16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск

Нефти не хватит

15.11.2004 Время новостей Денис РЕБРОВ

Семен Вайншток считает проект Бургас--Александруполис «ошибочным»

Глава «Транснефти» Семен Вайншток в минувшую пятницу раскритиковал проект строительства нефтепровода в обход черноморских проливов Бургас--Александруполис. И это несмотря на то, что месяц назад во время визита премьера Михаила Фрадкова в Болгарию этому проекту де-факто был дан зеленый свет. А на прошлой неделе в Афинах Россия, Болгария и Греция парафировали меморандум о принципах строительства нефтепровода. Между тем г-н Вайншток считает, что этот трубопровод «ошибочен и экономически не оправдан». «Убежден, что этот проект не состоится, пока кто-то не прогарантирует поставки по этой системе», -- заявил он.

Первое соглашение о строительстве нефтепровода из болгарского Бургаса до греческого Александруполиса было подписано еще в 1991 году. Проект призван разгрузить турецкие проливы, через которые российская нефть попадает на рынок средиземноморья. В 2003 году таким путем было вывезено 80 млн тонн сырья, из них 60 млн -- российского. Причем в прошлом году Турция ужесточила правила для прохода танкеров через проливы Босфор и Дарданеллы, что в сочетании с плохими погодными условиями в этом районе привело к пробкам и задержкам в поставках российского сырья на юг Европы.

15-летняя история проекта объясняется тем, что объем добычи нефти в России после 1991 года стал снижаться. Однако в последние пять лет отрасль начала восстанавливать утраченные позиции, и 2001 году к вопросу строительства нефтепровода вернулись снова -- был подписан меморандум о сотрудничестве между странами-участницами. В соответствии с проектом, нефть будет доставляться из черноморских портов танкерами до Бургаса, затем перекачиваться в греческий Александруполис и оттуда транспортироваться уже по Средиземному морю, минуя турецкие проливы. Общая протяженность трассы нефтепровода составит около 300 км, пропускная способность на первом этапе -- 15 млн тонн , на втором -- 24 млн тонн, на третьем -- 35 млн тонн в год. Стоимость строительства оценивается примерно в 700 млн евро.

Ранее интерес к проекту испытывал ЛУКОЙЛ, купивший еще в 1999 году контрольный пакет НПЗ «Нефтохим Бургас». Однако компания так и не смогла согласовать вопросы тарифной политики. Сейчас позиция ЛУКОЙЛа несколько изменилась. «Нас все меньше волнует этот проект, -- говорит представитель компании. -- Ведь в перспективе регион наводнит казахская нефть (по окончании строительства нефтепровода Баку--Джейхан. -- Ред.), и российское сырье неизбежно подешевеет. Более перспективным нам видится рынок Северной Европы, но для того чтобы перенаправить потоки сырья, необходимо построить нефтепровод из Западной Сибири на побережье Баренцева моря». В остальных нефтяных компаниях пока затрудняются говорить о своем однозначном интересе к проекту. Представитель одной из них, так же как и г-н Вайншток, сомневается в целесообразности строительства. «Зачем вкладывать деньги в трубопроводы, да еще на территории чужих государств, если возможности проливов еще не исчерпаны?» -- говорит он.

Кстати, в сентябре аналогичную мысль высказал и министр транспорта Игорь Левитин. Тогда он назвал «политическим прессингом» заявления ряда государств и международных организаций, которые, «акцентируя внимание на вопросах безопасности судоходства (в проливе Босфор. -- Ред.), пытаются получить для себя дополнительные преимущества и удовлетворить собственные политические и экономические интересы».

Но месяц назад российский премьер-министр на встрече с болгарским коллегой заявил: "Мы обсудили вопрос строительства нефтепровода, отметив привлекательность этого проекта с точки зрения интересов участников и в контексте общей европейской интеграции". Впрочем, он добавил, что необходимо оценить экономическую целесообразность проекта, определить долю участия каждой из сторон с тем, чтобы проект был окупаем. "Альтернатива проекту существует, поэтому этот анализ должен проводиться комплексно", -- сказал российский премьер-министр. Впрочем, рамочный документ представители России все же подписали. И планируется, что окончательное соглашение будет подписано уже в декабре.

Означают ли слова г-на Вайнштока изменение позиции России по вопросу строительства нефтепровода, в правительстве в выходные выяснить не удалось.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Возврат к списку