16+
Регистрация
РУС ENG

Нефтяники уходят из Черного моря

26.04.2006 RBCdaily Екатерина Колесникова

Реанимирована идея строительства трубопровода Бургас-Александруполис

Строительство нефтепровода Бургас-Александруполис, задуманное российскими и греческими властями еще 13 лет назад, наконец-то сдвинулось с мертвой точки. Вчера исполнительный директор ТНК-ВР Герман Хан заявил о том, что четыре игрока – ТНК-ВР, «Роснефть», «Сибнефть» и Chevron – в ближайшее время создадут международную компанию для реализации этого проекта. По мнению аналитиков, появление интереса у инвесторов связано с намерением властей Турции не допустить роста морских перевозок нефти из-за возможных экологических проблем. Также Бургас-Александруполис могут связать с трубой Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), акционерами которого являются Chevron и «Роснефть», что обеспечит дополнительный приток «черного золота» из Казахстана в Европу.

Проект строительства нефтепровода Бургас-Александруполис был инициирован российскими и греческими компаниями в середине 90-х годов. Протяженность нефтепровода составит около 312 км при мощности 35-50 млн т в год. Инвестиции оцениваются более чем в 700 млн долл. После запуска нефть будет доставляться по морю из Новороссийска в болгарский порт Бургас, оттуда по новому нефтепроводу – в греческий город Александруполис, а затем в страны Западной Европы. Этот проект представляет собой альтернативу перевозке нефти через черноморские проливы, которые в настоящее время существенно перегружены. Однако за все эти годы идея так и не реализовалась. Компании объясняли это отсутствием нужных для полной загрузки трубы объемов нефти. В апреле 2005 г. правительства России, Греции и Болгарии подписали меморандум о строительстве трубопровода Бургас-Александруполис, однако никакого дальнейшего развития событий не последовало – по той же причине.

Нефтепровод КТК Тенгиз-Новороссийск общей протяженностью 1580 км соединяет месторождения Западного Казахстана с российским побережьем Черного моря. КТК в 2005 г. увеличил отгрузку нефти на экспорт на 35,5% – до 30,5 млн т – по сравнению с предыдущим годом. Проект расширения мощности КТК до 67 млн т в год включает в себя проектировку и строительство 10 новых перекачивающих станций, увеличение существующих резервуаров для хранения дополнительных 480 тыс. т нефти, а также сооружение третьего выносного причального устройства на Черном море. Среди акционеров КТК есть и нынешние партнеры по Бургасу-Александруполису – Chevron и «Роснефть».

Вчера стало известно, что у строительства газопровода Бургас-Александруполис впервые за долгое время появились светлые перспективы. Исполнительный директор ТНК-ВР Герман Хан заявил, что проектом наконец заинтересовались поставщики: ТНК-ВР, НК «Роснефть», НК «Сибнефть» и Chevron. Он также сообщил, что в ближайшее время будет создана международная проектная компания, все четыре игрока станут ее учредителями. По словам президента «Транснефти» Семена Вайнштока, его компания также будет участвовать в проекте, но пока только в качестве наблюдателя. Он считает, что в этом проекте понадобится логистический опыт «Транснефти» и оказание операторских услуг. О своем интересе к новому нефтепроводу также заявил «КазМунайГаз». Дата запуска проекта неизвестна. Как пояснили в пресс-службе ТНК-ВР, сначала участникам предстоит обсудить детали проекта, а потом согласовать их с властями.

Компании наотрез отказались объяснить, что же изменилось к лучшему в прежде непривлекательном проекте. Косвенно свет на эту загадку пролил г-н Вайншток, который обмолвился о том, что с Бургасом-Александруполисом следует увязать планы расширения мощностей КТК, так как само по себе это расширение может усугубить проблему загрузки черноморских проливов. Г-н Вайншток напомнил, что, помимо терминала КТК, только в новороссийском терминале переваливается около 50 млн т нефти, которую нужно как-то транспортировать.

Тему, озвученную Семеном Вайнштоком, развивают эксперты. По их мнению, появление интереса к прежне бесперспективному проекту связано именно с обострением ситуации вокруг перевозок нефти по Черному морю. По мнению аналитика ФК «Мегатрастойл» Александра Разуваева, нефтяников привлекла перспектива перекачивать нефть именно по трубе после обвинений турецких властей в создании экологических проблем. «Турецкие власти заявляют, что напуганы ростом объемов перевозок, которые к 2010 г. могут увеличиться до 200 млн т нефти ежегодно. По их мнению, это навредит экологии», – говорит эксперт.

С г-ном Разуваевым соглашается бизнес-директор по развитию ТЭК аудиторско-консалтинговой фирмы «Развитие бизнес-систем» Сергей Сергиенко, который считает, что соединение КТК с будущим трубопроводом Бургас-Александруполис позволит российским чиновникам не только не зависеть от настроения турецких властей, но и регулировать поставки в Европу в случае политических конфликтов. «Связь КТК с Бургасом-Александруполисом дает возможность диверсифицировать потоки нефти», – говорит он. Аналитик ИК «Финам» Тимур Хайруллин добавляет, что транспортировка нефти по трубе дешевле: в среднем экономия составляет 23 доллара с тонны.

Отправить на Email

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Возврат к списку