16+
Регистрация
РУС ENG

Путин благословит Усть-Лугу

23.01.2006 RBCdaily Алексей Виноградов

Президент едет проверять детище Владимира Якунина

«Угольный терминал в Усть-Луге будет лучшим не только в России и Европе, но и, возможно, во всем мире». Справедливость этих слов главы ОАО «РЖД» Владимира Якунина, сказанных во время встречи с Владимиром Путиным, российскому президенту предстоит проверить во вторник, во время посещения Ленинградской области.

Напомним: до назначения на пост главы железнодорожной компании г-н Якунин несколько лет возглавлял совет директоров ОАО «Компания Усть-Луга» – основного оператора федерального проекта по сооружению нового порта на Балтике. Угольный терминал, строительство которого ведет компания «Кузбассразрезуголь», – важная часть этого проекта, целью которого была заявлена транспортно-энергетическая независимость России (там же уже действует нефтеналивной терминал, летом должна быть открыта паромная переправа, которая свяжет Ленинградскую область с Балтийском и Германией. Общая стоимость всего проекта, начатого еще в первой половине 90-х гг., но вошедшего в активную фазу гораздо позже, – 2 млрд долл., из них половину должны составить частные инвестиции. Значительную их часть обеспечивают угольщики.

ОАО «Угольная компания "Кузбассразрезуголь"» (КРУ) является крупнейшей компанией России по добыче топливного сырья открытым способом. В ее состав входят 11 угольных разрезов-филиалов, а извлекаемые запасы месторождений составляют 1,23 млрд тонн. В прошлом году предприятия КРУ добыли 41,3 млн тонн угля, из которых 90% относились к энергетической категории, 17,5 млн тонн угля было отправлено на экспорт. Согласно инвестиционному меморандуму, выпущенному в июне 2005 г. перед началом размещения кредитных нот, более 75% акций КРУ принадлежит основателю УГМК Искандеру Махмудову и председателю совета директоров КРУ Андрею Бокареву.

Как заявлял ранее г-н Бокарев, в 2006 г. через терминал будет перевалено 4 млн тонн угля, а в 2007 г. – 5,5-6 млн. В течение 2006-2007 гг. «Кузбассразрезуголь» также обязуется обеспечить разработку проекта и строительство третьего пускового комплекса угольного терминала стоимостью более 1,2 млрд руб., а также удвоить мощность терминала до 8 млн тонн угля в год. Эксперты считают данный проект важной деталью экспортной стратегии угольщиков, направленной на завоевание международных рынков. Напомним: ближайший конкурент КРУ – СУЭК активизирует поставки на Ближний Восток через украинский порт Южный. КРУ до сей поры использовал терминалы в Прибалтике, но их ограниченные возможности и проблемы (связанные с экологическими вопросами – как, например, в эстонской Мууге) стимулируют компанию уделять большее внимание Ленинградской области.

«Речь идет об интересном проекте, – считает аналитик Rye, Man & Gor Олег Судаков. – Фактически это на настоящий момент единственный угольный терминал мирового класса в России. Главным препятствием для увеличения объемов перевалки являются проблемы подъездных путей и фарватера для прохода судов (то есть потребуются дноуглубительные работы). При выполнении этих условий КРУ вполне способен обеспечить увеличение объема перевалки до 12-15 млн тонн. Что касается окупаемости проекта, то обычный срок составляет 7-15 лет, однако многое зависит, в частности, от дополнительных услуг. В Усть-Луге, однако, насколько мне известно, на терминале внедрены технологии очистки угля от примесей и его измельчения – то есть присутствует значительная добавленная стоимость».

«С учетом углубления дна, рекультивации и покупки оборудования расходы непосредственно на угольный терминал вряд ли превысили в активную фазу строительства 50-55 млн долл., однако сроки его окупаемости весьма различны для разных участников проекта, –рассказывает директор проектов ИАА Seanews Алексей Безбородов. – Если цены на уголь повысятся, КРУ может отыграть инвестиции за два года, если несколько опустятся – максимум за четыре года. При этом компания вряд ли будет делать единственную ставку на этот терминал, скорее, она одновременно продолжит сотрудничество с транспортными структурами Латвии и, особенно, Литвы и Эстонии. Что касается ОАО «РЖД», то для него очень важно увеличить объемы перевозок, поскольку с нынешними (4 млн тонн в год) на окупаемость можно выходить бесконечно. С 17 млн тонн окупаемости можно достичь за несколько лет, но на такие объемы еще надо выйти».

«Средний срок окупаемости проектов, связанных с терминалами, – 7-10 лет, – отмечает начальник аналитического отдела ИК «Проспект» Игорь Кокорев. – Но, скорее всего, КРУ будет стремиться уменьшить этот срок. Конечно, многое будет зависеть от цен на уголь, и компания сейчас пытается корректировать свою инвестиционную стратегию в зависимости от соответствующих прогнозов. Хотя, по большому счету, это детали – долгосрочная стратегия компании так или иначе связана с расширением поставок топлива на Запад, и ее будут придерживаться в любом случае».

«Хотя трудно точно оценить объемы произведенных инвестиций, но тенденции на рынке энергоносителей благоприятствуют сокращению сроков окупаемости проекта, – считает аналитик ФК «Мегатрастойл» Андрей Новиков. – Высокие цены на нефть и газ способствуют повышению цен на энергетический уголь, и не только нынешней холодной зимой. Мы ожидаем, что в течение только этого года цены на данное сырье увеличатся на 20%».

Так или иначе, эксперты сходятся в том, что и для КРУ, и для РЖД важно выдержать запланированный рост поставок, при этом обеспечив бесперебойность работы терминала.

«Одной из главных проблем остается неравномерность поставок, в свою очередь связанная с сезонной неравномерностью спроса на уголь, – сказали RBC daily в пресс-службе ОАО «РЖД». – В зимний период нагрузка на дороги резко возрастает. Но так или иначе эта проблема решается. В частности, на последнем совещании в Усть-Луге наши партнеры предложили частные инвестиции в строительство дополнительных железных дорог. Конечно, это пока только идея, но сам факт подобной инициативы со стороны бизнеса говорит в пользу того, что они всемерно заинтересованы в решении проблемы».

Отправить на Email

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Возврат к списку