16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск

Бензин за $600 млн

08.08.2005 Ведомости Александр Тутушкин

В такую сумму оценивается реконструкция Московского НПЗ

Столичная мэрия решила реконструировать Московский нефтеперерабатывающий завод (МНПЗ). Проект оценивается более чем в $600 млн. Предполагается, что финансировать его будут в том числе и акционеры предприятия. Но эксперты сомневаются в возможности сотрудничества между совладельцами МНПЗ, поскольку те давно и прочно погрязли во взаимных распрях.

В 2004 г. МНПЗ переработал около 10 млн т нефти, его выручка составила 4,6 млрд руб., чистая прибыль – 27,9 млн руб. Завод входит в МНГК, 69% акций которой принадлежат правительству Москвы, а 31% – кипрской Sibir Energy, но ее пакет находится в управлении принадлежащей Москве Центральной топливной компании (ЦТК). МНГК контролирует 38% акций предприятия (50,6% голосующих). Другие крупные акционеры МНПЗ – “Сибнефть” и “Татнефть”, владеющие соответственно 38,5% и около 8% голосующих акций.

О необходимости коренной реконструкции МНПЗ столичные власти говорят с 1997 г., когда они получили контроль над предприятием. Однако денег на это у мэрии нет, а частные акционеры (сначала “ЛУКОЙЛ”, а потом “Сибнефть”) не хотели инвестировать в предприятие, которое они не контролируют.

Но теперь власти столицы решили вплотную приступить к проблеме. 2 августа мэр Москвы Юрий Лужков подписал постановление “О реконструкции и модернизации производств…” МНПЗ. Документ предусматривает реконструкцию предприятия в два этапа: с 2005 по 2007 г. и далее — по 2010 г. Капиталовложения на первом этапе должны составить $147 млн, на втором — $484 млн. Планируется, что эти деньги будут поступать из собственных средств завода, а также в виде инвестиций от его акционеров.

Выполнение программы сулит значительное улучшение качества и ассортимента топлив, производимых МНПЗ. Сейчас при переработке 9,6 млн т нефти в год он выпускает 2,044 млн т бензина, соответствующего по нормам “Евро-2”. К 2010 г. при той же загрузке НПЗ будет производить 3,25 млн т бензина, соответствующего нормам “Евро-4”. Дизельного топлива сейчас производится 2,594 млн т, из которых только 670 000 т соответствуют “Евро-2”. После реконструкции выпуск дизтоплива составит 3,5 млн т, в том числе 1,4 млн т в соответствии с нормами “Евро-3” и 2,1 млн т — “Евро-4”. При этом производство мазута сократится с 2,9 млн т до 896 000 т и значительно уменьшится его сернистость.

Представители “Сибнефти” и “Татнефти” не захотели комментировать постановление мэрии, а президент МНГК Шалва Чигиринский его выход приветствует. По его мнению, реализация предложенной программы вполне по силам заводу и его акционерам. Конкретные формы финансирования, говорит собеседник “Ведомостей”, пока не определены, но это точно не будет допэмиссия акций. “Вероятно, мы будем брать кредиты, и уже есть банки, которые готовы нам их дать”, — утверждает Чигиринский. “Если какие-то акционеры не захотят инвестировать, есть способы воздействия на них, — продолжает предприниматель. — Завод в его нынешнем состоянии портит экологию, а для такого города, как Москва, это нетерпимо. Если не будет реконструкции, его придется закрывать и сносить”.

Аналитик Газпромбанка Сергей Суверов напоминает, что МНГК находится в затяжном и остром конфликте с “Сибнефтью” из-за контроля над МНПЗ и доли Sibir Energy в добывающем предприятии “Сибнефть-Югра”, которую “Сибнефть” размыла в свою пользу. “В этих условиях "Сибнефть" и солидарная с ней "Татнефть" вряд ли будут инвестировать в МНПЗ”, — полагает эксперт. По его мнению, дело может сдвинуться с мертвой точки только после смены собственника “Сибнефти”, если таковая произойдет. Пока же МНПЗ стоит рассчитывать только на поддержку московского правительства, которое может дотировать процентную ставку по кредиту или даже выделить целевое финансирование ввиду социальной значимости проекта.

С тем, что “Сибнефть” не будет финансировать реконструкцию завода, согласен и Валерий Нестеров из “Тройки Диалог”. И добавляет, что сам МНПЗ низкоприбыльный, а у МНГК, пока не началась отдача от ее Салымского проекта, тоже денег нет. “В итоге какие-то улучшения на заводе, конечно, сделают, но целиком программа вряд ли будет реализована”, — резюмирует эксперт. А президент “ЛУКОЙЛа” Вагит Алекперов в июльском интервью “Ведомостям” отмечал высокие риски инвестиций в МНПЗ. Он указывал, что “ни в одной столице мира нет нефтеперерабатывающего завода в городской черте”. По мнению Алекперова, “иметь на городской земле такой завод — непозволительная роскошь”, поэтому рано или поздно его придется ликвидировать.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Возврат к списку