16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск

Болгарское дежа-вю

20.10.2004 Российская газета Елена Лашкина, София

В Софии Михаил Фрадков лоббировал российские проекты

Праздновать очередную юбилейную дату до ее наступления, во время и после, как оказалось, принято не только у русских. 125-летие со времени установления двусторонних дипломатических отношений между Россией и Болгарией в этом году отмечалось уже не раз.


Тем не менее визит премьер-министра Михаила Фрадкова в Софию приурочили к юбилейным мероприятиям. Вчера глава российского правительства по приглашению премьер-министра Болгарии Симеона Сакскобургготского прибыл в Софию с двухдневным официальным визитом. Собственно, посмотрев на болгарские улицы, где панельные дома и автомобили мало чем отличаются от московских, понимаешь, что эта страна, как и в социалистические времена, очень близка к нам. И не только по внешним признакам, но и по менталитету. Охлаждение отношений между двумя странами, случившееся 15 лет назад, скорее, из разряда исключений. Но на ошибках учатся, и болгарская политическая и деловая элита пришла к выводу - для того, чтобы вступать в Евросоюз или НАТО совсем необязательно портить отношения с восточным соседом.

Российский премьер впервые за последние восемь лет посетил Болгарию, поэтому и встречали его со всеми полагающимися почестями. Официальная церемония по поводу визита Михаила Фрадкова началась, как и положено, с возложения венка к памятнику Неизвестного солдата. На аллее выстроились несколько отделений болгарских войск, форма которых опять же была очень похожа на советскую. А вот расположившиеся чуть поодаль спецназовцы всей своей экипировкой напоминали о том, что эта, когда-то социалистическая страна, уже вступила в НАТО.

О советском же периоде сейчас напоминают разве что долги и предприятия, которые возводили в Болгарии специалисты из СССР. Но и эта память оказалась довольно долгой. Спустя десять лет Болгария решила возвратиться к планам строительства атомной электростанции в городе Белене, в которых участвовали и советские специалисты. Позже ее возведение было заморожено из-за протестов экологов. В качестве подрядчиков при строительстве готовы выступить компании из Канады, США, Франции, Чехии и российский "Атомстройэкспорт". Подрядчик должен был определиться еще в июле этого года, но в октябре болгары решили объявить тендер. "Достройка российскими компаниями этой атомной электростанции обойдется дешевле, нежели снести уже построенное и начинать все заново", - считают в российском правительстве.

Болгарам явно придется постараться, чтобы остаться ведущим экспортером электроэнергии на юго-востоке Европы. Под давлением ЕС Болгария еще в 2002 году закрыла 2 энергоблока АЭС "Козлодуй" (кстати, тоже построенной при содействии СССР), а после дала согласие на закрытие еще 2 энергоблоков к 2006 году. Евросоюз засомневался в безопасности реакторов этой АЭС, которые по конструкции очень близки к чернобыльским, и потребовал немедленной реконструкции. Причем, чтобы в Софии поменьше раздумывали над правильностью этого решения, ЕС связал это условие с предстоящим вступлением Болгарии в альянс в 2007 году.

Но Чубайса с его энергосетями в этой стране, похоже, хотят видеть меньше всего. Болгария и так практически полностью зависит от российского сырья. Столь тесное сотрудничество с нашей страной явно не входит в планы обновленной Болгарии. Осуществление заветной мечты - вступление в Евросоюз. Поэтому именно немецким энергетикам и отдается в последнее время предпочтение в тендерах на реконструкцию или строительство энергетических объектов. Правда, болгарский премьер вчера все же попытался убедить своего российского коллегу в том, что "никакого отбора или дискриминации компаний, участвующих в тендерах, не будет".

- Мы будем приветствовать любую русскую компанию, которая будет участвовать в конкурсе по приватизации, - сказал глава болгарского правительства.

Российские компании заинтересованы не только в инвестициях в электроэнергетику, но и в газовую сферу. "Газпром" готов принять участие в приватизации "Болгаргаза" и увеличить прокачку "голубого топлива" через территорию этой страны. Правда, сейчас вопрос увеличения поставок газа в Болгарии предпочитают пока не обсуждать. Состояние местной промышленности оставляет желать лучшего, поэтому не выбирается даже заявленный объем "голубого топлива". Поэтому Фрадков, несмотря на прямой вопрос болгарского журналиста о прогнозных ценах на российский газ, предпочел не отвечать.

- Вы мне предлагаете сильно рисковать, - отшутился глава российского правительства.

Тем не менее буквально "рожденная в муках" программа долгосрочного сотрудничества в сфере энергетики вчера все же была подписана. Болгарский министр энергетики даже попытался пошутить, занося ручку над открытой папкой. "Слева можно подписать?", - поинтересовался он у Виктора Христенко.

- Левой? - переспросил российский министр.

- Я просто пишу левой рукой, - с улыбкой объяснил болгарский коллега.

Но программа была бы неполной, если бы до ее подписания не обсуждалось строительство нефтепровода Бургас - Александруполис, проект которого существует уже 10 лет. Это довольно выгодный для Болгарии проект. Стоимость реализации проекта оценивается в 700 миллионов долларов. Это практически в два раза дороже, чем транспортировка "черного золота" танкерами через черноморские проливы и строительство аналогичного нефтепровода по турецкой территории. Естественно, что российская сторона надеется на значительное удешевление проекта за счет налоговых и таможенных льгот, которое могло бы предоставить болгарское правительство.

Одним из главных вопросов остаются доли, которые получат Россия, Болгария и Греция. Наша страна настаивает на том, чтобы они распределялись в зависимости от объема инвестиций в проект. У болгар, видимо, иная позиция. Подтолкнуть болгарскую сторону к компромиссу российские эксперты пытались не раз. Единственное, что несколько поменяло позицию болгар - заявление нефтяной компании "Транснефть" о готовности рассмотреть проект строительства альтернативного маршрута нефтепровода по турецкой территории. Правда, вчера глава НК "Транснефть" Семен Вайншток предпочел не комментировать вопрос о нефтепроводе Бургас -Александруполис, заметив, что в турецком проекте "пока немало подводных камней".

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Возврат к списку