16+
Регистрация
РУС ENG

Перекрестное субсидирование в Башкирии: от эволюции к революции

24.10.2019 10:07:47 "РБК" Елена Синицына

АО «БЭСК» вместе с Высшей школой экономики обещают его рост до 15 млрд рублей к 2030 году при сохранении существующей динамики, называя этот вариант не самым пессимистичным.

АО «БЭСК» вместе с Высшей школой экономики обещают его рост до 15 млрд рублей к 2030 году при сохранении существующей динамики, называя этот вариант не самым пессимистичным.

Проблемы перекрестного субсидирования обсуждались в рамках секции «Ценообразование на рынках электрической энергии: прогноз для потребителей» Российского энергетического форума в Уфе. Организовали ее проведение ООО «ЭСКБ» и Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам.

Тормоз для инвестиций размером в 9,8 миллиардов

Башкирия имеет значительную величину перекрестного субсидирования. Это подтвердила модератор секции и. о. председателя Государственного комитета РБпо тарифам Светлана Бурдюк. При этом тарифы для населения среди регионов ПФО являются одними из самых низких — ниже только в Оренбурге.

Перекрестное субсидирование (ПС) в Башкирии достигло 9,8 млрд рублей в 2019 году, сообщил начальник департамента экономики, инвестиций и тарифообразования АО «БЭСК» Алексей Овчинников. Он сослался на сумму самых разных факторов, перечислив рост расходов на федеральную сетевую компанию, увеличение объемов потребления электроэнергии населением, инфляционные ожидания.

Спикер представил аудитории результаты совместного исследования с экспертами Высшей школы экономики, которые распространили действующую динамику ПС до 2030 года и пообещали практически его удвоение. По самому оптимистичному варианту, если продолжать сохранять темпы роста, которые сейчас заложены, то перекрестное субсидирование вырастет до 15 млрд рублей.

По мнению спикера, если придерживаться рекомендованного Высшей школой экономики плана, то к 2030 году можно, напротив, снизить ПС в регионе практически в три раза.

«Это, естественно, повысит конкурентоспособность региона и его инвестиционную привлекательность. При условии, что сейчас начнем заниматься решением вопроса — в будущем крупные потребители электроэнергии будут иметь дополнительный стимул для размещение своих производств в Башкирии, что увеличит размер инвестиционных поступлений в республику», — прогнозирует Алексей Овчинников.

Обратная сторона региональных тарифов

Хотя ученые предлагают комплексный подход к решению проблемы, в ходе дискуссии на секции, стало понятно, что без непопулярных мер обойтись вряд ли удастся.

Овчинников напомнил, что если брать всю сферу ЖКХ в целом, то в 2010 - 2011 годах закончилась история ликвидация перекрестного субсидирования по воде и теплу, когда на эти цели выделялись средства из фонда реформирования ЖКХ. «К сожалению, или к счастью, на электроснабжение эти средства не выделяли и такие цели не ставили», — напомнил спикер.

В результате оборотной медалью низких тарифов на электроэнергию для Башкирии стал один из самых высоких уровней ПС как в абсолютном, так и в удельном выражении в сравнении с соседними регионами. Выше только в Свердловской области, где оно в 2019 году составило 12,6 млрд рублей. Самый низкий уровень показателя в Удмуртии — 1,5 млрд рублей, далее следует Пермский край (4,4 млрд рублей), Оренбургская область (6,0 млрд рублей), Татарстан (6,3 млрд рублей) и Челябинская область (6,9 млрд рублей).

Чтобы уйти от возможных разночтений, заместитель генерального директора по реализации электросетевых услуг и развитию ОАО «БЭСК» Сергей Савченко уточнил экономическое содержание термина. Перекрестное субсидирование, напомнил Савченко, подразумевает, что именно за передачу электроэнергии (не за генерацию) населению платят все прочие потребители, и, как следствие, население не доплачивает за эти экономически обоснованные тарифы, а разница ложится на плечи коммерческих структур и промпредприятий. 9,8 млрд рублей — это значительная нагрузка, сошлись во мнении спикеры.

И, как следствие, уровень сетевой составляющей в тарифе — один из самых низких. По данным Овчинникова, в Башкирии он составляет 50 копеек. Для сравнения в Свердловской области — 73 копейки, в Пермском крае — 97 копеек, в Удмуртии — 1,03 рубля и в Татарстане — 1,4 рубля. Меньше, чем в Башкирии в соседних регионах сетевая составляющая только в Челябинской (47 копеек) и Оренбургской области (43 копейки). При этом у любого потребителя-юридического лица в республике сетевая составляющая составляет 50%.

Чего ждать не очень богатому населению

«Никто не посчитал долю электроэнергии и тепла в квартплате и их удельный вес в доходах населения в сравнении с другими регионами. Как же можно так рассуждать, учитывая интересы только одной стороны? Вы начинаете с конца — с населения», — высказал мнение генеральный директор Института проблем энергетики Булат Нигматулин.

Профессор считает, что необходимо проанализировать, почему растут тарифы у федеральной сетевой компании и целесообразность роста объемов генерации в самой республике. Он высказался против того, чтобы «зажимать не очень богатое башкирское население».

«Если уже сейчас не начать заниматься этим вопросом, то проблема перейдет из фазы эволюционного развития в революционную. Если сейчас планомерно не «отрубать» по чуть-чуть «хвосты», то в конечном итоге придется очень сильно об этом пожалеть», — предостерег Алексей Овчинников.

Если поставить задачу ликвидировать перекрестное субсидирование до 2030 г., то рост тарифов на электроэнергию может составить 9-10% в год для городского населения и порядка 12% для сельского населения. Такие довольно жесткие выводы были сделаны по результатам представленных исследований.

Пока же по словам и. о. председателя Государственного комитета Башкортостана по тарифам Светланы Бурдюк, рост стоимости электроэнергии для населения в республике не превысит 5,05%. Что касается совокупного платежа граждан, доля затрат на электроэнергию в платежке – 23%, в то время как затраты на тепловую энергию составляют 47%.

Отправить на Email

Возврат к списку