Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск

Законопроект «Об обращении с радиоактивными отходами (РАО)» принят в первом чтении

08.02.2010
20 января Государственной думой РФ принят в первом чтении законопроект «Об обращении с радиоактивными отходами (РАО)», сообщает пресс-центр атомной энергетики и промышенности (www.minatom.ru).

По словам Валентина Межевича, первого заместителя председателя комиссии Совета Федерации по естественным монополиям, данный закон поставит на твердые правовые основы все вопросы обращения с радиоактивными отходами (РАО). Ратифицированная несколько лет назад Объединенная конвенция о безопасности обращения с отработавшим ядерным топливом (ОЯТ) и о безопасности обращения с РАО требует наличия законодательно установленного правового режима обращения с вновь образующимися и ранее накопленными РАО. Принятие закона «Об обращении с радиоактивными отходами (РАО)», а впоследствии – закона об обращении с ОЯТ позволит говорить о выполнении основных требований Конвенции.

Относительно текста закона «Об обращении с радиоактивными отходами (РАО)» Валентин Межевич отметил следующее: «На мой взгляд, в нем вполне адекватно прописаны все основные положения работы с отходами. Важно то, что он впервые вводит в соответствии с международной практикой и градацией МАГАТЭ такие понятия, как очень низкоактивные отходы, низко-, средне- и высокоактивные отходы. В зависимости от уровня радиоактивности отходов возможны разные формы и порядки их захоронения. Я считаю, что это очень рациональный подход. Ведь речь идет о серьезных финансовых расходах, связанных с захоронением.

Если уж я коснулся темы финансов, не могу не добавить, что данный законопроект четко и понятно прописывает всю систему финансирования захоронения отходов. Производители отходов будут платить за их кондиционирование и захоронение по установленным тарифам в соответствующие резервные фонды. Понятно, что здесь речь идет о вновь образующихся отходах. Я знакомился с возражениями ряда экологических организаций на этот законопроект, и они говорят, что в законопроекте не прописана система финансирования захоронения «старых» отходов, накопленных еще со времен «холодной войны». Не могу согласиться с таким утверждением. Для захоронения этой части отходов предусмотрено как федеральное финансирование – в рамках федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года», так и финансирование за счет бюджетов соответствующих предприятий. Возможно также привлечение средств зарубежных источников, например, в рамках международной программы «Глобальное партнерство».

Подводя итог, хочу сказать, что главными достоинствами этого законопроекта считаю, во-первых, вводимую градацию РАО, четкую систему финансирования их захоронений, определение понятия собственности на пункты захоронения РАО (могут находиться в собственности РФ или Государственной корпорации «Росатом») и пункты долговременного хранения РАО (могут находиться в собственности РФ и российских юрлиц с соответствующей лицензией). Все это ставит работу с радиоактивными отходами на внятную правовую основу, что нам жизненно необходимо».


Также своё мнение о законе высказал Юрий Шевчук, председатель Регионального отделения Зеленого Креста (Санкт-Петербург):

«Основной плюс законопроекта с точки зрения экологии - это запрет на дальнейшее накопление радиоактивных отходов без их захоронения, что позволит к 2025 году сократить объем РАО и существенно снизить их суммарную активность.

При этом, организовывать всю работу по безопасному обращению с радиоактивными отходами, в том числе и платить за нее, будет тот, кто эти отходы производит. В соответствии с законом будет создан специальный фонд куда предприятия, производящие РАО, будут перечислять средства на захоронение отходов. Я считаю это справедливым.

Кроме того, закон устанавливает органы государственного управления в области обращения с РАО - это госкорпорация «Росатом» и национальный оператор по обращению с РАО, которого определит правительство по представлению Росатома. Очень важно, что законопроект не предусматривает возложения дополнительных полномочий на органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления».

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте