16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск

Украина и Россия не поделили бензин

21.04.2005 RBCdaily

Конфликт на топливном рынке Украины грозит перерасти в политический скандал

На украинском бензиновом фронте разгорелась нешуточная битва. После того как на днях нефтяные компании, контролирующие в сумме больше половины местного рынка, отказались подчиниться приказу премьер-министра страны Юлии Тимошенко и снизить цены на топливо, против них было инициировано антимонопольное разбирательство. В число подозреваемых попали «дочки» российских «ЛУКОЙЛа» и ТНК-BP. Одновременно украинские власти пытаются сбить ажиотаж вокруг цен на бензин «рыночными» методами, попеременно то запрещая, то разрешая вывоз из страны нефти и нефтепродуктов на тех или иных условиях. Ситуация грозит перерасти в политический кризис: нефтяники просят о помощи российского главу кабинета министров Михаила Фрадкова, а украинские депутаты требуют от Кремля «успокоить своих агрессивных представителей». Эксперты не исключают, что российские нефтяники решатся на блокаду украинского топливного рынка до восстановления status quo.

Начало конфликта на топливном рынке Украины положил министр аграрной политики страны Александр Барановский, в конце марта обвинивший нефтяников в срыве посевной кампании и монопольном сговоре с целью необоснованного повышения цен на топливо. Тогда антимонопольные органы страны не подтвердили факт сговора. Однако после того как аграрного министра поддержала премьер-министр Юлия Тимошенко, точка зрения борцов с монополиями изменилась с точностью до наоборот. Нефтяники начали было оправдываться, одновременно остановив на ремонт один из нефтеперерабатывающих заводов (годом ранее это уже приводило к резкому росту цен на топливо). Между тем украинские власти, не в пример российским, продолжали упорно искать альтернативные методы сдерживания цен на горючее. В результате 15 апреля свет увидел любопытный документ, согласно которому до 1 мая вводится ограничение на отпускные цены на светлые нефтепродукты.

Интерес к документу нефтяники проявили, однако исполнять его предписания согласились далеко не все. Представители российских компаний решили, что вступает в силу он только с 25 апреля, поэтому снижение цен на нефтепродукты до установленного Минэкономики уровня задекларировали лишь подконтрольные государству «Нафтогаз Украины» и «Укрнафта». А после того как одну из подконтрольных ТНК-BP структур оштрафовали за несоблюдение указа, компания вообще на пару дней под предлогом инвентаризации запасов прекратила отгрузку топлива. Одновременно российские нефтяники стали искать правду в Москве, написав письмо Михаилу Фрадкову с просьбой встать на их сторону в конфликте с Киевом. Основания для беспокойства у них есть – накануне Антимонопольный комитет Украины возбудил-таки дело против «ЛУКОЙЛа» и ТНК-BP по факту «антиконкурентных согласованных действий». Если нарушения будут доказаны, на эти предприятия может быть наложен штраф в размере до 10% их выручки за 2004 г.

Вчера же конфликт перерос уровень хозяйствующих субъектов и стал предметом политических баталий, пока только в киевских кабинетах. Заместитель главы украинского правительства Николай Томенко заявил, что проблема повышения цен на нефтепродукты, кроме общеизвестных причин, имеет «еще одну ключевую составляющую, о которой мало кто говорит». Это, по словам вице-премьер-министра, «последствия политики Кучмы-Януковича-Медведчука, которые за политическую поддержку России на выборах 1999 и 2004 гг. рассчитывались экономической и энергетической безопасностью Украины». Народный депутат Украины Борис Беспалый, комментируя отказ российских нефтетрейдеров выполнять ценовые распоряжения украинского правительства, заявил буквально следующее: «Раньше россияне пошли на ущерб, чтобы показать свою благосклонность правительству Виктора Януковича. А теперь они хотят экономического реванша». По его мнению, это уже вопрос дружеских отношений Украины с Россией. «Российское руководство не только на словах, но и на деле должно показать свое дружеское отношение к Украине, показать, что мы действительно являемся стратегическими партнерами. Оно должно успокоить своих не в меру агрессивных представителей на Украине», – считает Борис Беспалый.

Между тем эксперты продолжают утверждать, что основными причинами роста стоимости топлива стали не сговоры нефтяников, а увеличение цен на нефть и неадекватные действия властей в области налогового законодательства. «Причины повышения цен на нефтепродукты являются комплексными и вызваны рядом факторов объективного характера: ростом цен на нефть более чем на 22% по сравнению с мартовским уровнем, внедрением нового принципа взимания акцизного сбора, увеличением железнодорожных тарифов, а также тем, что производители компенсируют себе льготные поставки агрокомплексу», – сказал RBC daily почетный президент украинского Центра энергетических исследований Юрий Бойко. В то же время, по его мнению, есть ряд серьезных предпосылок для дальнейшего роста цен на нефтепродукты: рост стоимости сырья и нехватка топлива (остановка на ремонт Лисичанского и Херсонского заводов ухудшит наполнение внутреннего рынка нефтепродуктами). «Применительно к Украине, где цена формируется российским внутренним рынком нефти, в мае следует ожидать роста цен и в связи с сезонным увеличением экспортной мощности России благодаря повышению пропускной способности морских портов и началу речной навигации, – рассуждает он. – Украинское направление остается наименее прибыльным для российских экспортеров, и, соответственно, цена майских ресурсов будет формироваться в крайне сложных условиях».

Однако не исключено, что этим дело не ограничится. «Могу предположить сценарий, когда в России для защиты бизнеса российских компаний на Украине будут происходить ограничения продажи и поставки сырья украинским нефтяным компаниям – владельцам украинских НПЗ, – сказал RBC daily директор украинского научно-технического центра «Психея» Сергей Сапегин. – Такая мера может привести украинские компании к необходимости использовать альтернативные российским источники нефти. В простейшем случае это будет закупка российского же сырья на мировых биржах. Отличие от нынешних поставок будет состоять в изменении базиса привязки цены. Если сегодня стоимость нефти для россиян оценивается через величины стоимости на мировом рынке за вычетом фрахта, страховки и перевалки, то по новой схеме эти величины придется добавлять. Оценка показывает, что в пересчете на текущий уровень мировых цен стоимость российской нефти на условиях DDU НПЗ в этом случае составит порядка 360 долл. за тонну. Иные схемы еще больше удорожают стоимость нефтяного сырья. Сказанное поставит в сложные конкурентные условия украинские компании, владеющие нефтеперерабатывающими заводами на Украине».

Официальный Киев, похоже, уже начал готовиться к блокаде. Как стало известно накануне, постановлением правительства Украины № 298 от 18 апреля был запрещен экспорт сырой нефти украинского происхождения до конца 2005 г. Этим же документом кабинет министров установил нулевую квоту на экспорт моторных бензинов и дизельного топлива на апрель-май и август-сентябрь 2005 г. Вчера же министр топлива и энергетики страны Иван Плачков заявил, что правительство намерено для урегулирования ситуации на рынке нефтепродуктов приобрести до 100 тыс. т светлых нефтепродуктов и около 300 тыс. т нефти, что позволит увеличить контролируемое правительством предложение нефтепродуктов на рынке до 30–40%. Впрочем, эксперты надеются, что до открытого политического конфликта дело не дойдет.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Возврат к списку