16+
Регистрация
РУС ENG

Трубопровод чистой воды

27.04.2006 КоммерсантЪ АННА Ъ-СКОРНЯКОВА, НАТАЛЬЯ Ъ-СКОРЛЫГИНА

Перенос ВСТО сохранит Байкал, но не затраты на строительство

По оценкам экспертов, изменение маршрута нефтепровода Восточная Сибирь–Тихий океан (ВСТО) может поднять стоимость проекта примерно на $1 млрд и затянуть сроки его реализации. "Транснефть" уверяет, что труба будет построена в срок, но признает, что экономика проекта меняется коренным образом.

Неожиданное решение президента о переносе трубы подальше от Байкала шокировало главу "Транснефти". "Я не могу сказать, на сколько километров удлинится маршрут и насколько это будет дороже,– сказал Семен Вайншток журналистам.– Для этого необходимы исследования". По его словам, окончательную длину маршрута можно будет определить месяца через полтора.
"Мы и раньше говорили о маршруте, который длиннее существующего на 900 км (это наиболее удаленный от Байкала и сейсмически безопасный вариант.–Ъ),– отметил глава "Транснефти".– Новое предложение – это не такой удлиненный маршрут". По словам господина Вайнштока, принятое президентом решение "в корне меняет экономику данного проекта" и может "несколько увеличить тарифы, которые обеспечат экономическую целесообразность маршрута". Однако на сроках реализации проекта изменение маршрута трубы, по его мнению, не скажется.

Как пояснил Ъ вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев, компания постарается уложиться в обозначенные ранее сроки строительства и согласовать новый маршрут байкальского участка, пока будут строиться остальные участки трубы. По сетевому графику строительства первый участок нефтепровода должен быть сдан к 1 ноября 2008 года.

Однако, по мнению экспертов, изменение маршрута существенно отложит окончание строительства трубы. Директор Института энергетической политики Владимир Милов полагает, что сдать ВСТО, который он назвал "вторым БАМом", к указанным срокам не удастся даже без изменения маршрута. "Наиболее близкий к реальности срок пуска первого участка – 2010 год или позднее",– заявил он Ъ. Эксперт оценил строительство километра ВСТО в среднем в $3 млн. По его мнению, в случае удлинения трассы капзатраты по первой очереди возрастут примерно на $1 млрд. "Это будет в любом случае субсидируемый проект,– считает он.– Иначе "Транснефти" не удастся предложить приемлемые тарифы. Из этой ситуации есть два выхода: либо полное субсидирование строительства трубопровода, либо дотирование транспортировки, например, в виде налоговых льгот нефтяникам, работающим в этом регионе".

Проект ВСТО предусматривает строительство нефтепровода по маршруту Тайшет (Иркутская область)–Сковородино (Амурская область)–побережье Тихого океана. Затраты на строительство трубопровода пропускной способностью 80 млн тонн оценивались до вчерашнего дня в $11,5 млрд. Трубу предполагается строить в два этапа – на первом провести нефтепровод от Тайшета до Сковородино, одновременно построив терминал на побережье Тихого океана, куда нефть будет доставляться от Сковородино по железной дороге. Стоимость строительства первого этапа – $6,65 млрд.
Прокладке нефтепровода в непосредственной близости от Байкала пытались воспрепятствовать всевозможные организации – от экологических Greenpeace и WWF до региональных сообществ жителей Сибири и Дальнего Востока. Жители Хабаровского края и местные организации даже подавали иск в Верховный суд об отмене распоряжения о строительстве ВСТО, однако потерпели поражение. Максимум, чего удалось добиться как экологам, так и не одобрявшим проект госорганам,– это отклонение ТЭО строительства терминала в бухте Перевозная. Вопрос о конечной точке ВСТО, по словам главы Минпромэнерго Виктора Христенко, будет решен к октябрю–ноябрю этого года.

После прошлогоднего призыва Владимира Путина не затягивать с реализацией проекта его согласование проходило крайне стремительно даже в тех министерствах, которые ранее выступали категорически против предложенного "Транснефтью" маршрута трубы. Сначала прокладке трубопровода вблизи Байкала воспрепятствовало Минприроды (МПР), вынужденное в итоге снять свои возражения. Потом государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) Ростехнадзора дала отрицательное заключение по ТЭО по тем же причинам, что и ранее МПР. Однако, переформировав экспертную комиссию, руководству Ростехнадзора удалось добиться утверждения ТЭО. В начале апреля ТЭО первой очереди одобрила Главгосэкспертиза, подведя, казалось, итог под экспертным согласованием проекта. Теперь согласующим ведомствам придется провести еще одно стремительное согласование.

Отправить на Email

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Возврат к списку