16+
Регистрация
РУС ENG

Комитеты Госдумы рекомендуют продлить срок перехода на концессии до 1 января 2023 года

Комитеты Госдумы рекомендуют продлить срок перехода на концессии до 1 января 2023 года
10.12.2019 10:32:17 ЖКХ Центральный ФО

Профильные комитеты Госдумы РФ рекомендуют правительству продлить срок обязательного перехода на концессии до 1 января 2023 года с тем, чтобы успеть усовершенствовать этот механизм привлечения частных инвестиций. Об этом говорилось в рамках круглого стола «Концессии для малых городов и поселений».

Круглый стол совместно провели Комитет Госдумы по энергетике, Комитет по жилищной политике и ЖКХ, а также Комитет по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.

В рекомендации комитетов также войдет предложение разработать ряд изменений в законодательство, предусматривающих особенности заключения концессионных соглашений в малых городах и поселениях. В частности, предлагается предусмотреть особенности применения упрощенной системы налогообложения концессионером и эксплуатации объектов концессионного соглашения в разных муниципальных образованиях одним хозяйствующим субъектом.

Как отметил председатель комитета по энергетике Павел Завальный, концессия как одна из форм государственно-частного партнерства (ГЧП), в жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ) дает возможность демонополизировать предоставление общественных услуг, обеспечить сбалансированный подход в управлении ЖКХ. Концессии имеют успешный мировой опыт, они распространены во многих странах, в том числе, США, Великобритании, странах ЕС, Китае и пр.

Сегодня в России заключено 1831 концессионное соглашение в отношении объектов коммунальной инфраструктуры с общей суммой инвестиционных обязательств более 257 млрд. рублей, 95% из которых - средства частного инвестора.

Однако если в крупных городах механизм демонстрирует определенную эффективность, то в малых – наоборот. И связано это с его несовершенством, исправить которое можно именно корректированием нормативной базы.

Специальными нормами законодательства РФ, регулирующими правоотношения в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, в сфере концессионных отношений, установлен специальный порядок передачи прав владения и пользования объектами ЖКХ, в соответствии с которым их передача возможна исключительно по концессионным соглашениям. Выбор способа передачи прав законодатель связывает с датой ввода указанных объектов в эксплуатацию.

Данные требования фактически исключили возможность выбора органами местного самоуправления формы конкурса и формы договора в отношении объектов ЖКХ. Поиск заинтересованного в заключении соглашения инвестора в сельской местности и малых городах вызывает немалые затруднения. Зачастую потенциальными участниками конкурса на заключение концессионного соглашения являются представители малого и среднего бизнеса, которые ранее эксплуатировали объекты ЖКХ по договорам аренды. Им сложно привлечь достаточные инвестиции. Они могут относительно рентабельно работать на условиях договора аренды, но оказываются неконкурентоспособными по сравнению с крупными участниками рынка при проведении конкурсного отбора.

В то же время крупные участники не изъявляют желания оказывать соответствующие услуги в сельской местности и маленьких поселениях, участвовать в конкурсе или заключать концессионное соглашение. Кроме того, у малого бизнеса, работающего на упрощенке, при переходе на концессии возникает НДС 20% и, соответственно, рост тарифов на 10-12%.

Таким образом, складывается ситуация, при которой договор аренды заключать нельзя, концессионное соглашение заключать не с кем, а органы местного самоуправления обязаны обеспечивать надежное и бесперебойное теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение.

Председатель Комитета по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская отметила, что существующий подход с самого начала вызывал определенные вопросы, связанные например, со способностью муниципалитетов работать с концессионными соглашениями. Среди проблем - отсутствие соответствующих специалистов в штате органа местного самоуправления, нехватка денег на подготовку концессионной процедуры, длительность процедур проведения конкурса на заключение концессионного соглашения, которая на практике достигает полугода.

Председатель Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Алексей Диденко сообщил, что комитет получает обращения от глав муниципалитетов практически всех субъектов федерации, о том, что механизм концессий, на который возлагали большие надежды в плане модернизации сферы ЖКХ, замещения бюджетных инвестиций частными, не работает. Регуляторам важно понять, что некоторые малые поселения просто по определению являются нерыночными территориями, где даже собственность и имущество не может представлять коммерческого интереса. Решением этой и многих других проблем стало бы расширение полномочий, в том числе, и финансовых, органов местного самоуправления.

Директор Департамента развития ЖКХ Минстроя РФ Светлана Никонова озвучила позицию министерства по возможному решению проблемы. По оценке Минстроя, о коммерческой составляющей концессионных проектов ЖКХ можно говорить только в территориях численностью не менее 200 тыс. жителей, и то при определенных условиях. Целесообразно признать, что в различных территориях, с учетом экономических, географических, климатических факторов, структуры производства и кадрового потенциала, эффективными могут быть принципиально разные формы управления объектами ЖКХ – и полностью государственная, и частная, и в форме ГЧП. И право выбора здесь должно принадлежать муниципальной власти, которая понимает ситуацию в своей территории и несет полную ответственность за нее.

Министерство подготовило и согласовывает сегодня с различными ФОИВ ряд нормативных решений, направленных на внедрение механизма межмуниципальных концессий,облегчение процедур подготовки концессионных соглашений, совершенствование мер государственной поддержки механизмов софинансирования, финансирование модернизации коммунальной инфраструктуры, повышение прозрачности управления ЖКХ.

Кроме того, проект стратегии развития и модернизации ЖКХ до 2035 года находится значительной степени проработки, скоро он будет выложен для публичного обсуждения. Ее принятие также будет способствовать решению проблем управления и поддержки ЖКХ в малых поселениях.

Заместитель начальника Управления регулирования в сфере ЖКХ ФАС Анастасия Адодина отметила, что концессии в ЖКХ в малых поселениях действительно оказываются своего рода социальной нагрузкой для потенциального инвестора. Выходом здесь может быть механизм совместных торгов, когда вместе с коммерчески неинтересными объектами идут и привлекательные.

ФАС подготовила и продолжает разрабатывать целый пакет изменений, который сделал бы механизм концессий более гибким и привлекательным для обеих сторон – муниципалитета и инвестора, позволял легче принимать некоторые решения, компенсировать убытки и управлять тарифами.

 

ЖКХ, Инвестиции

Похожие Свежие Популярные