16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск

Налог раздора

19.11.2004 Российская газета Игорь Велетминский

Сколько же должны платить нефтяники?

Грянувшие налоговые проверки нефтяных компаний взбудоражили всех. Дело не только в том, что наконец-то все узнали, "кто следующий за "ЮКОСом". (Ими оказались ТНК, "Сибнефть", "Роснефть", "Славнефть" и "Татнефть".) Начало налоговых чисток, по сути, означает и старт новой линии власти в отношении всей отрасли. Государство не довольствуется только наведением финансового порядка в "нефтянке" - на очереди введение других принципов работы отрасли. Выработка долгосрочной стратегии. Одним из ее столпов, судя по всему, будет коренной пересмотр налогообложения "нефтянки".


Доходы российской казны во многом зависят от мировых цен на нефть. Но жизнь показывает, что эта величина непостоянная.

Хорошо сегодня, когда за баррель российской Urals дают на биржах 40 долларов и больше. А если завтра цены упадут, не останемся ли мы без доходов вообще?

Кроме того, как неоднократно заявляли сами нефтяники, отбирать у отрасли всю прибыль недальновидно, поскольку специфика ее такова, что без солидных вложений в разведку, обустройство и создание инфраструктуры добыча может упасть. Как же совместить интересы власти и нефтяников?

Корни проблемы многие государственные деятели и эксперты видят в том, что нынешняя система налогообложения не стимулирует нефтяников к нужным для общества действиям. А потому, несмотря на заверения представителей минфина, что налоговая реформа в России подошла к концу, здесь предстоят большие перемены.

Прежде всего, как считает начальник Экспертного управления президента Аркадий Дворкович, нужно кончать с нестабильностью налогового законодательства. "Мы должны зафиксировать законодательство таким образом, чтобы нефтяники могли планировать свою работу на несколько лет", - предложил он недавно.

Действительно, нынешнее налогообложение не стимулирует разработку новых месторождений нефти. Более того, подрывает инвестиционную привлекательность отрасли. Компании продолжают "снимать сливки" с существующих месторождений в ущерб долгосрочному развитию.

В условиях, когда ставки налогов скачут непредсказуемо, никто не будет "зарывать деньги" в новые проекты.

В 2001 году объем инвестиций составил 10 миллиардов долларов, в 2002 году - 8,5 миллиарда, в прошлом году - 7,4 миллиарда. У западных компаний объем капвложений на одну тонну нефти сейчас составляет 40-50 долларов, у российских - 17 долларов. А ведь наши основные месторождения выработаны в значительной степени, для модернизации отрасли и освоения новых месторождений требуются миллиарды долларов.

Есть и другая проблема, связанная с изъятием сверхдоходов нефтяников в Стабилизационный фонд. По мнению части экспертов, потеря денег компаниями приводит к тому, что они пытаются отыграться на внутреннем рынке, взвинчивают цены на все нефтепродукты. Да и сама ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) привязана к мировым ценам на нефть. Вот тут-то и возникает вопрос: а к чему ее, собственно, привязывать, если не к мировым ценам? Сторонники пересмотра ставки НДПИ говорят уже не первый год, что исходить следовало бы из условий добычи и ставку делать дифференцированной, как в большинстве стран.

Вроде бы логично. Подсчитано, сколько ты можешь добыть в своих условиях, во что тебе это обойдется, и определить, сколько ты за это должен платить. А если сверхприбыль ты получаешь на мировом рынке, то изъять ее можно будет с помощью экспортных пошлин.

Тем не менее многие считают эту идею привлекательной только на бумаге. Главный контраргумент - значительная "взяткоемкость" процесса, ведь особенности месторождений, учитываемые при такой системе, определяют чиновники. Между тем многие нефтяные компании ратуют за отмену нынешней шкалы НДПИ. "За скобки", как считают аналитики, здесь выносится то, что "коррупционная шкала" обойдется им намного дешевле, чем существующая. Вот до чего дошло! Тем не менее директор департамента макроэкономического прогнозирования минэкономразвития Андрей Клепач недавно заявил: "Дифференцировать НДПИ нужно, а также частично отвязать его от мировых цен на нефть, хотя бы и с 2006 года". Добавим, что раньше в любом случае не получится: в бюджет-2005 уже заложены доходы от ныне действующих налогов.

Недавно возникла еще одна проблема, вроде бы не имеющая отношения непосредственно к добыче нефти. Нефтедоллары, безусловно, укрепляют рубль по отношению к доллару. В таких условиях поступающие в страну нефтедоллары несколько обесцениваются, приходится больше отдавать за налоги, исчисляемые в рублях. Да и внутренние издержки в рублях тоже при этом растут. Так что расходы компаний увеличиваются, что тоже не способствует их развитию.

В общем, в дискуссии по поводу налогов в нефтедобывающей отрасли появилась общая для всех сторон точка зрения: налоговые подходы к "нефтянке" надо менять. Но пока вопросов здесь больше, чем ответов. В 2005 году отрасль войдет с существенно выросшей ставкой НДПИ, а экспортные пошлины, на которые приходится две трети денежных изъятий из "нефтянки", также будут расти. В то же время точка зрения, что страна подошла к предельному уровню налоговой нагрузки на "нефтянку", незаметно стала доминирующей. В развитие этой темы все чаще звучат обещания, что повышаться налоги в ближайшее время не будут. Как, впрочем, и понижаться - они достигли уровня мировых аналогов. Но это значит только одно: сменены будут не ставки, а принципиальные подходы. Одна из уже вброшенных идей - считать налоги не с добычи нефти, а с прибыли компаний. Только такая система может, по мнению ее авторов, подвигнуть бизнес к разработке новых месторождений. Глубинный смысл новации видится в том, что государство не должно следовать только одной линии интересов, например, фискальной или антимонопольной. Нужно также учитывать развитие регионов и нефтяного сектора. Информацией к размышлению на 2005 год можно считать и идею о переходе от налоговых платежей к неналоговым. Путь здесь такой, как предлагают специалисты департамента налоговой политики минфина: в новом законопроекте "О недрах" прописать взимание лицензионных сборов, бонусов, платы за участие в аукционах и так далее. Эта идея пока представляется наиболее слабой из предложенных - собрать достаточные суммы с помощью такого маневра более чем проблематично.

Публичное обсуждение модификации налоговой системы, конечно, не дает оснований для вывода о возможном смягчении при изъятии сверхприбылей нефтяников. Наоборот, минфин продолжает разрабатывать идеологию НДД - планируемого нового налога на дополнительные доходы. А подмога государства нефтяникам для увеличения добычи будет выражаться в создании трубопроводной инфраструктуры. Логика прозрачна. Трубопроводы снижают издержки при транспортировке нефти, нынче слишком дорогой, по железной дороге и морю. А кроме того, стимулируют увеличение добычи нефти - компании точно знают, как она уйдет покупателям. Уже прошло сообщение о том, что в правительстве готово решение о строительстве восточного нефтепровода "Тайшет - Находка". Кстати, именно сосредоточение усилий и ресурсов государства на развитии инфраструктуры объявлено приоритетом при использовании средств Стабилизационного фонда. При наличии транспортных артерий, по оценке минэкономразвития, российские компании могут увеличить добычу до 570-600 миллионов тонн к 2012 году (в 2003 году добыто 421 миллион тонн). К этому остается добавить усовершенствованное налоговое законодательство, которое стабилизирует издержки компаний и стимулирует развитие.

Как видим, государство именно так и собирается "подыграть" нефтяным компаниям. Потому-то и разгораются дискуссии на все более высоком уровне. Началась обкатка новых идей. Потом они должны будут пройти тест на многофункциональность - и бюджетные доходы увеличить, и стимулы для долгосрочных капвложений дать, и коррупцию снизить до разумных пределов, не без этого. И, вероятно, уже в следующем году все эти новации создадут контуры новой налоговой системы для отечественной нефтянки.



Досье "РГ"

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) введен в действие с 1 января 2002 года. Он заменил собой налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акцизы на нефть. Базовая ставка НДПИ сейчас составляет 347 руб. за тонну, с применением коэффициентов, характеризующих мировые цены на нефть. Так, при цене барреля нефти 24 доллара НДПИ составит 682 рубля. Предполагается, что с 1 января 2005 года базовая ставка налога вырастет до 400 рублей. Однако в связи с ожидаемой отменой НДС при торговле энергоносителями со странами СНГ базовая ставка может составить и 419 руб. за тонну.

Экспортная пошлина на нефть с 1 ноября 2004 года составляет 87,9 доллара за тонну. С 1 декабря она подрастет до 101 доллара. (Еще 1 июня этого года ставка пошлины была 41,7 доллара, с 1 августа увеличилась до 54 долларов, с 1 октября - до 69 долларов.)

Кроме этого, нефтяные компании платят и все предусмотренные для хозяйствующих субъектов налоги - НДС, единый социальный, на имущество.

Пока не введенный НДД (налог на дополнительный доход) будет учитывать, как сообщил замминистра финансов Михаил Моторин, соотношение затрат на разработку месторождений и получаемых от него доходов. Кстати, именно этот принцип лежит в основе дифференцированной шкалы НДПИ.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Возврат к списку