16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск

СУЭК расскажет о себе все

15.06.2005 RBCdaily Владислав Серегин

Компания намерена подготовить социальный отчет по западным стандартам

Крупнейшая угольная компания России СУЭК не намерена ограничиваться созданием только финансовых отчетов по международным стандартам при подготовке к IPO. Как стало известно RBC daily, в текущем году она приступит к работе над отчетом о социальной ответственности по международным стандартам, который будет опубликован в 2006 г. В СУЭК говорят, что это не столько дань моде, сколько производственная необходимость: европейские потребители кузбасского угля требуют от компании сведений о ее социальной политике. Эксперты считают, что подобная открытость сделает ее более инвестиционно привлекательной, а также повысит качество управления.

В настоящее время в мире существует два стандарта подготовки социальных отчетов, добровольно используемых более 4 тыс. компаний по всему миру. Первый – Global Reporting Initiative – был разработан в 1997 г. в рамках инициативы генерального секретаря ООН Кофи Аннана Global Compact. GRI представляет собой достаточно жесткую структуру предоставления информации (отчет) и перечень показателей, по которым компании могут отчитываться о своей деятельности в отношении окружающей среды (экологический аспект), местному населению и сотрудникам (социальный аспект). По состоянию на конец 2003 г. в мире существовало около 700 компаний, которые отчитывались по стандарту GRI, в том числе почти все крупнейшие горнорудные компании. Второй стандарт – AccountAbility1000 (AA1000) – был разработан в 1999 г. Британским институтом социальной и этической отчетности (The Institute of Social and Ethical AccountAbility). В отличие от GRI, данный стандарт предлагает не жесткую структуру, а описывает процесс подготовки социальной отчетности в зависимости от потребностей компании.

Первый социальный отчет в России с одновременным использованием стандартов AA1000 и GRI в 2002 г. подготовила компания «БАТ Россия» в рамках глобального отчета British American Tobacco. По словам Елены Тополевой, директора НП «Агентство социальной информации» (НП «АСИ»), «БАТ Россия» принесла в нашу страну «моду на социальную отчетность». Вслед за ней, по словам г-жи Тополевой, потянулись и другие российские компании: ОАО «Российские коммунальные системы» (первый отчет в 2005 г.), ЮКОС (2003), «ЛУКОЙЛ» (осень 2005 г.), «Альфа-Банк» (2004). Готовят отчеты или изъявили желание их подготовить «Русский Алюминий», РАО «ЕЭС России», ГМК «Норильский никель», «Вимм-Билль-Данн».

СУЭК тоже решила не оставаться в стороне от модной тенденции. Как рассказал RBC daily генеральный директор компании Владимир Рашевский, СУЭК также подготовит социальный отчет. «Наша задача – построить современную компанию со всеми присущими ей атрибутами: в США и Европе это не только финансовая, но и социальная отчетность, – заявил он RBC daily. – Подготовка социальной отчетности и ее аудит является нормой для любой крупной компании». По словам г-на Рашевского, социальный отчет будет подготовлен в первой половине 2006 г. и охватит весь 2005 г. «В настоящее время мы ведем выбор стандарта и компании-аудитора, которая будет ее заверять», – говорит гендиректор СУЭК.

Владимир Рашевский считает, что социальный отчет – не дань моде. «Это нужно самой компании, чтобы понять, в какой точке она находится: любой период модернизации начинается с вопроса диагностики, – считает он. – Также это нужно для взаимодействия с государством, чтобы показать, насколько компания социально ответственна». Кроме того, одной из причин, побудивших СУЭК заняться социальной отчетностью, стала расширяющаяся практика заключения прямых контрактов на поставки угля в Западную Европу. Один из потребителей российских углей – ScottishPower – перед заключением контракта запросил у СУЭК информацию о ее социальной (уровень заработной платы, страхование и медицинское обслуживание, условия труда рабочих) и природоохранной политике. «ScottishPower считает ведение бизнеса в социально ответственной манере хорошей практикой для своих поставщиков», – отмечается в письме британской компании в СУЭК. В отсутствие социального отчета российская компания была вынуждена отчитаться о «своей практике» в ответном письме.

Елена Тополева из АСИ говорит, что требования, предъявленные СУЭК, являются одной из типичных причин, почему российские компании начинают готовить социальную отчетность. «В Европе и США компании вынуждены готовить социальную отчетность под давлением общественности, а в Канаде и Франции такая обязанность даже закреплена законодательно, – рассказала она RBC daily. – В России мотивация совершенно иная. Это требования европейских потребителей, желание компании рассказать о своей социальной деятельности (PR), а также желание упорядочить собственную социальную политику, повысить качество управление ею и ее эффективность». Владимир Рашевский добавляет к этому, что социальный отчет СУЭК нужен и инвесторам. «Кредиторам всегда важно знать, насколько и как различные типы рисков, в том числе и социальные, контролирует компания», – говорит он. В РАО «ЕЭС России», которое предполагает опубликовать свой первый отчет в I квартале 2006 г., отмечают, что для энергохолдинга составление социальной отчетности – также часть формирующейся в компании системы управления нефинансовыми рисками. «Цель составления такой отчетности – представить акционерам, инвесторам и другим заинтересованным сторонам не просто перечень благотворительных программ, а взаимосвязь между экономическими и социальными аспектами деятельности РАО "ЕЭС России"», – отметили RBC daily в компании.

«Главная задача отчета – это непрерывный диалог со всеми заинтересованными сторонами, начиная с сотрудников и акционеров и заканчивая потребителя, партнерами, властями и общественными организациями, – резюмирует Елена Тополева. – В результате компания начинает понимать, чего от нее хотят работники, местные власти и экологические организации, а сама она ставит перед собой конкретные цели в социальной и экологической политике, которых пытается достичь». В компаниях, которые уже не первый год занимаются подготовкой подобных отчетов, уже пожинают первые плоды. «Издание и распространение отчета улучшает имидж компании, отношения с общественными экологическими организациями, Православной Церковью, местным населением, – говорит Ирина Биткова, председатель совета директоров «Северо-Западной лесопромышленной компании», выпускающей отчет по стандартам GRI с 2003 г. – Наличие отчета облегчает переговоры с международными финансовыми структурами (СЗЛК привлекает инвестиции для проекта реконструкции очистных сооружений Неманского ЦБК, – RBC daily)».

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Возврат к списку