16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск

«Транснефть» удачно отчиталась

27.09.2005 RBCdaily Алексей Виноградов

В первом полугодии прибыль компании выросла почти на четверть

ОАО «АК «Транснефть» показало в первом полугодии хорошие финансовые результаты по МСФО. Выручка компании по указанной версии отчетности выросла за шесть месяцев в годовом выражении на 28,9% – до 91 млрд 184 млн руб. Прибыль от основной деятельности увеличилась на 23,4% – до 36 млрд 795 млн руб., чистая прибыль увеличилась на 23,4% – до 26 млрд 694 млн руб. Долгосрочные обязательства компании за указанный период уменьшились на 14,4%, до 42 млрд 658 млн руб., при увеличении объема краткосрочных обязательств на 19,1%, до 36 млрд 139 млн руб.

«Транснефть» – крупнейшая в мире компания, специализирующаяся на перекачке сырой нефти (общая протяженность нефтепроводов – 48 075 тыс. км) и отвечающая за поставку «черного золота» на НПЗ в России и на экспортные рынки. Уставный капитал АК равен 6 млн 219 тыс. 502 руб. и разделен на 4 млн 664 тыс. 627 обыкновенных (все принадлежит государству в лице Росимущества) и 1 млн 554 тыс. 875 привилегированных акций (среди номинальных держателей – ЗАО «ДКК», КБ «Ситибанк» и т. д., по некоторым сведениям, значительный пакет «префов» аккумулировало ООО «Базовый элемент»). Чистая неконсолидированная (без учета показателей дочерних обществ) прибыль «Транснефти» по РСБУ в первом полугодии составила 3 млрд 373 млн руб. ( 10,7% к соответствующему периоду прошлого года) при росте выручки на 27%, до 85 млрд 016 млн руб.

Хорошие финансовые результаты компании по МСФО аналитики объясняют в первую очередь ростом тарифов (с 1 января 2005 г. тарифы по прокачке на НПЗ РФ и экспортные тарифы выросли на 11,2%, с 1 июня – еще на 8,3%). Впрочем, были и еще обстоятельства, благоприятные для компании. «Результаты работы «Транснефти» во многом были предопределены тарифным фактором и, кроме того, снижением объема железнодорожных перевозок в Китай по сравнению с первоначальным планом, – говорит старший аналитик ГК «Регион» Константин Гуляев. – Полагаю, факт недавнего отказа «ЛУКОЙЛа» от использования Высоцкого терминала в пользу «трубы» положительно скажется на итогах «Транснефти» в III квартале. Кроме того, рост экспортных тарифов приведет к падению рентабельности железнодорожных перевозок и, соответственно, к увеличению прокачки через систему «Транснефти» во втором полугодии – так что в хороших для этой компании результатах конца года можно не сомневаться».

Действительно, как отмечают эксперты, снижение заявленного ранее прогноза по экспорту железнодорожным путем в Китай (представители ОАО «РЖД» заявили, что вместо 10 млн тонн в этом году в Поднебесную может быть поставлено всего 7 млн, – при этом ссылаясь, кстати, на невозможность расширения мощности трубы «Транснефти», ведущей к Ангарску, откуда сырье перекачивается в цистерны) может привести к увеличению «традиционного» экспорта – правда, не в Китай, а в другие страны. В любом случае расширение экспортных мощностей трубопроводов возможно после дальнейшего увеличения пропускной способности БТС. Правда, и так из 124,9 млн тонн, отправленных в первом полугодии на экспорт, только чуть более 4 млн тонн вывозилось «нетрадиционным» путем – в цистернах или в танкерах (вроде поставок ОАО «РИТЭК» по морю с Нижней Оби – регулярных, но очень небольших по объему).

«"Транснефть" имеет хороший растущий – и, главное, предсказуемый бизнес, – говорит начальник аналитического отдела ФК «Мегатрастойл» Александр Разуваев. – Опубликованные показатели компании по МСФО в целом отвечали прогнозам или даже были чуть лучше их, поскольку, например, на этих новостях котировки «префов» компании выросли на 0,13%, притом что в целом в понедельник рынок падал. Полагаю, положительная динамика показателей сохранится и во втором полугодии с учетом расширения диаметра трубы на некоторых направлениях, а дальше может и улучшиться, особенно если «Транснефти» удастся пролоббировать более высокие тарифы для новых трубопроводов».

«В отличие от железных дорог и моря, поставки «трубой» дешевле и предсказуемее – во всяком случае, ритмичнее, что очень важно для потребителей, – говорит аналитик ИК «Антанта Капитал» Александр Блохин. – И на этом преимуществе «Транснефть» будет выигрывать еще очень долго. Благо возможности увеличения объемов прокачки –еще на 5 млн тонн в год – судя по заявлениям представителей компании, у нее имеются. Мировые цены на нефть, к которым так или иначе привязаны экспортные тарифы, будут, видимо, держаться на высоком уровне еще долго. А ближайшая негативная перспектива – то есть постройка нефтепровода из Казахстана в Китай – дело достаточно отдаленного будущего».

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Возврат к списку