16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск

Нефтепроводы должны быть безопасными

12.11.2004 Время новостей Алексей ЧЕРНОВ

Пассажиров проходящих поездов на перегоне Аша -- Улу-Теляк молчаливо встречают и провожают восьмиметровые гранитные фигуры. Они установлены здесь в память о жертвах крупнейшей катастрофы в истории нефтепроводного транспорта. В ночь на 4 июня 1989 года в 11 километрах от станции Аша, на территории Иглинского района Башкирии, пострадало 1200 человек -- 573 погибли, 620 получили ранения. К сожалению, в России сегодня по-прежнему существуют предпосылки масштабных аварий на трубопроводах.

По данным «Гринпис России», среднегодовая утечка в результате аварий в России составляет ежегодно не менее 15 млн т, количество нефти, попадающей в водные экосистемы, -- 4,5 млн т. По словам директора по кампаниям «Гринпис России» Ивана Блокова, экологический вред, наносимый нефтекомпаниями природе, не уменьшается, несмотря на рост инвестиций в природоохранные мероприятия.

Только в Западной Сибири прорывы нефтепроводов, по оценке «Гринпис», случаются до 35 тыс. раз в год, при этом официально регистрируются около 3 тыс. аварий с выбросом нефти свыше 1 т. Дело в том, что меньшие разливы нефтяники за аварии не считают, для них это не более чем «незначительные инциденты». Количество аварий на нефтепроводах за последние несколько лет увеличилось на 20%.

К сожалению, достоянием гласности становятся обычно либо очень крупные аварии, скрыть которые невозможно (разлив в Республике Коми 100 тыс. т нефти в 1994 году был первоначально выявлен с американского спутника, после чего появились статьи в американских газетах), либо аварии около населенных пунктов, когда возникает прямая угроза жизни и здоровью людей, либо аварии, при которых нефть попадает в крупные водотоки с расположенными на них водозаборами. Сами нефтяники отмечают, что в последние годы возросла агрессивность перекачиваемых по трубопроводам веществ, что связано со вступлением большинства месторождений в позднюю стадию разработки и увеличением содержания сероводорода в нефти. Более сернистая нефть приводит к снижению срока безаварийной эксплуатации труб внутренних нефтепроводов (для их производства часто используются низколегированные недорогие марки стали).

Сегодня внимание экологов привлечено к строящемуся участку нефтепровода Субханкулово--Альметьевск в Татарстане. Строительство трубопровода началось в 2004 году. В настоящее время на построенных участках проводятся испытания. По информации «Нефтегазовой вертикали», в августе было зафиксировано четыре случая отказа, а в октябре количество нештатных ситуаций возросло до 14.

Вводимый в строй участок нефтепровода Субханкулово--Альметьевск является магистральным -- это часть большого проекта магистрального нефтепродуктопровода (МНПП) Андреевка -- Черкассы (Уфа) -- Субханкулово -- Альметьевск -- Кстово (проект реализует компания «Транснефтепродукт»). По мнению экспертов, причину отказов при испытаниях нужно искать в качестве труб.

При строительстве трубопровода используются трубы диаметром 530 мм с толщиной стенки 8 мм. Трубопровод соединит две системы -- южный трубопровод, который идет из Уфы на запад, и трубопровод Нижнекамск--Альметьевск--Кстово. На территории республики в районе Альметьевска построена насосная станция емкостью 120 тыс. кубометров продукта. На начальном этапе нефтепровод будет перекачивать около 8 млн т сырья в год с последующим наращиванием объемов до 10 млн т. Это даст возможность нефтяным компаниям существенно сократить перевозки по железной дороге, что особенно актуально в связи с постоянно растущими тарифами на перевозки.

Внимание общественности и властей региона также приковано к этому проекту. Генеральным подрядчиком выступает партнер ОАО «АК «Транснефтепродукт» московская компания ОАО «Финансово-строительная корпорация «Нефтегазстрой восток». К подрядным работам привлечены и местные строительные организации, что дало возможность обеспечить дополнительные рабочие места. Протяженность нефтепровода -- 168 километров. Строительство трубы позволит республике иметь надежный транзитный узел, который обеспечит увеличение нефтепотоков из соседних регионов -- Перми, Уфы, Томска.

Однако властям вряд ли захочется иметь проблемный объект. Ведь если отказы трубы с такой частотой происходят в период испытаний, что будет, когда нефтепровод заработает на полную мощность? А ведь районы, по которым проходит участок Субханкулово--Альметьевск, густонаселенны. Если нештатная ситуация произойдет на работающем нефтепроводе, может потребоваться эвакуация значительного количества людей, а экологический ущерб в этом случае может составить огромную сумму.

Между тем заявления представителей «Транснефтепродукта», что за последние два года на нефтепродуктопроводах компании не возникло ни одной аварийной ситуации, внушают осторожный оптимизм.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Возврат к списку