16+
Регистрация
РУС ENG

«Салют» и «Сатурн» разделят омские моторы

27.12.2005 RBCdaily Сергей Стариков

Структуры омского двигателестроительного комплекса, испугавшись разделения, стали затягивать процесс создания интеграционных структур, придуманных Роспромом

В распоряжении RBC daily оказались документы, подписанные руководством Федерального агентства по промышленности (Роспрома), о создании объединенных двигателестроительных структур. В соответствии с документами, до конца 2006 года ФГУП «Омское моторостроительное предприятие им. Баранова» должно войти в состав московского ФГУП «Салют». Параллельно в Сибири (судя по данному документу) идет другой процесс – вхождение ОАО «Омское моторостроительное КБ» в другую структуру – НПО «Сатурн». Процесс объединения этих предприятий должен был закончиться в декабре 2005 г. Как говорят эксперты и участники рынка, после всех преобразований Рыбинск станет концентрироваться на конструкторской деятельности, а «Салют» – на производстве. При этом, как говорят участники рынка, руководители двух омских предприятий не горят желанием входить по отдельности в два разных комплекса. Поэтому они и затягивают процесс создания интегрированной структуры.

В настоящее время в России производство авиационных двигателей в основном сосредоточено на четырех предприятиях: ОАО «НПО "Сатурн"» (Рыбинск, 37% акций принадлежит государству), ФГУП «ММПП "Салют"» (Москва), ОАО «Уфимские моторы» (25% акций принадлежит правительству Башкирии), а также предприятия Пермского моторостроительного комплекса (ПМК), одним из крупнейших акционеров которого является Внешторгбанк. Крупнейшая компания отрасли – московский «Салют», выручка которого в 2004 г. превысила 12 млрд руб. «Уфимские моторы» заработали в прошлом году 10,5 млрд руб., НПО «Сатурн» – 6,7 млрд руб. Консолидированная выручка предприятий ПМК в 2004 г. составила 11,5 млрд руб.

В соответствии с приказом «О создании в 2005-2006 годах интегрированных структур в оборонно-промышленном комплексе» (№ 372) подписанным в августе 2005 года, к концу декабря должно было завершиться формирование интегрированной структуры вокруг НПО «Сатурн». Соответствующие материалы должны были быть представлены на рассмотрение правительства РФ. Как говорится в приложении к данному приказу, подписанному заместителем руководителя Роспрома Станиславом Пугинским, в НПО «Сатурн» должны были войти ОАО «Омское моторостроительное КБ» и ФГУП «Мотор» (Уфа). Вторым кустом стало ММПП «Салют», вокруг которого должно было сконцентрироваться большее количество предприятий, в том числе ФГУП «Моторостроительное предприятие им. Баранова», ОАО «КБ Электроприбор» (Саратов), ОАО «Гаврилов-Ямский машиностроительный завод «Агат» (Ярославская область) и ОАО «Эра» (г. Москва). Согласно плану, утвержденному Роспромом, интеграция московских предприятий должна завершиться к ноябрю 2006 г. Как отмечено в «плане-графике», к концу декабря 2005 г. документы по слиянию предприятий должны быть представлены на межведомственной комиссии по реформированию и развитию ОПК.

Однако этот план, подписанный Роспромом, оказался невыполненным. Эксперты говорят, что одна из главных причин этого – действия руководств двух омских предприятий, которые не стремятся входить в разные комплексы и хотят остаться под одним историческим началом. «Это нелогично», – говорит Борис Рыбак из Infomost. По его мнению, КБ должно разрабатывать продукцию, которая должна и может производиться на соседнем заводе. «У кого какие были возможности и административный ресурс, тот столько под себя и подмял, тем более что «Сатурн» стал серьезно себя позиционировать как проектировщик и разработчик этой техники, – продолжает г-н Рыбак. – В план мероприятий вошло и развитие собственного КБ, покупка КБ им. Люльки, а теперь и Омского моторостроительного КБ». Эту точку зрения RBC daily негласно подтвердили и в администрации президента, признав, что «имеются отставания по графикам создания интегрированной структуры». «Идея объединения под «Сатурном» предприятий военной тематики обрела слишком много противников в ведомстве г-на Алешина. Из-за этого процесс слияния всех двигателестроительных активов не форсируется», – сказал источник RBC daily в администрации президента.

«"Салют" и омское двигателестроительное предприятие раньше делали двигатели одной марки – Ал-21, – рассказывает президент Союза авиационного двигателестроения Виктор Чуйко. – Теперь московский «Салют» загрузил их работой. Вместе с тем Омское КБ разрабатывало двигатель, который будет производиться на НПО «Сатурн», поэтому КБ завязано в производственной цепочке «Сатурна». В то же время «Салют» традиционно работал с «Уфимскими моторами», вместе они делали двигатель Ал-31». По мнению эксперта, консолидация перечисленных в указанном приказе предприятий вокруг «Сатурна» сразу ставит вопрос: «Что их объединяет?». По мнению Виктора Чуйко, кроме КБ им. Люльки, которое в бытность свою самостоятельной структурой разработало двигатель, производимый сейчас уфимским предприятием, – ничто. «Но «Салют» создал у себя собственное конструкторское бюро, которое является самодостаточным, чтобы модернизировать этот двигатель», – считает он. В то же время, напоминает г-н Чуйко, «Сатурн» всегда делал двигатель для гражданской и транспортной авиации, а «Салют» занимался боевым направлением.

Отправить на Email

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Возврат к списку