16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск

Бензиновый пистолет приставлен к виску

15.09.2005 Независимая газета Андрей Рискин, Игорь Наумов

Провинция требует от Москвы разобраться с нефтяными компаниями

Регионы России лихорадит от роста цен на бензин и другие горюче-смазочные материалы. Причем цены растут столь стремительно, что губернаторы вынуждены обращаться напрямую к президенту Путину и премьер-министру Фрадкову с просьбой обуздать аппетиты нефтяников и нефтепереработчиков. Осеннее повышение цен на топливо, как сообщает Федеральная служба статистики, зарегистрировано уже более чем в полусотне субъектов Федерации. Самые высокие цены в Москве и Иркутской области, а самый большой рост их наблюдается в Приморье (здесь рынок контролирует НК «Альянс») и Саратовской области (ТНК и «ЛУКОЙЛ»).

Первым возмутился губернатор Кемеровской области Аман Тулеев, надеясь, что федеральный Центр повлияет на компанию «Сибнефть», которая в основном и действует на территории области. 7 сентября он направил Михаилу Фрадкову письмо, в котором потребовал «остановить ценовой беспредел, который ведет к ограблению населения».

А в минувший вторник губернатор вызвал на ковер вице-президента ОАО «Сибнефть» Андрея Комарова, который курирует вопросы реализации ГСМ. Как заявил в ходе встречи Тулеев, повышение цен на бензин на 2,5–3 руб. за литр «губительно как для экономики, так и для населения, это повлечет за собой рост цен на все товары и услуги, в том числе на услуги ЖКХ, лекарства, проезд на транспорте». Впрочем, встреча закончилась безрезультатно: высокие договаривающиеся стороны, как говорится, остались при своем мнении. Цены снижены не будут. Правда, и не вырастут. По крайней мере до 1 октября. Что будет в октябре, никто не знает.

Заметим, что к инициативе Амана Тулеева присоединились 13 регионов Сибирского федерального округа, в том числе Алтайский и Красноярский края, Читинская, Новосибирская и Томская области. Последними к «топливной фронде» подключились власти Хакасии. Во вторник президиум Верховного совета республики обратился к Владимиру Путину с просьбой вмешаться в ситуацию на рынке ГСМ. «Повышение стоимости ГСМ на территории Хакасии, – подчеркнул в этой связи вице-спикер Юрий Шпигальских, – непременно приведет к удорожанию товаров и услуг и, как следствие, к еще большему обнищанию населения».

В Томской области письмо в адрес президента РФ от имени местного парламента подписал и.о. спикера Александр Куприянец. Как заявил Куприянец, возглавляющий комитет по экономической политике, «субъекты Федерации не в состоянии сдерживать рост цен на ГСМ и эту проблему нужно решать на правительственном уровне». Как полагает и.о. спикера, необходим «контроль за стратегическими отраслями, что делают даже в развитых капиталистических странах». По данным «НГ», губернатор Томской области Виктор Кресс готовит материалы, чтобы поднять соответствующий вопрос на предстоящем заседании межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение».

Особенно беспокоит региональные власти тот факт, что подорожание ГСМ происходит в момент уборочной кампании. «В августе, в самый в разгар уборки зерновых, многие хозяйства в нашем районе простаивали по три-четыре дня – приходилось искать дополнительные средства, чтобы оплатить подорожавшее топливо», – сообщил «НГ» заместитель начальника сельхозуправления Любимского района Ярославской области Евгений Ермолин.

Как заявил на днях министр сельского хозяйства Саратовской области Марат Фаизов, из-за слишком высоких цен на ГСМ и слишком низких на зерно под угрозой банкротства оказалось 20–25% региональных хозяйств. Фаизов напомнил, что ценовой диспаритет в области наблюдается уже не первый год и значительная часть мелких сельхозпроизводств, по его мнению, до следующей посевной страды просто не доживет.

Губернатор Саратовской области Павел Ипатов, впрочем, пока лишь обещает в будущем «всемерно поддерживать сельхозпроизводителей». Заметим, что на «топливную» поддержку аграриев областной бюджет выделил, как и в прошлом году, 200 млн. руб. Но в связи с ростом цен на дизельное топливо ныне общий объем ГСМ получился меньше. Как заявил «НГ» начальник отдела производственно-технического обеспечения и мелиорации областного Минсельхоза Павел Кузин, «в течение 2004 года дизтопливо подорожало на 60%, а с начала этого года – на 15%».

Не лучше ситуация и на юге страны, где рост цен на топливо существенно сказывается на ходе уборки и проведении осенне-зимних полевых работ. На Дону, к примеру, один килограмм зерна дешевле дизельного топлива в 6, а то и в 7 раз.

Владельцы АЗС объясняют рост цен на топливо сговором оптовых поставщиков. Например, руководители частных заправок Ярославля и области, которые контролируют продажу около 40% топлива в регионе, намерены провести забастовку против ценового диктата НГК «Славнефть», которая, не считаясь с интересами предпринимателей, постоянно повышает оптовые отпускные цены на бензин и дизтопливо. Последние повышения цен привели к тому, что у частников даже после повышения розничных цен на топливо оказалась нулевая рентабельность. Как признался «НГ» один из владельцев АЗС, «нам легче и дешевле вообще не работать, чем продавать бензин по таким ценам». Владельцы частных АЗС готовы провести акцию протеста, закрыв свои автозаправочные станции в знак протеста против давления НГК «Славнефть». Одновременно они обратились с жалобами на действия монополиста в прокуратуру области и антимонопольный комитет.

«Мы не выдерживаем тот уровень цен, который предлагают нам оптовики, – заявил «НГ» гендиректор ОАО «Томскнефтепродукт» Александр Рассказов. – Цена на 95-й бензин у наших оптовиков выросла на 36% с начала года, а мы в рознице подняли ее всего на 13%. На 92-й – на 44%, мы подняли только на 14%. То есть мы практически их не догоняем и работаем на пределе своей экономии».

А в Иркутской области попытки одного из операторов рынка топлива – владельцев АЗС «ЛюксОйл» – не допустить резкого скачка цен встретили мощное сопротивление конкурентов, которые подожгли их бензовоз. К счастью, пожарным удалось предотвратить взрыв 30-тонной цистерны «МАЗа». Как пояснили «НГ» в дирекции АЗС, это ответ на их ценовую политику. Дело в том, что цены на бензин на АЗС «ЛюксОйл» в среднем на 90 копеек ниже, чем на других заправках Иркутска. В течение последних шести месяцев здесь не повышали стоимость бензина. К тому же АЗС «ЛюксОйл» год назад вышла из топливной ассоциации Иркутска, члены которой договариваются о единой ценовой политике.

Высокопоставленный источник «НГ» в Белом доме на вопрос о мерах, принимаемых правительством для снижения цен на рынке ГСМ, отделался общими фразами об «обеспокоенности кабинета министров данными процессами». По его словам, «правительство внимательно следит за развитием событий и готовит ряд предложений по преодолению сложившейся тяжелой ценовой ситуации». Среди обсуждаемых предложений: «замораживание» НДПИ, повышение уровня экспортных пошлин и корректировка акцизов. Несмотря на то что вполне конкретные предложения уже есть, ни одно из них не принимается окончательно из-за разногласий между министерствами. Основной преградой на сегодняшний день является Минфин. Пока он не соглашается принять инициативу МЭРТа о «заморозке» НДПИ и предложение Минприроды о введении налоговых каникул для нефтяных компаний. Министерство финансов не хочет терять средства, которые могли бы пополнить бюджет.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Возврат к списку