16+
Регистрация
РУС ENG

Бензиновый удар

09.02.2006 Время новостей Денис РЕБРОВ, Николай ГОРЕЛОВ

ЛУКОЙЛ угрожает променять Mazeikiu Nafta на Скандинавию

ЛУКОЙЛ, который почти потерял надежду приобрести принадлежащие ЮКОСу акции Mazeikiu Nafta, пытается хотя бы немного повлиять на переговоры о продаже. Председатель правления «ЛУКОЙЛ-Балтия» (владеет крупнейшей розничной сетью в Литве -- более чем 100 АЗС) Иван Палейчик вчера заявил, что его компания намерена на треть снизить объем покупаемых на литовском заводе нефтепродуктов. «Mazeikiu Nafta как монополист (единственный НПЗ в Прибалтике. -- Ред.) диктует условия на рынке, с чем мы не желаем согласиться, -- цитирует его Интерфакс. -- Поэтому «ЛУКОЙЛ-Балтия» решила отказаться от части продукции Мажейкяйского НПЗ и взамен ее ввозить скандинавский бензин». В январе из скандинавских стран уже было импортировано 4 тыс. тонн бензина, в течение нынешнего года этот объем достигнет 100 тыс. тонн, что составит около 30% нефтепродуктов, реализуемых в Литве дочерней структурой ЛУКОЙЛа. Ранее компания торговала только продукцией, произведенной в Литве.

С продажей Mazeikiu Nafta у ЮКОСа возникают все новые и новые проблемы. Сама компания хочет выручить как можно больше средств за принадлежащие ей 53,7% акций Mazeikiu Nafta, но второго крупного акционера завода -- литовское правительство, без разрешения которого нельзя осуществить сделку, -- не устраивают представляемые российской компанией потенциальные покупатели. Вчера прошла очередная встреча ЮКОСа и властей республики. Однако ее результаты обнародованы не были, и намеченный брифинг отменен. Компании, которые предлагают наибольшую цену за пакет ЮКОСа, -- казахский «Казмунайгаз», заявивший о намерении заплатить 1,2 млрд долл., и польский PKN Orlen, готовый отдать 1,5 млрд долл. -- не могут гарантировать поставки сырья на завод, на чем настаивает Литва. Orlen является перерабатывающей компанией, а «Казмунайгаз» может загружать предприятие, только транспортируя сырье по территории России. Компания уже просила у российского правительства обеспечить ей транзит 12 млн тонн нефти в направлении Литвы, однако получила отказ. Правда, сейчас «Казмунайгаз» заявляет, что теоретически сможет каким-то образом обменять добываемую в Каспийском море нефть на сырье, производимое другими компаниями в Северном море, и таким образом обеспечить поставки на Mazeikiu Nafta.

Литовские же власти, которые, судя по всему, хотят продать свою долю завода по той же цене за акцию, как в сделке с ЮКОСом, теперь находятся в достаточно щекотливом положении. С одной стороны, поляки и казахи предлагают хорошие деньги за завод, и они не связаны с Россией, что с политической точки зрения для Литвы достаточно важно. Но, с другой стороны, без российских нефтяников (считается, что ЛУКОЙЛ предлагает за пакет ЮКОСа 980 млн, а ТНК-ВР -- 600 млн долл.) весьма проблематично загрузить завод, а если это и удастся, то, как вчера дал понять г-н Палейчик, возникнут сложности со сбытом нефтепродуктов в Литве. Глава компании «ЛУКОЙЛ-Балтия» говорит, что цены на скандинавское топливо будут такими же, как и на литовское. Однако нетрудно догадаться, что если ЛУКОЙЛ проиграет борьбу за Mazeikiu Nafta, то может увеличить объем закупок нефтепродуктов в Скандинавии, что приведет к их существенному подорожанию. А в этом правительство Литвы явно не заинтересовано.

Как заявил вчера газете Lietuvos rytas источник, знакомый с ходом переговоров, ЮКОС по-прежнему намерен продать акции завода по максимально возможной цене и не идет на уступки правительству Литвы. В связи с этим кабинет министров собирается начать подготовку к самостоятельному выкупу акций у ЮКОСа, однако до завершения сделки пройдет еще не один месяц.

Отправить на Email

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Возврат к списку