16+
Регистрация
РУС ENG

НЛМК окончательно выкупил порт Санкт-Петербург

11.11.2005 RBCdaily Евгения Гаврилюк

Второй по величине производитель стали в России не пустил новых акционеров во второй по величине порт страны

Вчера близкая к Новолипецкому металлургическому комбинату (НЛМК) компания Chupit Ltd. (Кипр) выиграла аукцион по продаже госпакета акций ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» (МПСПб) – крупнейшей питерской группы стивидорных компаний. Нельзя сказать, что победа далась кипрской компании с большим трудом, – все три участника аукциона являлись структурами НЛМК. «РусАл», который мог составить конкуренцию Новолипецкому комбинату, в последний момент отказался от участия в аукционе. Чиновники остались довольны результатами торгов. Еще бы, ведь с каждым годом выгодно продать акции питерского порта становилось все сложнее. Есть чему порадоваться и НЛМК – теперь его порту не грозят никакие корпоративные конфликты, пусть даже за акции МПСПб пришлось заплатить несколько больше, чем они стоят на самом деле.

Большой порт Санкт-Петербург является вторым по величине портом страны (после Новороссийского морского торгового порта). В 2004 г. его грузооборот составил 51,18 млн тонн, увеличившись на 21,7%. Крупнейшей группой стивидорных компаний, работающей на территории Большого порта, является ОАО «Морской порт Санкт-Петербург». Удельный вес группы в грузообороте Большого порта в 2004 г. составил 28,6%. МПСПб объединяет четыре стивидорные компании: ЗАО «Первая стивидорная компания», ЗАО «Вторая стивидорная компания», ЗАО «Четвертая стивидорная компания» и ЗАО «Стивидорная лесная компания». Контрольный пакет акций порта (50,01%) принадлежит датской компании Jysk Staalindustri, действующей в интересах ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат», 28,79% акций – Комитету по управлению городским имуществом (КУГИ) Санкт-Петербурга, 20% – РФФИ. По итогам прошлого года Морским портом Санкт-Петербурга обработано 14,62 млн тонн грузов, что на 19% больше, чем в 2003 г. Выручка МПСПб в 2004 г. уменьшилась по сравнению с 2003 годом на 15,62%, до 26,72 млн долл., прибыль возросла на 52%, до 610 тыс. долл.

Вчера РФФИ подвел итоги аукциона по продаже госпакета акций Морского порта Санкт-Петербург. Особенность данного аукциона заключалась в том, что 20% акций порта, находящихся в федеральной собственности, были проданы совместно с пакетом, принадлежащим КУГИ Санкт-Петербурга. Как сообщил RBC daily руководитель пресс-службы РФФИ Александр Комаров, победителем аукциона стала кипрская компания Chupit Limited, предложившая за данный актив начальную цену 802,5 млн руб. Сам победитель от комментариев отказался. Однако, по данным RBC daily, Chupit Ltd. представляет интересы Новолипецкого металлургического комбината. В частности, Chupit принадлежит 20% уставного капитала компании «Стинол Инвест», в номинальном держании которой долгое время находились 95,5% акций НЛМК. Кроме того, Chupit является владельцем части акций Энгельсского и Альметьевского трубных заводов, а до недавнего времени владело миноритарными пакетами акций ОАО «Стагдок», ОАО «Доломит» и ОАО «КМАруда», входящих в группу НЛМК. По словам заместителя председателя РФФИ Алексея Коробова, в течение вчерашнего дня должны были быть подписаны все документы с победителем аукциона, а на протяжении пяти дней будет заключен договор купли-продажи и произойдет перечисление денег.

Надо отметить, что Новолипецкий меткомбинат победил на торгах без особых усилий. Во вчерашнем аукционе приняли участие три компании, подконтрольные НЛМК: Chupit, Jysk Staalindustri и ООО «Независимая транспортная компания», 60% акций которой принадлежит ООО «Л ПЛЮС С РАЙТ», учрежденному все тем же Chupit Ltd. Ранее о своем намерении участвовать в торгах заявлял «Русский алюминий», но в итоге отказался от этого. ««РусАл» не участвовал в аукционе и не подавал заявку, – сказала RBC daily директор департамента по связям со СМИ ОАО «Русский алюминий» Вера Курочкина. – Мы подписали договор задатка, получили документы ОАО «Морской порт Санкт-Петербург», изучив которые, пришли к выводу, что этот актив нам неинтересен». По мнению опрошенных RBC daily экспертов, отказ «РусАла» от участия в аукционе неудивителен – два металлургических гиганта едва ли ужились бы в одном порту. «Не исключено, что НЛМК и «РусАл» каким-то образом договорились еще до тендера», – сказал RBC daily аналитик Rye, Man & Gor Securities Олег Судаков.

По итогам продажи акций питерского порта государство внакладе не осталось. «Мы понимали, что на аукционе не будет активного соперничества, поэтому постарались максимально корректно оценить данный пакет», – заявил по завершении торгов Алексей Коробов. По его словам, на данный момент РФФИ выручил максимально возможную сумму от продажи акций порта. «Возможно, позже пакет стоил бы и чуть дороже, но мы продавали 49%, а не 50% и не 100%», – отметил чиновник. Он добавил, что в стоимостном выражении РФФИ вполне удовлетворен итогами аукциона. «Государство выжало из порта что могло, ведь в 2001-2002 гг. госпакет акций МПСПб можно было продать за 60-70 млн долл., а с учетом процентов за четыре года эта сумма могла увеличиться до 100 млн долл.», – сказал RBC daily директор проектов информационно-аналитического агентства SeaNews Алексей Безбородов.

Что касается НЛМК, то на самом предприятии получить комментарий корреспонденту газеты не удалось. Но причины, по которым Новолипецкий металлургический комбинат решил довести свой пакет в питерском порту почти до 100%, понятны. «Во-первых, комбинат хотел сделать приятное властям, установить с ними хорошие взаимоотношения. Во-вторых, был риск, что акции все-таки купит какая-то другая структура и проведет своих представителей в совет директоров порта», – пояснил RBC daily аналитик ИК «ЦентрИнвест Секьюритис» Михаил Ганелин. По словам Олега Судакова, комбинат опасался начала корпоративного конфликта в случае, если в состав акционеров вошел бы «Базовый элемент» с пакетом акций больше блокирующего.

В то же время, по мнению экспертов, пакет акций МПСПб уже сейчас не стоит тех денег, которые за него заплатил НЛМК. «Государство выставило свой пакет очень дорого. В свое время НЛМК заплатил за контрольный пакет акций Морского порта Санкт-Петербург 140 млн долл. и получил за эти деньги полный контроль над портом», – говорит Михаил Ганелин. Однако, по мнению экспертов, вопрос не в выгоде, а в стоимости окончательного избавления от контроля со стороны государства. «Комбинат просто выписал государству премию за невмешательство в дальнейшее развитие событий, – отметил Алексей Безбородов. – По экономическим параметрам НЛМК переплатил, но ему весьма удобно быть единственным. При появлении определенного числа проектов комбинат сможет их отделять и продавать в зависимости от конъюнктуры рынка».

Отправить на Email

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Возврат к списку