16+
Регистрация
РУС ENG

Налоговые льготы ждут «нефтянку», но не всю

26.05.2006 RBCdaily Екатерина Аккерман

Депутаты убеждены, что законопроект, разработанный в МЭРТ, уменьшит налоговую нагрузку только для отдельных компаний

Вчера бюджетный комитет Госдумы поддержал принятие законопроекта, вводящего налоговые каникулы для новых нефтяных месторождений и пониженную ставку НДПИ для месторождений истощенных. При этом налоговый подкомитет еще лишь два дня назад рекомендовал отклонить этот законопроект: его члены сочли, что вариант, подготовленный МЭРТ, фактически предоставляет адресные льготы отдельным компаниям. Однако, еще раз обсудив спорные моменты, депутаты сменили гнев на милость, и законопроект все-таки поддержали, договорившись с Минэкономразвития внести необходимые исправления во время подготовки ко второму чтению. Причина такой покладистости парламентариев кроется в том, что этот закон требуется для подготовки бюджета-2007, а значит, должен быть принят в весеннюю сессию.

Снижение темпов нефтедобычи (а с сентября 2004 года ежемесячный прирост объема добытого сырья практически прекратился) заставило правительство задуматься об исправлении ситуации. Законопроект, разработанный МЭРТ, предусматривает создание налоговых стимулов для освоения новых нефтяных месторождений и «дожима» выработанных. Нулевую ставку НДПИ правительство предусматривает для новых месторождений Восточно-Сибирской нефтеносной провинции – это часть Иркутской области, Красноярского края и Республики Саха (Якутия).

По словам заместителя министра экономического развития и торговли Кирилла Андросова, даже при аномально высокой цене нефти Urals – 55 долл. за баррель – освоение новых месторождений здесь нерентабельно. Дело в том, что в регионе практически полностью отсутствует инфраструктура – нет ни автомобильных, ни железных дорог, ни линий электропередач. Освоение крупного месторождения потребует не менее 10 млрд долл. инвестиций, в то время как существующий налоговый режим не стимулирует компании к таким вложениям. Поэтому при разработке новых восточносибирских месторождений предлагается установить нулевую ставку НДПИ. Она будет действовать либо 10 лет с момента выдачи лицензии на промышленную эксплуатацию месторождения, либо 15 лет с момента выдачи геологической лицензии. Как только добыча с месторождения достигнет 25 млн тонн нефти, действие льготы прекращается.

Что касается истощенных месторождений, то для тех из них, которые перешли 80-процентную планку выработанности, предусматривается снижение ставки НДПИ. Причем максимальное снижение – до 30% от стандартной ставки – ждет месторождения, выработанные на 100%. В Минэкономразвития считают, что такая мера сделает рентабельной доразработку брошенных месторождений компаниями малого и среднего бизнеса, которые будут возвращаться в нефтедобычу. При этом уровень рентабельности составит 5–7%, что, по оценкам г-на Андросова, вполне прилично для среднего бизнеса. Страна же к 2009 году получит около 6–8 млн тонн дополнительной добычи нефти.

Против мер по развитию нефтеперерабатывающей отрасли возражать сложно, но у депутатов доводы нашлись. И первый из них – предоставление льгот отдельным субъектам Федерации. «Фактически это будет индивидуальная льгота для некоторых компаний», – заявил заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Сергей Штогрин. «Адресное выделение льгот (то есть перечисление конкретных нефтегазоносных провинций) противоречит первой части Налогового кодекса РФ», – поддержала коллегу по бюджетному комитету Белла Панина. Однако, по словам представителя правительства, названия конкретных субъектов Федерации прозвучали только потому, что все компании, которым выданы лицензии (а их около 40), расположены именно там, а в других субъектах – Чите, Бурятии и пр. – сегодня нефти нет и в ближайшее время вряд ли будет. Кроме того, по словам сенатора Вячеслава Новикова (а он представляет в Совете Федерации Красноярский край), речь все-таки идет о налоговом стимулировании развития региона в целом, но никак не отдельных компаний. «На территории Красноярского края сейчас работает «Роснефть», находятся активы ЮКОСа, «Газпрома» (у него, правда, еще нет лицензии)… Поэтому как можно говорить о том, что льготы предоставляются конкретной компании? – недоумевает сенатор. – А если завтра повторится история с ЮКОСом?»

Поспорив энное количество времени и посетовав на низкое качество законопроекта с точки зрения юридической техники, депутаты все-таки сошлись на том, что в первом чтении его придется поддержать, а дорабатывать уже по ходу дела. Почему? Да все просто: документ входит в пакет налоговых законов, необходимых для подготовки бюджета на 2007 год. Это значит, что он должен быть принят в весеннюю сессию, которая вот-вот закончится. А выступать инициатором ее продления глава бюджетного комитета не захотел.

Отправить на Email

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Возврат к списку