16+
Регистрация
РУС ENG

Состоялось заседание расширенной коллегии Минэнерго РФ

14.02.2003
Итоги работы отраслей топливно-энергетического комплекса России в 2002 году и основные направления деятельности комплекса в текущем году были рассмотрены на состоявшемся сегодня расширенном заседании коллегии Министерства энергетики Российской Федерации, в котором принял участие Председатель Правительства Российской Федерации М.М.Касьянов.

Среди принимавших участие в заседании – ответственные сотрудники Администрации Президента РФ и Аппарата Правительства РФ, члены Совета Федерации и депутаты Государственной думы, руководители заинтересованных министерств и ведомств РФ, руководители и представители администраций регионов, компаний и предприятий ТЭК.

В докладе Министерства энергетики, представленном участникам заседания Министром И.Юсуфовым, был дан детальный анализ состояния отрасли, выделены ключевые моменты развития топливно-энергетического комплекса России в контексте развития ситуации в мире и значительных изменений в экономике страны.

«Оценивая итоги прошедшего года, логично вспомнить о том, в каких условиях развивалась экономика страны в целом и отрасли ТЭК в частности, какие события и явления внутренней жизни страны и за рубежом оказали наибольшее влияние на реально достигнутые результаты хозяйственной деятельности предприятий и организаций топливно-энергетического комплекса России», - отметил в этой связи докладчик.

Прежде всего, по его мнению, в прошедшем году были сделаны важные изменения в налоговом законодательстве. Введен в действие налог на добычу полезных ископаемых, снижена ставка налога на прибыль с 35 до 24 %. Однако, при этом была отменена 50 % льгота на инвестиционную деятельность, что сразу же сказалось на инвестиционной активности в отраслях ТЭК. Законодательно закреплены предельные ставки экспортных пошлин на нефть и принцип равного доступа производителей нефти к экспортным магистральным трубопроводам. Кроме того, были приняты изменения в налоговое и таможенное законодательство, которые вступают в действие с начала этого года, такие как законодательное закрепление предельных ставок экспортных пошлин на нефтепродукты, 45 процентное увеличение акцизов на нефтепродукты и перенос их взимания на АЗС.

К важным событиям 2002 года, создающим предпосылки для существенного улучшения условий экспорта российской продукции в страны Европейского союза, являющимся основным внешнеторговым партнером России, по мнению Министра, следует отнести принятое ЕС решение о предоставлении России статуса страны с рыночной экономикой, а также начало работы по выработке концепции Общего экономического пространства.

Не менее важным следует признать и ситуацию на переговорах по вступлению России в ВТО. Переговоры по конкретным условиям присоединения страны к этой организации непосредственно затрагивают интересы предприятий ТЭК, как и процесс либерализации рынка газа в рамках реализации Европейской газовой директивы. В этой связи в качестве положительного момента следует считать, полагает И.Юсуфов, то, что в течение 2002 года позиция ЕС в области либерализации газового рынка эволюционировала в сторону смягчения по вопросу о долгосрочных контрактах на поставку газа и привязки контрактных цен на газ к ценам на нефть.
Глава Минэнерго в целом положительно оценил итоги развития нефтяного комплекса России в 2002 году. Российские нефтяные компании «росли» темпами, значительно превышающими темпы роста мировых лидеров нефтяной отрасли.

Россия стала крупнейшим в мире производителем нефти, опередив по этому показателю Саудовскую Аравию, и прочно закрепила мировое лидерство в экспорте углеводородной продукции. В последнем квартале прошлого года объем добычи нефти в России вышел на уровень 8 млн. баррелей в сутки.

Капитализация крупнейших отечественных нефтяных компаний увеличилась за 2002 год на 50 % (на основе данных РТС) с 41 до 62 млрд. долларов. Это обусловлено в основном благоприятной мировой конъюнктурой на мировом нефтяном рынке, и, следовательно, улучшением финансово-производственных показателей, а также изменением стратегии российских нефтяных компаний в сторону повышения открытости и качества системы корпоративного управления с целью приведения последней в соответствие с мировыми стандартами, что позволило повысить их инвестиционную привлекательность.

Вместе с тем, считает И.Юсуфов, уровень капитализации пока не соответствует реальному весу российского ТЭК в мировой экономике. Причина этого – нерыночный характер установления цен на газ и электроэнергию на внутреннем рынке, недостаточно высокий кредитный рейтинг и страновые риски, отражающиеся на фондовых индексах российских компаний.

В качестве негативной Министр выделил тенденцию снижения темпа роста инвестиций в основной капитал в 2002 году. По его мнению, обусловлено это тем, что мировая экономика и Россия вступали в 2002 год в условиях значительного превышения предложения нефти над спросом. Существенно снизились мировые цены на нефть (до 18-19 долларов за 1 баррель), возникла неопределенность относительно дальнейшей их динамики на фоне рецессии мировой экономики.

Такое развитие событий, а также сохраняющаяся зависимость бюджета от экспортных доходов и налоговых поступлений нефтегазового комплекса обусловили необходимость активизации проводимой Минэнерго России работы по координации взаимодействия с независимыми производителями нефти и ОПЕК.

Действия ОПЕК, объективно поддержанные Россией и другими независимыми производителями нефти, а также позиция Ирака, требовавшего пересмотра режима санкций и периодически прекращавшего поставки на рынок, привели к возврату цен в установленный ОПЕК коридор, а к концу года из-за забастовки в нефтяном секторе Венесуэлы и ожиданий войны США против Ирака к их росту до 30 и более долларов за 1 баррель. Среднегодовая цена нефти Юралс сложилась на уровне 23,7 доллара за 1 баррель, что на 0,7 доллара выше средней цены 2001 года.

Глава Минэнерго подчеркнул, что во многом благодаря этому в 2002 году продолжался устойчивый рост экономики страны. Объем ВВП по первой оценке Госкомстата России вырос по сравнению с 2001 годом на 4,3%, промышленное производство в целом - на 3,7%, в т.ч. в топливной промышленности - на 7%. Доля отраслей топливно-энергетического комплекса в объеме ВВП составила 25,5%, в том числе 14,1% - нефтяной комплекс, 6,9% - газовый комплекс, 3,7 % электроэнергетика и 0,7% - угольная промышленность.

Превышение производства энергоресурсов над внутреннем спросом, обеспеченное хорошей ресурсной базой - преимущество России, которое обусловило ей ведущее место в мире по экспорту энергоресурсов. Доля ТЭК в экспорте страны составила в 2002 году 54,4%, что выше прошлогоднего уровня.

Рост мировых цен на нефть и другие энергоресурсы, положительно влиял на рост доходов экспортеров продукции, а также бюджета государства. Доля отраслей ТЭК в налоговых поступлениях в бюджетную систему России с учетом таможенных платежей в 2002 году составила 33,5%, - отметил далее И.Юсуфов.

Вместе с тем, несмотря на столь значительные показатели, влияющие в целом на экономику России, в отраслях топливно-энергетического комплекса, и особенно в электроэнергетике и газовой промышленности, по мнению Министра, сохраняются механизмы и условия хозяйствования, не адекватные принципам рыночной экономики, и действует ряд факторов, негативно влияющих на функционирование и развитие ТЭК.

Основными факторами, сдерживающими развитие комплекса являются:

- высокая степень износа основных фондов; в 2002 году этот показатель в целом по ТЭК превысил 50%, а в нефтепереработке – 80%.

- деформация ценовых соотношений на взаимозаменяемые энергоресурсы. Чрезмерная ориентация на дешевый газ и снижение доли угля. Недостаточная диверсификация структуры топливно-энергетического баланса создает угрозу энергетической безопасности;

- отставание производственного потенциала ТЭК от мирового научно-технического уровня ведет к снижению экономических показателей производства энергоносителей, снижает конкурентоспособность ТЭК и увеличивает техногенную нагрузку на окружающую среду;

- не обеспечивается необходимая прозрачность хозяйственной деятельности субъектов естественных монополий, что негативно сказывается на качестве государственного регулирования их деятельности и на развитии конкуренции в этой сфере;

- приватизация существенной части собственности в ТЭК пока не обеспечила ожидаемого повышения эффективности функционирования производственных структур комплекса, что в большей мере связано с незавершенностью формирования в стране рыночной инфраструктуры и соответствующей законодательной базы, а также с неплатежами за продукцию;

- высокая энергоемкость экономики, в 3-4 раза превышающая удельную энергоемкость экономик развитых стран и в 2 раза стран с сопоставимыми природными условиями;

- высокая зависимость нефтегазового сектора и, как следствие, доходов государства от состояния мирового энергетического рынка.

И.Юсуфов остановился на вопросах ценовой политики на продукцию отраслей ТЭК. Основная задача Министерства, считает его глава, в области ценовой политики на внутреннем рынке энергоресурсов состоит в недопущении раскручивания спирали инфляции за счет опережающего роста цен в отраслях ТЭК.

Регулируемые государством цены и тарифы на продукцию естественных монополий (электроэнергия, газ) в 2002 году были повышены дважды после тщательного анализа финансового состояния субъектов естественных монополий.

Цены на газ были повышены с 15 февраля на 20%, а с 1 июля еще на 15%. Тарифы на электроэнергию, отпускаемую с ФОРЭМ, были повышены с 1 марта на 20%, а с 1 июля – еще на 2,4%.

Тарифы для конечных потребителей, регулируемые региональными энергетическими комиссиями (РЭК), в 2002 году увеличились на 27,3%.

Темпы роста цен (тарифов) на газ и электроэнергию были выше инфляции, что отчасти было обусловлено необходимостью улучшения финансово-экономического состояния субъектов естественных монополий. При этом необходимо отметить, что проведенные в 2002 году фактические повышения цен на газ и электроэнергию были ниже первоначально установленного Правительством 35%-ного предельного уровня, что привело к дополнительному снижению затрат потребителей и улучшению их финансового состояния по сравнению к ожидаемым результатам.

На нерегулируемых рынках нефти и нефтепродуктов политика Министерства заключается в насыщении внутреннего рынка и сдерживании на этой основе роста цен, подчеркнул глава Минэнерго.

Анализируя динамику цен на нефтепродукты в 2002 году, - сказал далее И.Юсуфов, -можно отметить их резкий рост с конца апреля до начала июня. Это было связано с ростом цены на нефть на внешнем рынке, началом навигации на реках и ростом сезонного спроса на ГСМ.

Однако, если сравнить цены на нефтепродукты в целом в 2002 году по сравнению с их уровнем в 2001 году, то их рост не превысил 15-процентного годового уровня инфляции.

С начала текущего года был повышен акциз на светлые нефтепродукты и изменен порядок его взимания, что вызвало рост цен внутреннего рынка. Цены на автобензин выросли на 5 %, цены на дизельное топливо - на 10 %. Кроме того, по мнению руководителя Минэнерго, в этом же направлении может сработать законодательное установление таможенных пошлин на нефтепродукты в размере 90% от таможенной пошлины на нефть сырую.

Это потребует более оперативной работы Министерства по мониторингу внутреннего рынка нефтепродуктов и возможного принятия соответствующих мер нетарифного регулирования.

Ситуация в финансовой сфере отраслей ТЭК в 2002 году характеризуется последовательным замедлением темпов роста сальдированной прибыли, а в некоторых отраслях и её снижением, - отметил далее И.Юсуфов.

Доля прибыли отраслей ТЭК по предварительным расчетам за 2002 год от финансового результата в целом по промышленности России составила 52%. По отраслям ТЭК за год получен положительный сальдированный результат между прибылью и убытками в сумме 255 млд. рублей. Это на 25% ниже уровня прошлого года. Резкое снижение прибыли в 2002 году наблюдалось в электроэнергетике, что вызвано рядом объективных причин:

- проведена по состоянию на 1 января 2002 года переоценка основных фондов электростанций. По ее итогам в 2,3 раза увеличилась сумма амортизационных отчислений, и в 2 раза вырос налог на имущество;

- резко увеличились ставки платы за пользование водными объектами для ГЭС;

- увеличились цены на топливо.

В течение 2002 года удельный вес убыточных организаций постоянно увеличивался, и на конец года в целом по ТЭК он составил 53,4%. Значительный рост убыточных предприятий приходится на предприятия угольной промышленности и предприятия электроэнергетики.

В течение 2002 года происходило улучшение структуры расчетов за отгруженную продукцию. Доля оплаченной продукции в объеме отгруженной продукции в промышленности ТЭК составила 90%, в том числе в электроэнергетике 95% и в нефтеперерабатывающей промышленности 91%. Расчеты за газ по данным ОАО "Газпром" составили 92%.

Высокий уровень оплаты денежными средствами в общем объеме оплаченной продукции отмечался в нефтеперерабатывающей промышленности (87%), в электроэнергетике (88%) и газовой промышленности (84,5%), что на 3 - 5 процентных пунктов выше уровня прошлого года. В газовой промышленности это превышение составило 20 процентных пунктов.

В состоянии взаимных расчетов хозяйствующих субъектов ТЭК в 2002 году произошли положительные изменения: в сфере неплатежей произошло снижение всех видов задолженностей по сравнению с началом года. Просроченная кредиторская задолженность снизилась на 16,5%, в том числе задолженность поставщикам снизилась на 17,4% и по платежам в бюджеты всех уровней - на 30%, из них в федеральный бюджет - на 40%. В целом просроченная кредиторская задолженность отраслей ТЭК составила порядка 300 млрд. рублей.

Министр отметил, что предприятия ТЭК по-прежнему являются кредиторами других отраслей, т.к. просроченная задолженность покупателей почти 1,5 раза превышает просроченную задолженность поставщикам.

В целом просроченная дебиторская задолженность пока еще сохраняет тенденцию к росту. За 2002 год она выросла на 2%.

В отраслевой структуре отмечена положительная тенденция по взаимным расчетам в электроэнергетике, где значительно снизились как просроченная дебиторская (на 10,5%), так и просроченная кредиторская задолженность (на 25%).

Основная часть доходов консолидированного бюджета формируется за счет поступлений налогов от предприятий ТЭК, в 2002 году на его долю проходилось 33,5% (с учетом таможенных платежей).

По данным МНС России, в бюджетную систему Российской Федерации в 2002 году от топливного энергетического комплекса поступило 662,7 млрд. рублей налоговых платежей. Оценка таможенных платежей и акциза на экспортируемый газ дает дополнительно 260 млрд. рублей поступлений в федеральный бюджет. Распределение налогов и экспортных пошлин от ТЭК по уровням бюджетной системы составило: 693,6 млрд. рублей - в федеральный бюджет, 194,6 млрд. рублей - в региональные бюджеты и 34,7 млрд. рублей - в местные бюджеты. По видам налогов наибольший вклад дали налог на добычу полезных ископаемых и платежи за пользование природными ресурсами - 274,3 млрд. рублей (30%), экспортные пошлины - 167,2 млрд. рублей (18 %), акцизы - 163,5 млрд. рублей (17,7 %), НДС - 134,8 млрд. рублей (15 %), налог на прибыль - 92,4 млрд. рублей (10 %). Доля налогов в добавленной стоимости отраслей ТЭК составила 33,3 %, что на 8 процентных пункта выше, чем все налоговые поступления в ВВП страны (25,3 %).

При этом в нефтяном комплексе эта доля составляет 36,3%, - отметил глава Минэнерго.

Среди приоритетных задач в работе своего ведомства И.Юсуфов особо выделил завершение работы над Энергетической стратегией страны до 2020 года. Он подчеркнул, что к этой работе сейчас привлечены лучшие научные силы.

Другие приоритеты в деятельности Министерства – обеспечение внутреннего рынка энергоресурсами за счет создания цивилизованных рыночных отношений в этой сфере, в том числе в газовой отрасли, обеспечение справедливых цен на мировых рынках энергоресурсов, преодоление инвестиционного спада в отраслях ТЭК, активизация деятельности на рынках стран СНГ, сохранение позиций на традиционных зарубежных рынках, выход на новые рынки, прежде всего в Азиатско-тихоокеанском регионе.

Важнейшая задача – обеспечение ресурсной базы в основных отраслях, прежде всего за счет разработки мер экономического стимулирования поисково-разведочных работ. Министр высказал в этой связи мнение, что необходимо создавать равные условия для национальных и зарубежных инвесторов в области разведки и добычи углеводородов, при этом переводить месторождение на режим СРП целесообразно только в случае, если национальный инвестор отказывается на нем работать.

Электроэнергетика, Электростанция, Тарифы на электроэнергию, Провод, Кабельная арматура, Электроэнергия , Топливо, Минэнерго, Газпром, СРО

Состоялось заседание расширенной коллегии Минэнерго РФКод PHP" data-description="Итоги работы отраслей топливно-энергетического комплекса России в 2002 году и основные направления деятельности комплекса в текущем году были рассмотрены на состоявшемся сегодня расширенном заседании коллегии Министерства энергетики Российской Федерации, в котором принял участие Председатель Правительства Российской Федерации М.М.Касьянов.<br><br>Среди принимавших участие в заседании – ответственные сотрудник" data-url="https://www.eprussia.ru/news/base/2003/2913.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/share.jpg" >

Отправить на Email


Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.