16+
Регистрация
РУС ENG

Особенности национальной зимовки

23.01.2006 Российская газета Любовь Пятилетова

Петр Аксенов, первый зам. мэра Москвы: У столицы впереди - новый пик энергопотребления

Несмотря на то что на этой неделе по прогнозам станет чуть теплее, ограничения на энергопотребление в столице станут еще более жесткими. Дело в том, что за прошедшие выходные многие здания выстыли и люди, придя на работу, чтобы согреться, начнут включать обогреватели, чайники и другие приборы.

Что предпринимают власти, чтобы не случилось непоправимого, и как Москва вообще переживает холода, каких здесь не было почти три десятилетия, корреспонденту "РГ" рассказал руководитель оперативного штаба, первый зам. мэра, глава комплекса городского хозяйства Петр Аксенов.

Российская газета | Петр Николаевич, испытание холодом, пройденное столицей, мэр оценил на "удовлетворительно". А как, по-вашему, проявило себя городское хозяйство?

Петр Аксенов | Как человек, оказавшийся в сложной ситуации и сумевший мобилизовать все силы. Благодаря этому в городе нет ни одного жилого дома, отключенного от тепла, воды или электричества.

РГ | Но аварии-то все-таки случались. Например, в пятницу в центре Москвы без отопления остались сразу шесть домов.

Аксенов | Аварий было даже намного больше, чем сообщали СМИ, - в среднем по 8 за сутки. Но главное в другом - работа по их ликвидации идет оперативно и организованно, так, что жители зачастую и не замечают того, что батареи начинают остывать.

Для этого в городе создано свыше 500 аварийных бригад. Укомплектованные профессионалами, они дежурят круглосуточно, имеют в своем распоряжении более 300 передвижных электростанций и 555 тепловых пушек. Рвануло в том же ЦАО - в каждый подъезд аварийщики доставили по тепловой пушке, - чтобы не дать размерзнуться всей системе отопления, и приступили к ремонту. Через три часа неисправность была устранена.

РГ | А все-таки, в чем заключаются причины аварий?

Аксенов | Анализ каждого отдельно взятого случая на этой неделе предстоит еще сделать. Но какие-то вещи уже очевидны. Например, то, что москвичи просто отвыкли от холодов, что само по себе и немудрено. Ведь подобных морозов в городе не было с 1978 года. Средняя температура для этого времени - минус 12, а на прошлой неделе она была ниже на целых 20 градусов. При таком холоде достаточно оставить открытой дверь подъезда дома всего на двадцать минут - и вода в батарее замерзнет. Весь дом останется без тепла до тех пор, пока этот кусок радиатора не вырежут, а всю систему не продуют и не промоют. Поэтому всю минувшую неделю работники ДЕЗов ходили по домам и клеили обращения к жильцам: не оставляйте, пожалуйста, подъезды нараспашку. Впрочем, и им самим пришлось напомнить, казалось бы, об очевидном: стекла в подвалах должны быть целыми, а форточки закрытыми. Там, где на это не обращали внимания, подмерзали вводы водоснабжения - практически все отключения воды были вызваны проблемами на этих участках, а не на магистральных трубопроводах.

РГ | Напряжение энергосистемы на прошлой неделе, сказал Лужков, было грандиозным. Он отметил, что даже с учетом получения электроэнергии с оптового рынка, в резерве оставалось всего 80-100 мегаватт. Значит, ограничения, предпринятые РАО "ЕЭС России" в энергоснабжении, оправданны?

Аксенов | Безусловно. Особенно если учесть, что ограничения в общей сумме примерно на 317 тысяч киловатт-часов - капля в море на фоне ежедневно потребляемых столицей 14,8, а в дни пиковых нагрузок - даже более 16 тысяч мегаватт-часов электроэнергии. Поэтому правительство Москвы по собственной инициативе обратилось к руководителям предприятий с предложением перенести работу с четверга и пятницы на выходные дни. Мы исходили из того, что большого ущерба экономике такой сдвиг не нанесет. Зато, с одной стороны, снизит нагрузку на энергосистему, с другой - убережет людей от обморожений, число которых начало расти.

РГ | Много ли предприятий откликнулось на призыв властей?

Аксенов | Как минимум 50 из тех, что ограничивали свое производство в предыдущие дни, в субботу наверстывали упущенное. Производственное объединение "Свобода", например, работало в выходные даже в три смены.

РГ | Как складываются отношения правительства Москвы с энергетиками в целом?

Аксенов | Взаимодействие полное. В самом начале холодов мэру позвонил Анатолий Борисович Чубайс и предложил создать совместную рабочую группу по обеспечению Москвы электроэнергией. Предложение было принято. Я постоянно участвую в заседаниях рабочего штаба РАО ЕЭС, а представители энергокомпаний, работающие на столицу, принимают участие в деятельности городского оперативного штаба, заседающего каждые четыре часа.

РГ | Так, может быть, москвичи в какой-то мере должны быть даже благодарны майской аварии? Она оказалась своего рода показательным уроком, продемонстрировавшим, что может произойти с городом, если не уделять внимания его энергообеспечению?

Аксенов | Согласен. Ведь во время аварии на Чагинской станции и городские власти, и энергетики то и дело говорили: слава богу, что это случилось не зимой. Семь лет бездействия со стороны РАО ЕЭС, конечно же, не прошли даром. Правительству Москвы обиднее всего было видеть, что в то время, как столица вкладывает грандиозные деньги в развитие энергомощностей (5,97 млрд. рублей в 2004 году, 8,7 млрд. - в 2005-м, 13,6 млрд. рублей намечено на 2006-й), "Мосэнерго" вело себя как наблюдатель.

РГ | А сейчас?

Аксенов | В ближайшее время обещают построить 27-й блок, на 30 мегаватт увеличить мощности 26-го блока, осуществить реорганизацию ряда ТЭЦ. Большие планы у областной сетевой компании... Москва в свою очередь построит еще шесть питающих центров, которые даже эксплуатировать сама не будет, а передаст энергетикам.

РГ | А будет ли теплее в городском транспорте? Многие автобусы напоминают холодильники на колесах.

Аксенов | Давайте сначала все-таки скажем о том, что даже в самые морозы выпуск городского транспорта на линии был таким же, как в обычные дни, - около 5 тысяч из муниципальных парков и 4,5 тысячи - от частных перевозчиков. Благодаря этому люди на остановке не стояли подолгу. Холодно же, как правило, в старых "Икарусах", рассчитанных на эксплуатацию при температуре не ниже минус 20. Таких на линиях осталось примерно тысяча. Тем не менее критика мэра на этот счет совершенно справедлива. Поэтому во всех парках организована третья смена, перед которой поставлена задача: добиться, чтобы во всех автобусах и троллейбусах плотно закрывались двери и работало отопление.

РГ | С каким чувством вы ожидаете окончания морозов?

Аксенов | Об этом рано говорить, если вспомнить, что живем в самой северной столице Европы и Азии. Холода будут продолжаться и на этой неделе, да и февраль не гарантирован от сюрпризов. А пословицу про первый месяц весны помните? "Марток, надень десять порток", - гласит она. Так что главное для коммунальщиков и энергетиков - не расслабляться.

Отправить на Email

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Возврат к списку