16+
Регистрация
РУС ENG

Кто препятствует росту экономики?

14.10.2005 Время новостей Николай АРСЕНЬЕВ

С подписанием соглашения о строительстве Северо-Европейского газопровода (СЕГ) «Газпром» подтвердил свое положение ведущей компании в инфраструктуре европейского рынка газа. Основными потребителями станут не только Германия и страны Скандинавии, но и Великобритания, которая до недавнего времени была одним из крупнейших экспортеров голубого топлива, но сейчас испытывает газовый дефицит. Как известно, газопровод проложат по дну Балтийского моря от российского Выборга до Германии, отечественные газовые месторождения будут соединены с европейскими потребителями без посредников. Общая пропускная способность СЕГ составит 55 млрд куб. м в год.

Развитию крупных инфраструктурных проектов всегда уделялось большое внимание. Президент Путин не раз отмечал, что благодаря развитию топливно-энергетического сектора и минерально-сырьевого комплекса должны «получить импульс российское машиностроение, химия, металлургия, ряд других отраслей». Именно за счет этих традиционно ведущих отраслей отечественной экономики, по мысли главы государства, можно добиться удвоения ВВП, победить бедность и создать условия для формирования среднего класса. Об этом же говорится и в «Основных направлениях деятельности правительства РФ на период до 2008 года», утвержденных премьер-министром Михаилом Фрадковым, где большие надежды возлагаются на крупные проекты в нефтегазовом секторе и транспортной инфраструктуре. Их реализация обеспечит ежегодные темпы прироста экономики и удвоение ВВП «даже при плохой конъюнктуре на мировых рынках энергоносителей и сырья».

Однако сегодня указания председателя правительства, видимо, воспринимаются подчиненными весьма условно. Во всяком случае министерство, ответственное за создание условий роста экономики, чувствует себя настолько свободным, что формирует экономическую политику на свое усмотрение. При этом в большинстве случаев эта политика противоречит задачам, поставленным премьер-министром. В результате МЭРТ, ответственное за создание равных условий в торговле, отнюдь не спешит отстаивать интересы отечественной промышленности в стратегических проектах. Например, при строительстве СЕГ более половины от потребностей 2006 года (300 тыс. тонн труб) «Газпром» намерен приобрести у украинского Харцызского трубного завода. Участие же наших компаний в проекте под вопросом. Эксперты подчеркивают, что спрос на украинские трубы обусловлен тем, что эта продукция продается по низким ценам, а демпинговая маржа по ряду позиций достигает 60%. И, по словам директора департамента промышленности Минпромэнерго РФ Андрея Дейнеко, «уже есть серьезная доказательная база недобросовестной конкуренции со стороны Украины, и министерство выражает свое недовольство тем, что МЭРТ РФ до сих пор не принимает серьезных мер по защите российских трубников».

Действительно, ведомство Грефа вот уже более года ведет антидемпинговые расследования в отношении украинской трубной продукции, однако антидемпинговые и специальные защитные меры, которые могли бы как минимум уравнять условия конкуренции между трубниками двух стран, так и не были приняты. В результате российские трубные предприятия раз за разом остаются за бортом крупных проектов и постепенно теряют рынок, который так же стремительно заполняется дешевой украинской продукцией и трубами немецких и японских компаний, получающих преференции в рамках закона об СРП, придуманного все тем же МЭРТ. Негативные результаты такого либерального подхода очевидны -- например, российская трубная отрасль, еще недавно стремительно растущая, сегодня стоит перед лицом кризиса.

При этом необходимо отметить, что отечественные трубные компании сами, без поддержки государства, приложили немало сил и средств для того, чтобы стать конкурентоспособными. Достаточно сказать, что за последние три года трубники вложили порядка 1,5 млрд долл. в модернизацию производства и создание новой продукции, отвечающей самым высоким мировым стандартам. В результате количество производителей труб большого диаметра выросло с одного до четырех, что позволило полностью решить вопрос с импортозамещением, и сегодня Россия впервые в своей истории может развивать ТЭК за счет собственных мощностей. Однако сроки окупаемости проектов, реализованных трубниками, составляют не менее трех-четырех лет, и государство, по мнению депутата Госдумы Геннадия Райкова, просто обязано защитить российские трубные компании от недобросовестной конкуренции и создать равные условия на рынке.

Однако все эти достижения и аргументы, видимо, так и остались незамеченными МЭРТ. Поэтому неудивительно, что участие российских трубников в российских нефтегазовых проектах сегодня сведено к минимуму. Например, для нужд освоения шельфового месторождения «Сахалин-2» российские компании поставили лишь 60 тыс. тонн труб, иностранные же подрядчики получили заказы в десятки раз больше. Кстати, сегодня в рамках СРП планируется разрабатывать другое перспективное российское газовое месторождение -- Штокмановское. В общем, если дело пойдет такими темпами, все современные транспортные проекты ТЭК России просто рискуют превратиться в «сахалинские СРП», где отечественные поставщики недополучили миллионы рублей, а налоги от исполнения контрактов достались бюджетам зарубежных стран. Экономический советник президента РФ Андрей Илларионов так охарактеризовал деятельность Министерства экономического развития: «Россия расплачивается за низкий уровень компетентности своего экономического руководства. Экономические власти не понимают -- или делают вид, что не понимают, -- опасности усугубляющегося экономического кризиса в стране. В настоящее время все действия МЭРТ в отношении отечественных производителей экономически нецелесообразны и требуют корректировки».

Отправить на Email

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Возврат к списку