16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск

РАО «ЕЭС» откупилось от государства дивидендами

27.04.2005 RBCdaily Алексей Виноградов

Совет директоров энергохолдинга рекомендовал значительно увеличить объем дивидендов, выплачиваемых по итогам 2004 г.

Совет директоров РАО «ЕЭС» на своем заседании во вторник принял решение направить проект трехлетней инвестиционной программы компании на согласование в правительство. Менеджменту РАО поручено в течение трех месяцев разработать программу, определяющую «порядок и механизм правопреемственности по объектам инвестиционной программы» после реорганизации компании. Сочтено нецелесообразным далее включать в инвестиционные планы «долгосрочные» новые объекты, «не имея четкого механизма завершения строительства без средств абонплаты и механизма правопреемственности».

Упомянутый проект предусматривает выделение в 2006 г. 20,8 млрд руб. (18,1 млрд собственных и 2,7 млрд заемных), в 2007 г. – 20,1 млрд, в 2008 г. – 12,6 млрд на строительство и ввод в действие новых генерирующих мощностей. Основными объектами здесь являются Бурейская ГЭС (новые очереди), Ивановская ГРЭС и Калининградская ТЭЦ-2.

Помимо инвестиционных планов, совет директоров решал вопросы корпоративного бюджета-2005 и проблемы дивидендной политики. Годовому собранию акционеров рекомендовано выплатить дивиденды за прошлый год в объеме 2,757 млрд руб. (из расчета 0,0559 руб. на одну обыкновенную и 0,2233 руб. на одну привилегированную акции), что на 15% больше объема 2003 г. Выплаты же государству – основному акционеру – увеличиваются на 18,5%.

«Высоких объемов дивидендов потребовало правительство, – считает эксперт компании «Развитие бизнес-систем» Мурат Кияльбеков. – Посмотрев на ситуацию в других отраслях – металлургии, «нефтянке», – оно тоже захотело зарабатывать больше на своих активах. Конечно, менеджмент РАО «ЕЭС» мог бы попытаться ограничить дивиденды под предлогом необходимости использования средств для инвестиционных планов (так же, как это делается в других отраслях), но есть ощущение, что правительство сочло инвестпрограмму слишком «узкоспециализированной», чтобы ради нее жертвовать законными доходами. Очевидно, что за исключением пунктов, имеющих явно политизированное или экспортно-ориентированное значение (Ивановская ГРЭС, Калининградская ТЭЦ-2), программа имеет уклон в сторону гидроэнергетики (при этом Бурейская ГЭС тоже во многом имеет экспортно-ориентированный прицел). Подобный акцент на узкой эффективности, однако, недостаточен, чтобы считать РАО действительно стратегическим инвестором отрасли».

Эксперты отмечают, что уровень средств, направляемых на модернизацию основных фондов теплоэнергетического сегмента (а это основа энергетики РФ), недостаточен для поддержания его работоспособности. К 2010 г. 45-50% ТЭС могут выйти из строя, а расчет на то, что по завершении реформы отрасли в эти объекты будут вкладываться частные инвесторы, может и не оправдаться.

Впрочем, говорит аналитик ИК «Церих» Николай Подлевских, «менеджмент РАО «ЕЭС» действует в довольно специфических условиях: неопределенность с исходом и темпами преобразований, фактор правительства, фактор тарифов «Газпрома» и т. д. В этих условиях говорить о стратегических инвестициях нелегко, и проще обозначить другие приоритеты, в первую очередь в области дивидендной политики. Руководство энергохолдинга на первый план выдвигает интересы акционеров, что должно привлечь к РАО «ЕЭС» внимание инвесторов, в первую очередь иностранных, для которых высокие дивиденды компании привлекательны сами по себе и, с другой стороны, свидетельствуют о том, что компания действует в рамках правил «хорошего тона».

В любом случае, говорят эксперты, дальнейшее развитие событий будет зависеть в первую очередь от хода энергореформы. И от способности менеджмента РАО лоббировать свои интересы и договариваться – с тем же правительством, руководством «Газпрома», других естественных монополий, частными инвесторами и т. д. В качестве удачного примера отмечается достижение договоренности с ОАО «РЖД» и Минфином о совместном финансировании строительства обводной железнодорожной ветки в районе Бурейской ГЭС.

«Конечно, увеличивая выплаты дивидендов, компания стремится привлечь внимание нерезидентов, – соглашается Мурат Кияльбеков. – Для российских инвесторов в выборе объектов вложений дивидендная политика не так уж приоритетна. Но, к сожалению, одним увеличением объемов дивидендов не повысить рыночную капитализацию РАО, поскольку инвесторы в равной мере интересуются и ходом реформы энергетики, и вопросами тарифной политики, а также контролем над издержками компании – а перспективы этой реформы до сих пор четко не определились, рост тарифов на электроэнергию – во всяком случае, по оценкам РАО – не превышает инфляцию, и вопросы инвестиционной привлекательности всего холдинга, отдельных существующих и выделяемых его подразделений остаются».

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Возврат к списку