16+
Регистрация
РУС ENG

В РФ необходимо определить основные ориентиры развития Национальной системы квалификаций

В РФ необходимо определить основные ориентиры развития Национальной системы квалификаций

Эксперты считают необходимым определить основные ориентиры развития Национальной системы квалификаций. Об этом говорилось 7 ноября 2019 года в ГосДуме РФ в ходе круглого стола на тему «Перспективы развития Национальной системы профессиональных квалификаций: проблемы и решения».

С инициативой проведения обсуждения под эгидой Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов выступил Совет по профессиональным квалификациям в электроэнергетике.

В ходе дискуссии эксперты пришли к выводу о том, что для сохранения необходимого темпа поступательного развития Национальной системы квалификаций недостаточно полномочий и усилий профильных советов по профквалификациям, иных координационных структур, отдельных министерств и ведомств. Назрела необходимость не только внести точечные изменения в нормативные правовые акты, регламентирующие применение профстандратов, но и зафиксировать основные направления и ориентиры развития Национальной системы квалификаций в России.

Президент Ассоциации «ЭРА России», Председатель Совета по профессиональным квалификациям в электроэнергетике Аркадий Замосковный акцентировал внимание на том, что профстандарты являются базисом отраслевой рамки профквалификаций в электроэнергетике и привел данные по текущей ситуации с разработкой профстандартов.

В частности, было отмечено, что в электроэнергетике разработано 44 профстандарта, пять будет актуализировано до конца 2019 года. Охват основных профессий в среднем по отрасли составляет 66%. Разработано 170 наименований квалификаций и требований к ним. Утверждено 78 оценочных средств.

«В целом Национальная система квалификаций в Российской Федерации сформирована и положительно зарекомендовала себя в тех отраслях, которые дальше всех продвинулись по пути внедрения ее основных элементов. При этом принцип «всеобщей добровольности» внедрения НСК в текущих условиях демонстрирует свою абсолютную неэффективность. На наш взгляд, необходима системная разработка комплекса стимулов и возможностей, позволяющих повысить заинтересованность участия в реализации (внедрении) НСК для работодателей и граждан», - сказал Аркадий Замосковный.

Статс-секретарь – заместитель министра энергетики РФ Анастасия Бондаренко подчеркнула, что вопросам развития кадрового потенциала в ТЭК ведомство уделяет максимальное значение, в Минэнерго создан отдельный департамент, координирующий данное направление.

В свою очередь референт Департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Министерства труда и социальной защиты РФ Валерий Абросимов напомнил о том, что совместно с Росфинмониторингом реализуется Дорожная карта внедрения системы независимой оценки квалификации в сфере противодействия отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

Кроме того,  разрабатываются проекты, в которых предусмотрено развитие кадрового потенциала на основе национальной системы квалификаций: Стратегии развития строительной отрасли до 2030 года и Стратегии развития ЖКХ на период до 2035 года.

Среди вопросов, требующих решения, докладчик отметил необходимость расширения инфраструктуры и финансового обеспечения оценки квалификации работников массовых профессий государственного и муниципального сектора, незанятых, пенсионеров, выпускников; увеличение вовлеченности региональных органов в развитие системы квалификаций; значимость сопряжения норм законодательства об образовании и о труде, а также повышения эффективности деятельности советов по профквалификациям.

На особенностях профессионально-общественной аккредитации (ПОА) корпоративных программ остановилась член Общественной палаты РФ, Президент Международной ассоциации корпоративного образования Ольга Голышенкова.

По ее мнению, необходимо признать и зафиксировать отличия ПОА корпоративных образовательных программ от ПОА образовательных программ в целом и рассмотреть возможность использования программ-бенчмарков или их элементов в профильных общеобразовательных учебных заведениях.