоначальному плану нефть должна была пойти по БTД еще год назад, но из-за претензий экологов и правозащитников, опасений грузинских властей по поводу безопасности трубопровода и проч. консорциуму пришлось отложить старт до середины 2006 г. Закачивать нефть в трубопровод Баку — Тбилиси — Джейхан операционный консорциум BTC Co начал более года назад. Сырье поступает с месторождений Азери, Чираг и Гюнешли (суммарные извлекаемые запасы оцениваются в 5,4 млрд баррелей) и разрабатывают их практически те же компании, что и строили трубопровод. Для его заполнения потребовалось 10 млн баррелей нефти и к концу прошлой недели оставалось заполнить еще около 40 км трубы, сообщил “Интерфакс” со ссылкой на министра промышленности и энергетики Азербайджана Натика Алиева. А в субботу в турецком порту Джейхан — конечной точке трубопровода — уже началась загрузка танкера The British Hawtharne азербайджанской нефтью, сообщил ИТАР-ТАСС со ссылкой на телекомпанию CNN-Turk. По данным агентства, церемония отправки первого танкера и открытия трубопровода намечена на 13 июля. Как заявил Алиев, первую партию нефти в 300 000 т приобрела ExxonMobil. С представителями этой компании “Ведомостям” вчера связаться не удалось — у них был нерабочий день.

Аналитик Argus Media Олег Кирсанов говорит, что на танкер в Джейхане была погружена техническая нефть, доставленная морским путем из грузинского порта Супса с целью проверки работы оборудования. По его информации, трубопровод еще не готов к полноценному функционированию из-за технических проблем “и пока не приходится ожидать, что проект до конца года выйдет на первую стадию прокачки нефти объемом 25 млн т в год”. Поэтому Кирсанов не прогнозирует скорого снижения объемов прокачки азербайджанской нефти по действующим маршрутам Баку — Новороссийск и Баку — Супса (по данным ГНКАР, в 2005 г. они составили 4 млн т и 6,9 млн т соответственно) . Но Максим Шеин из “Брокеркредитсервиса” считает, что до конца года БТД сможет выйти на планируемую мощность в 25 млн т в год, а добыча нефти в Азербайджане составит около 30 млн т. “Заполнять БДТ азербайджанцы будут за счет сокращения прокачки по маршрутам до Новороссийска и Супсы, ведь в отличие от БДТ они связаны с проходом танкеров через Босфор и Дарданеллы”, — полагает Шеин.

Но вице-президент “Транснефти” Сергей Григорьев уверен, что интересы его компании не пострадают. “[Компании, добывающие нефть в Азербайджане] не хотят отказываться от прокачки по маршруту Баку — Новороссийск, а хотят диверсифицировать поставки”, — объясняет он. Аналитик Газпромбанка Сергей Суверов видит для этого и политические причины: “БТД — политический проект, поддерживаемый американцами. Стараясь сохранить политический баланс между Россией и США, Азербайджан постарается сохранить поставки нефти по трубопроводу Баку — Новороссийск”.

Отправить на Email

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Возврат к списку