16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск

Держи канал шире

09.11.2004 КоммерсантЪ СЕРГЕЙ Ъ-РЫЖКИН

Российский танкер отрезал Европу от арабской нефти

Суэцкий канал – самая узкая часть маршрута большинства танкеров, снабжающих ближневосточной нефтью Европу,– оказался заблокированным в результате аварии танкера Tropic Brilliance, принадлежащего российской госкомпании "Совкомфлот". Сейчас из-за аварии с северного и южного направлений в Суэце скопилось 135 судов – столь серьезный инцидент произошел в проливе впервые за последние 30 лет. Если затор не будет ликвидирован в течение ближайших двух дней, нефть на европейском рынке может подорожать на $1,5 за баррель, а крупнейшие НПЗ сократят производство автомобильного топлива из-за дефицита сырья. Расплачиваться за аварию, уже отрезавшую Европу от поставок нефти, придется владельцу судна или компании, предоставившей лоцмана: иски будут предъявлены не только правительством Египта, но и пароходствами и нефтяными компаниями, которые терпят убытки из-за невыполнения собственных контрактов.

Компании "Совкомфлот" ("Современный коммерческий флот", 100% акций принадлежат государству) принадлежит 55 судов различных типов общим дедвейтом 3,9 млн т – в основном танкеры для перевозки нефти и нефтепродуктов. Почти весь флот компании эксплуатируется под "удобными" флагами. Коммерческий менеджмент осуществляют компании Sovchart S.A. (г. Женева) и Fiona Maritime Agencies (г. Лондон), технический – кипрская Unicom Management Services Ltd. Выручка компании за прошлый год составила $372,7 млн, чистая прибыль по МСФО – $186,4 млн.

Tropic Brilliance – один из четырех танкеров серии Tromso, построенных на южнокорейской верфи Hyundai в 1991-1992 годах. Судно длиной 273,76 м и дедвейтом почти 155 тыс. т имеет двойной борт и двойное дно. Эксплуатируется под либерийским флагом. Последний плановый ремонт прошло в октябре 2004 года в порту Бахрейна.

Как рассказал Ъ замначальника отдела эксплуатации флота ОАО "Совкомфлот" Андрей Новиков, инцидент произошел во второй половине дня 6 ноября. Tropic Brilliance с российским экипажем сел на мель примерно в трех милях к северу от Исмаилии (на 73-м километре Суэцкого канала) при маневрировании с египетским лоцманом на борту. По сведениям Ъ, у танкера отказало рулевое управление. Судно, загруженное 142,5 тыс. т нефти, следовало из кувейтского порта Мина-Сауд в Мексиканский залив – этот рейс выполнялся по заказу компании Gulf Agency Company. "В результате происшествия никто из членов экипажа не пострадал, грузовые танки судна не повреждены и угрозы окружающей среде нет",– подчеркнул господин Новиков.

Суэцкий канал в самом широком месте имеет всего 169 метров, и одномоментно движение судов по нему возможно только в одну сторону. Сев на мель, Tropic Brilliance развернулся поперек канала, парализовав движение по нему. На момент сдачи номера в печать, по данным Reuters, в районе канала скопилось 135 судов. Это первый столь серьезный инцидент в Суэцком канале за последние почти 30 лет. Последний раз канал перекрывался в 1967 году во время арабо-израильской войны и был вновь открыт в 1975 году.

Авария российского судна будет иметь серьезные последствия как для нефтяного рынка, так и для и самой компании. Убытки, понесенные Египтом (канал был национализирован в 1956 году и с тех пор является одним из важнейших источников дохода бюджета страны.–Ъ), за двое суток уже составили $14 млн.

По Суэцкому каналу осуществляется перевозка нефтепродуктов из Персидского залива во все европейские порты. В среднем через него проходит около 50 судов в сутки. Если в ближайшие несколько дней задержка поставок не прекратится, подорожание нефти в Европе может составить до $1,5 за баррель. Как показывает практика, к такому подорожанию приводят аналогичные снижения поставок нефти из Ирака в размере 300 тыс. баррелей в сутки. Через Суэцкий канал проходит около 20% всей поставляемой в Европу нефти и осуществляется 7,5% всех мировых перевозок морем.

Не менее серьезные проблемы ожидают и саму компанию. "От пострадавших грузовладельцев наверняка будут предъявлены иски, в рамках которых истцы будут пытаться арестовывать имущество ответчика по всему миру",– заявил Ъ экс-гендиректор "Совкомфлота", а ныне член Совета федерации Дмитрий Скарга. По самым скромным подсчетам, исковые требования могут составить около $2 млн. Господин Скарга говорит, что, хотя возможные издержки легко покрываемы страховкой (страхование корпуса и механизмов Tropic Brilliance осуществляет лондонский клуб JLT Risk Solutions, ответственности – норвежский Skuld.–Ъ), в следующем году страховые ставки для "Совкомфлота" возрастут в несколько раз. Сейчас расходы компании на страхование составляют около $5 млн в год.

Гендиректор "Совкомфлота" Сергей Франк отказался вчера комментировать последствия аварии для компании. "Для нас сейчас важнее побыстрее ликвидировать ЧП",– сказал Ъ один из менеджеров "Совкомфлота". По словам собеседника Ъ, вчера вечером началась отгрузка нефти с Tropic Brilliance на два вспомогательных египетских танкера. Облегчение танкера на 20-25 тыс. т позволит снять его с мели и при помощи буксиров вывести из канала в безопасное место. По словам собеседника Ъ, во вторник движение судов по Суэцу может быть восстановлено. Впрочем, представители Leth Suez (норвежская компания, управляющая эксплуатацией Суэцкого канала) не смогли сказать, когда танкер Tropic Brilliance будет снят с мели, а движение по каналу восстановлено в полном объеме. По словам господина Хэни, одного из менеджеров Leth Suez в Суэце, на ликвидацию аварии может уйти до нескольких дней. В настоящий момент днище судна исследуют водолазы, от результатов их работы зависит, какое инженерное решение будет принято для снятия Tropic Brilliance с мели. Господин Хэни сказал, что все претензии в связи с инцидентом будут сформулированы не раньше, чем будет восстановлено движение по каналу и египетская комиссия установит причины аварии. Причем ответчиком может стать как "Совкомфлот", так и Leth Suez.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Возврат к списку