России нужен свой атомный Иран
Визит Сергея Кириенко в Иран проходит в непростой обстановке. Запад настаивает на том, чтобы Тегеран прекратил работы по обогащению урана и ядерные исследования. США и Евросоюз считают, что Иран сможет использовать обогащенный на собственной территории уран для АЭС в Бушере в военных целях – для создания ядерного оружия. Чтобы не допустить подобного развития событий, Вашингтон угрожает нанести превентивный удар по иранским атомным объектам. Власти ИРИ все обвинения Запада отвергают и настаивают на своем праве развивать мирную ядерную энергетику.
Тегеран разработал амбициозную программу развития национальной ядерной энергетики. Строительство атомного энергоблока в Бушере проектной мощностью в 1 тыс. МВт – лишь первый шаг в ее осуществлении. Согласно «программе минимум» иранского правительства, к 2020 г. планирует ввести в строй еще 6 тыс. МВт атомных мощностей. Согласно альтернативным планам «быстрого роста», к 2020 г. могут быть введены все 11 тыс. МВт. Для того чтобы обеспечить ядерную безопасность, правительство Ирана планирует производить топливо для АЭС на территории республики. С таким сценарием категорически не согласен Запад.
Россия заинтересована в развитии иранской атомной энергетики. Только на строительстве АЭС в Бушере Россия заработала около 1 млрд долл. Большая часть денег уже выплачена. Перспектива участия в строительстве новых объектов крайне привлекательна для российских атомщиков. Иран же отдавать новые контракты Москве не торопится. В перспективе в иранских заказах заинтересованы немецкие, французские и даже американские компании. «Атомная программа Ирана неизбежна. Если Россию выдавят из ИРИ, то ее место займут другие», – сказал RBC daily эксперт петербургской консалтинговой группы «Конструирование будущего» Сергей Боровиков. Однако в обмен на лояльность российским предложениям по строительству новых станций Тегеран требует политической поддержки Москвой прав Ирана на производство сырья на своей территории на международной арене.
Между тем Москва заинтересована в ином сценарии развития событий. Президент России Владимир Путин в своем ежегодном большом интервью российским и иностранным журналистам заявил о том, что Россия готова помогать в развитии национальной атомной энергетики всем государствам, создавая совместные предприятия по переработке урана на своей территории. Такой подход отвечает российским интересам. С одной стороны, это позволило бы существенно сократить риск распространения ядерных материалов, пригодных для производства оружия, с другой – привлечь значительные средства в развитие национальной атомной энергетики. Проект обогащения сырья для атомной индустрии Ирана мог бы стать пробным камнем по реализации амбициозных планов российского руководства. В контексте же недавно обнародованной Сергеем Кириенко идеи восстановления технологических цепочек советского атомного комплекса – возрождения советского Министерства среднего машиностроения (Средмаша) с включением в единый цикл под общим управлением среднеазиатских и украинских предприятий – этот проект может стать началом полноценной промышленной реинтеграции постсоветского пространства. «Эта идея полностью укладывается в концепцию создания вертикально интегрированных холдингов, а также в энергетическую стратегию России, соответствует повестке «Большой восьмерки», где центральной темой станет «энергетическая безопасность», – считает г-н Боровиков.
Отправить на Email