16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск

Восточному нефтепроводу не дают покоя

16.08.2005 RBCdaily Евгения Гаврилюк

По настоянию экологов появились новые варианты конечной точки уникальной трубы

Как стало известно RBC daily, 95% участников состоявшихся вчера во Владивостоке общественных слушаний по проекту нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» высказались против размещения конечной точки трубопровода в бухте Перевозная. Причина – высокая экологическая опасность строительства нефтеналивного терминала в непосредственной близости от охраняемых территорий международного значения. В свою очередь представители компании «Транснефть» – создателя трубопровода – уверяли, что современное оборудование позволит свести эту проблему до минимума. В результате по итогам слушаний была создана рабочая группа, которая рассмотрит два альтернативных варианта строительства терминала. По мнению опрошенных RBC daily экспертов, не исключено, что требования экологов будут учтены и проект строительства нефтепровода претерпит некоторые изменения. Однако едва ли эти изменения окажутся значительными, ведь проект национальной важности в любом случае должен быть реализован.

В декабре прошлого года премьер-министр РФ Михаил Фрадков подписал распоряжение о строительстве нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан». Заказчиком проектирования и строительства трубопровода протяженностью более 4 тыс. км и общей мощностью до 80 млн т нефти в год выступила АК «Транснефть». Первый этап строительства нефтепровода по маршруту от города Тайшет (Иркутская область) до города Сковородино (Амурская область) общей мощностью 30 млн т нефти в год предполагается завершить во втором полугодии 2008 г. Второй этап предусматривает строительство нефтепровода от Сковородино до бухты Перевозная общей мощностью 50 млн т нефти в год. Общий объем инвестиций по проекту оценивается в 11,5 млрд долл. В прошлом году МПР РФ утвердило положительное заключение экспертизы «Обоснования инвестиций в строительство нефтепровода для транспортировки российской нефти в страны Азиатско-Тихоокеанского региона в части альтернативного варианта обхода озера Байкал». Однако в начале июля Центральный суд Хабаровска признал недействительным положительное заключение государственной экологической экспертизы проекта Восточного нефтепровода.

Вчера во Владивостоке, а затем в Славянке (Приморский край) прошли инициированные «Транснефтью» общественные слушания по проекту строительства нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан». Главными вопросами, которые обсуждались в Приморье, стали экологические последствия размещения нефтеналивного терминала в бухте Перевозной и разработка альтернативных вариантов размещения конечной части нефтепровода. Как стало известно RBC daily из осведомленных источников, 95% участников слушаний высказались против строительства трубопровода по причине высокой экологической опасности нахождения терминала на мысу, открытом всем ветрам и штормам, в непосредственной близости от охраняемых территорий международного значения – места обитания тридцати оставшихся на земле дальневосточных леопардов, а также Дальневосточного морского заповедника. По словам депутата Госдумы Виктора Клюса, «безосновательность и опасность размещения терминала в бухте Перевозной не вызывает сомнений». В то же время представители «Транснефти» уверяли, что современное оборудование позволит свести экологические проблемы к минимуму.

Выходом из данной ситуации, по мнению представителей WWF России, может стать пересмотр расположения конечной точки нефтепровода. По итогам слушаний было решено создать рабочую группу, которая рассмотрит не только вариант строительства нефтеналивного терминала в бухте Перевозной, но и альтернативные предложения. «WWF возлагает большие надежды на конструктивный диалог, начатый недавно фондом и компанией «Транснефть», – заявила в своем выступлении координатор программы WWF по экологической политике нефтегазового комплекса Татьяна Серых. – Мы рассчитываем, что результатом данного диалога с привлечением как специалистов компании, так и ведущих ученых Дальнего Востока станет принятие научно обоснованного решения по экологически безопасному размещению терминала». В частности, присутствовавшие на заседании ученые предложили разместить нефтетерминал на мысе Поворотном у юго-восточного побережья Приморья на подходе к бухте Находка. Вторым вариантом стало размещение терминала в районе поселка Ольга в бухтах Ольга и Владимир на севере Приморья. По мнению присутствовавших на заседании экологов, два последних варианта будут несколько дороже, однако воздействие на окружающую среду окажут значительно меньшее.

Надо отметить, что проблема строительства нефтетерминала в бухте Перевозная – далеко не последняя проблема строительства Восточного трубопровода. Завтра общественные слушания раздела «Оценка воздействия на окружающую среду» в составе ТЭО проекта «Трубопроводная система Восточная Сибирь – Тихий океан. Первый пусковой комплекс» должны пройти в Иркутской области. Здесь основной претензией экологов является то, что «Транснефть» ведет изыскательные работы в районе озера Байкал. Как сообщили RBC daily в «Транснефти», в течение ближайшего месяца общественные слушания пройдут в Республике Бурятия, Амурской области и Хабаровском крае. Кроме того, в ближайшую пятницу в Минпромэнерго пройдет совещание по обсуждению вопросов строительства Восточного нефтепровода.

В этих условиях, по мнению опрошенных RBC daily экспертов, не исключено, что проект строительства нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» претерпит некоторые изменения. «Скорее всего, разумные требования экологов будут учтены, – сказал корреспонденту газеты начальник аналитического отдела ФК «Мегатрастойл» Александр Разуваев. – Хотя сколько времени это потребует, сказать сложно. Все зависит от того, как быстро «Транснефть» сумеет договориться с экологическими организациями». Однако едва ли эти изменения окажутся очень серьезными, ведь проект в любом случае будет реализован. «За строительство Восточного трубопровода опасаться не надо – экологические моменты не станут препятствием для реализации проекта национальной важности, – говорит Александр Разуваев. – Затягивать строительство трубопровода не стоит – нужно осваивать ресурсы Восточной Сибири». К тому же сам по себе факт проведения общественных слушаний в регионах уже работает в пользу «Транснефти».

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Возврат к списку