16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск

Запасайся кто может

15.09.2005 Время новостей Денис РЕБРОВ

Греф рекомендует аграриям покупать топливо заранее

Депутаты считают основной причиной трудностей в жилищно-коммунальном и сельском хозяйстве постоянно растущие цены на нефтепродукты. Вчера народные избранники вызвали в Думу министра экономики и развития Германа Грефа, чтобы услышать его мнение по этому вопросу. Г-н Греф порекомендовал закупать топливо заранее, а не дожидаться уборочной и посевной кампаний, на которые приходится пик спроса. Правда, коллега главы МЭРТ министр сельского хозяйства Алексей Гордеев скептически отнесся к подобным советам.

Традиционно в августе и сентябре спрос на горючее увеличивается в связи с уборочной кампанией. Нынешний год не стал исключением. По данным Российского топливного агентства, средние оптовые цены на бензин марки Аи-93 в первых числах сентября уже взлетели на 7%, на бензин А-76 и дизельное топливо -- на 12%. В Москве за прошлую неделю литр бензина подорожал на рубль.

Власти Приморья заявляют, что в котельных накоплено лишь 57% необходимого зимнего запаса топочного мазута, цена которого с начала года возросла с 4,1 до 7,5 тыс. руб. за тонну, а дизельное топливо -- с 13 до 17 тыс. руб. за тонну. Полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Константин Пуликовский на днях сообщил, что ряд регионов, в том числе некоторые районы Амурской и Сахалинской областей, Камчатка, Корякский округ, «не сможет завезти необходимое количество топлива на зиму».

«Россия -- один из крупнейших экспортеров нефти в мире, и совершенно неприемлемо продавать бензин в собственной стране по цене, недоступной большинству граждан», -- возмущается председатель Совета Федерации Сергей Миронов, уверяющий, что непомерная цена на бензин лишает многих россиян возможности передвигаться по стране, а также «практически поставила на колени сельское хозяйство».

Впрочем, правительственные чиновники считают, что нашли способ борьбы с напастью, -- они планируют отвязать налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) от мировых цен на нефть. Пока этого не произойдет, стоимость сырья внутри России будет повышаться вслед за котировками на международных рынках. Теперь министры намерены изменить методику расчета налога и дифференцировать его по трем критериям: удаленность месторождения от инфраструктуры, качество сырья и степень выработки скважин. Однако окончательно критерии профильным ведомствам пока разработать не удалось. «Мы в первой декаде октября проведем встречу с нефтяными компаниями, потом согласуем нововведения и рассмотрим их на заседании правительства», -- заявил вчера г-н Греф. Но в любом случае новая система исчисления НДПИ заработает не раньше 2007 года.

Пока же г-н Греф предлагает сельхозпроизводителям самим о себе позаботиться. «Нужно закупать топливо в начале года и на уборочную кампанию, как это сделали 11 губернаторов в этом году», -- отметил он, выступая вчера в Думе.

Министр сельского хозяйства воспринял идею в штыки: «Давайте закупать и на десять лет вперед, тогда вообще никаких проблем не будет. Но если говорить серьезно, то для реализации этого предложения правительство должно будет обеспечить сельхозпроизводителей абсолютно всеми финансовыми ресурсами».

Интересно, что, несмотря на жалобы потребителей, спрос на топливо в России неуклонно растет. «Потребление нефтепродуктов увеличилось очень значительно, в этом году мы видим очевидный устойчивый рост», -- отмечает аналитик исследовательской компании «Петромаркет» Александра Зубачева. По данным «Петромаркета», в январе--августе 2005 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года потребление бензина увеличилось на 3,5%, до 17,5 млн тонн, дизельного топлива -- на 5,8%, до 17,7 млн тонн. Потребление мазута осталось практически неизменным -- 13 млн тонн против 12,9 млн тонн в январе--августе 2004 года. При этом эксперты отмечают, что в январе рост потребления бензина составил 6% по сравнению с январем 2004 года, из чего можно сделать вывод, что впрок он все же закупался.

В свою очередь министр финансов Алексей Кудрин уверен, что растущие цены на топливо не являются главной причиной инфляции. «К сожалению, сейчас основным фактором, который стоит в основе инфляции, является излишний приток денег в экономику», -- заявил он, отметив, что таким образом обеспечивается 80--90% роста цен.

Выслушав г-на Грефа, Госдума рекомендовала правительству внести поправки в бюджет на 2005 год, в которых следует предусмотреть выделение субвенций субъектам федерации для частичной компенсации затрат, связанных с повышением цен на топливо. Кроме того, рекомендовано внести в Думу в первом квартале 2006 года предложения о размерах и порядке компенсации расходов бюджетополучателей и сельхозпроизводителей в связи с ростом цен на моторное топливо.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Возврат к списку