16+
Регистрация
РУС ENG

ОАК создадут через год

09.11.2005 Ведомости Ирина Малкова

Доля государства в компании превысит 75% акций

Чиновники наконец согласовали амбициозный проект слияния российских авиапромышленных предприятий в объединенную компанию. Новая версия президентского указа, разработанного в Минпромэнерго, предусматривает, что государство получит в ОАК 75% плюс 1 акция. Эксперты опасаются, что частные компании вряд ли захотят принять участие в проекте на таких условиях.

На первом этапе в уставный капитал Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) планируется внести 100% акций АХК “Сухой”, 86% МАК “Ильюшин”, 65,8% ОАО “Туполев”, 38% Нижегородского авиастроительного завода “Сокол”, 25,5% КнААПО, 25,5% НАПО, 15% ВЭО “Авиаэкспорт”, 58% Финансовой лизинговой компании и 38% “Ильюшин финанс Ко”, НПК “Иркут”. Одновременно планируется провести акционирование ФГУП “РСК “МИГ” и ФГУП “Казанское авиационное производственное объединение им. С. Горбунова” (КАПО) в 100%-ные государственные ОАО. Затем эти активы будут переданы в ОАК в качестве вклада РФ в ее уставный капитал в порядке оплаты государством размещаемых этим обществом дополнительных акций в связи с увеличением его уставного капитала.

Вчера Минпромэнерго объявило, что направило в правительство доработанный пакет документов для формирования ОАК — проект указа президента, постановления правительства и пояснительную записку. Все они опубликованы на сайте министерства. Концепция предполагает, что крупнейшие отечественные частные и государственные авиастроительные фирмы до конца 2006 г. будут объединены в единую компанию, где государство получит пакет не ниже контрольного. Для управления проектом в начале года было создано некоммерческое партнерство “Объединенный авиастроительный консорциум”, которое возглавил совладелец “Иркута” Валерий Безверхний. Его первая задача — оценить активы объединяемых компаний и определить, какие избыточные мощности следует закрыть.

Но оперативно запустить слияние чиновникам не удалось. Проект президентского указа о создании ОАК по поручению Владимира Путина и премьера Михаила Фрадкова был представлен чиновниками еще в апреле. Но Кремль вернул документ на доработку.

Источник “Ведомостей”, знакомый с ситуацией, утверждает, что основным проблемным моментом в прошлой версии проекта “была степень государственного контроля на различных этапах создания ОАК”. Первоначальная формулировка предполагала госучастие в проекте в пределах 50% плюс 1 акция и выше. “Но затем было принято решение поднять эту планку до 75% плюс 1 акция”, — поясняет собеседник “Ведомостей”. По его словам, это связано с готовящимся акционированием “МиГ” и КАПО: к моменту внесения этих активов в состав ОАК государство хочет иметь в компании более 50% акций, для того чтобы частные акционеры не смогли заблокировать допэмиссию. Потом государство может рассмотреть возможность уменьшения своей доли, говорил глава Роспрома Борис Алешин.

По словам источника, знакомого с подготовкой нового документа, после того как вопрос о размере госпакета благополучно разрешился, проблем с его принятием быть не должно. “Нынешняя версия проекта предварительно согласована всеми профильными ведомствами, а все замечания устранялись при участии администрации президента. Так что есть все шансы, что документ будет подписан до конца года”, — говорит он. О том, что согласование переработанного проекта не должно занять много времени, говорит и гендиректор “Ильюшин” Виктор Ливанов.

Эксперты уверены, что, если президентский указ не будет подписан в ближайшее время, создание самой ОАК в запланированные сроки будет под вопросом. Константин Макиенко из Центра анализа стратегий и технологий не исключает, что, если чиновники будут тянуть и дальше, решение вопроса может и вовсе отложиться на период после 2008 г.

Представители авиапрома, чье участие подразумевается в ОАК, прогнозировать судьбу нового проекта не берутся. В “Иркуте” от комментариев отказались. Представитель “Сухого” лишь выразил надежду на то, что процесс консолидации отрасли будет успешно завершен в намеченные сроки. Но Макиенко опасается, что, даже если проект будет согласован, участие частных компаний в ОАК на предлагаемых государством условиях ставится под вопрос. Этого же мнения придерживаются сразу два источника “Ведомостей” в авиационных кругах. “С течением времени частники проявляют к проекту все меньше интереса. С учетом того что государство собирается забрать себе 75%, а также привлечь в проект иностранных инвесторов во главе с Boeing, EADS и Alenia, российским компаниям может не достаться даже блокпакета”, — говорит один из них.

Отправить на Email

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Возврат к списку