16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск

Коллегия Министерства энергетики России рассмотрела новую редакцию Энергетической стратегии России на период до 2020 года

15.05.2002
Коллегия Министерства энергетики России во вторник, 14 мая, на своем заседании рассмотрела новую редакцию Основных положений Энергетической стратегии России на период до 2020 года. Открывая заседание глава Минэнерго России Игорь Юсуфов представил собравшимся своего нового заместителя Владимира Милова, который выступил с основным докладом повестки дня - представлением новой редакции Основных положений Энергетической стратегии России на период до 2020 года.

Заместитель Министра энергетики Владимир Милов выступает на заседании коллегии Минэнерго с докладом о новой концепции Энергетической стратегии России.

Остановившись на основных отличиях нового варианта документа от предыдущего, представленного Правительству в ноябре 2000 года, заместитель Министра, в частности, отметил, что "различия между новым и старым подходом не в радикальном изменении цифр, а в смене, как он выразился, самого "жанра" стратегии.

Он выразил мнение, что предыдущий вариант документа представлял собой набор пожеланий относительно того, что надо бы сделать для усовершенствования условий развития ТЭК до 2020 года, но не давал фактически никакого инструментария для решения этой задачи (это ранее отмечали многие участники обсуждения документа). В новом документе, напротив, дается широкий набор инструментов государственной экономической политики, объясняется, как применять их в каждом конкретном случае (налоговая политика, государственная поддержка инвестиций, структурные реформы и т.п.). Например, в "старой" стратегии указано, что нужно 550 – 700 млрд. долларов инвестиций в период до 2020 года, но не сказано, где их взять. В новой (раздел "Инвестиционная модель развития ТЭК") приведен подробный инструментарий инвестиционной политики развития ТЭК.

Предыдущая концепция документа практически никак не учитывала новые экономические реалии, отметил далее замминистра, будучи по сути документом плановой экономики. Обновленная стратегия предлагает полный спектр инструментов экономической мотивации, применяемых для того, чтобы стимулировать частные компании реализовывать проекты, отвечающие целям политики государства.

Одно из отличий двух документов, по его мнению, в том, что в предыдущей концепции был зафиксирован весь набор конкретных натуральных показателей развития ТЭК на все 20 лет, что безусловно вызывало большие сомнения не только у критиков стратегии. На самом деле основные показатели, как и следовало ожидать, "поплыли" уже в 2000-2001 годах. Так добыча нефти отличалась от прогнозной в 2001 г. на 15%, а прогнозы инвестиций в нефтедобычу – на 60%, инвестиции в нефтепереработку – на 75% от фактических показателей.

В новом документе не ставится цель записать раз и навсегда, сколько и когда будет потребляться и производиться энергоресурсов, подчеркнул В.Милов. Задача в том, чтобы сформировать постоянно действующую систему оценки таких показателей, меняющуюся под действием всех реальных факторов – единый прогнозный топливно-энергетический баланс страны на долгосрочную перспективу. Этот баланс будет системной основой для выработки комплекса мер экономической мотивации, применяемых государством с целью добиться исполнения баланса (это альтернатива "обязательным" балансам). Баланс будет основан на государственном балансе полезных ископаемых, инвестиционных планах компаний, прогнозе потребления, импорта-экспорта.

И наконец, отличие нового подхода и в том, что в предыдущей концепции за основу был взят отраслевой (секторальный) принцип: когда общая картина составляется из того, что делается в конкретных отраслях. Новая стратегия исходит из другой логики, подчеркнул замминистра: есть общие принципы государственной энергетической политики, они должны реализовываться взаимоувязанно во всех секторах ТЭК. Отраслевые особенности, безусловно, должны учитываться, но они должны исходить из общих принципов развития (например, опережающий рост производств с более высокой долей добавленной стоимости), отметил В.Милов.

Далее замминистра дал анализ основных положений новой стратегии. Особо подчеркивалось, что Энергетическая стратегия не должна рассматриваться в качестве документа, исчерпывающе и точно определяющего натуральные и стоимостные технико-экономические показатели функционирования энергетического сектора страны на годы вперед. История России свидетельствует, что даже во времена большего административного контроля за функционированием экономии ни один из планов экономического развития даже на более краткосрочный период (5 лет) не был выполнен по натуральным показателям. Более того, чрезмерная адресация к конкретным пообъектным показателям экономического развития при стратегическом планировании снижает гибкость стратегии к различным сценариям роста и развития и угрожает кризисными последствиями при наступлении отклонений от заданных показателей, предсказать появление которых на сегодня невозможно.

В условиях рыночной экономики со значительной степенью свободы экономической деятельности результатами реализации Энергетической стратегии государства должны стать, с одной стороны, максимальное использование энергетического потенциала страны на основе создания правильной экономической мотивации субъектов ТЭК и потребителей их продукции, поддержки российского экспорта, а с другой стороны, страхование рисков существующих и перспективных ограничений развития.

Основной целью стратегии является перевод ТЭК в режим устойчивого развития на основе экономической модели, соответствующей основным направлениям общей социально-экономической политики государства и базовым принципам функционирования рыночной экономики. Реализация стратегии потребует: разработки и принятия комплексного энергетического законодательства; определения системы реализации государственной энергетической политики, статуса единого топливно-энергетического баланса России, институционализации долгосрочных инструментов энергетической политики и их приоритета над краткосрочными; идентификации широкого спектра потенциальных угроз энергетической безопасности страны и создания специальной системы страхования рисков возникновения кризисных ситуаций стихийной, рыночной и геополитической природы; разработки секторальных планов стимулирования экономического развития отраслей ТЭК, учитывающих общую логику государственной энергетической политики; выработки единой экспортной политики в энергетической сфере.

Основой системы реализации Энергетической стратегии станет система регулярного формирования единого топливно-энергетического баланса России, в котором найдут отражение все основные количественные характеристики развития ТЭК и их динамика и которые будут подлежать корректировке по мере изменения соответствующих факторов.

Топливно-энергетический баланс – в перспективе основной инструмент проведения долгосрочной государственной энергетической политики. Понятие топливно-энергетического баланса подверглось значительной дискредитации в результате предпринимавшихся в период экономических реформ попыток использования балансов как нерыночного инструмента административного регулирования краткосрочной направленности.

Отсутствие в правовом и административном поле понятия и принципов построения единого топливно-энергетического баланса порождает несколько негативных явлений для развития ТЭК, в том числе:

приоритет краткосрочных интересов в политике государства в ТЭК;

отсутствие системы долгосрочного прогнозирования спроса и предложения на энергоресурсы, позволяющей выявить перспективные "точки дефицита" и заблаговременно принять меры по предотвращению их возникновения;

отсутствие взаимосвязи между управлением государственным фондом недр, прогнозированием инвестиционного цикла, регулированием рынков топливно-энергетических ресурсов, политикой в области экспорта, развитием транспортной инфраструктуры, управлением спросом на энергоресурсы, различными элементами экономической политики государства в ТЭК (налоговой, ценовой и т.п.);

неопределенность в отношении правового режима реализации балансов, ухудшающая инвестиционный климат в ТЭК вследствие ожиданий экономических агентов, связанных с использованием топливно-энергетических балансов в качестве административного инструмента.

Между тем, топливно-энергетический баланс как система перспективного прогнозирования спроса и предложения энергоресурсов с учетом оценки тенденций экономической активности в ТЭК, служащего основой для выработки системы мер государственной политики, основанных на применении экономической мотивации, направленной на реализацию удовлетворительных для интересов государства сценариев прогноза, должны стать основным инструментом долгосрочно ориентированной государственной энергетической политики.

Идеология единого топливно-энергетического баланса исходит, с одной стороны, из невозможности точно спрогнозировать натуральные показатели развития ТЭК на десятки лет вперед и необходимости постоянной корректировки прогнозов (примером системных ошибок в этом отношении были попытки разработки предыдущих версий Энергетической стратегии), а с другой стороны, из принципа комплексной оценки ориентиров и перспектив развития ТЭК и постановки этого процесса на системную, регулярную основу.

Основные сущностные и правовые аспекты институционализации единого топливно-энергетического баланса страны должны получить отражение в системном энергетическом законодательстве, разработка и принятие которого является первичным условием реализации Энергетической стратегии.

Законодательное закрепление правового статуса балансов и системного принципа обеспечения их реализации позволит начиная уже с 2004-2005 годов сформировать институциональную основу для проведения долгосрочно ориентированной государственной энергетической политики, качественного прогнозирования тенденций развития ТЭК, выявления перспективных "точек дефицита" и диспропорций развития и заблаговременного принятия мер, стимулирующих предотвращение кризисных ситуаций и выбор оптимальных путей развития ТЭК.

Устойчивое удовлетворение внутреннего спроса на энергетические ресурсы высокого качества по стабильным и приемлемым для российских потребителей ценам требует проведения политики развития прозрачных энергетических рынков с высоким уровнем конкуренции и справедливыми принципами организации торговли.

Несбалансированность условий обеспечения энергетическими ресурсами регионов России и территориальное обособление внутренних энергетических рынков в перспективе представляют собой основные угрозы энергетической безопасности страны. Единство экономического пространства в топливно-энергетическом комплексе может быть обеспечено только при условии обеспечения равного доступа к энергетическим ресурсам всех регионов страны, вне зависимости от степени их природной обеспеченности минеральным сырьем и фактически сложившейся структуры размещения производительных сил в энергетическом секторе.

Важнейшим условием сбалансированного развития ТЭК станет обеспечение единства целей и методов государственной энергетической политики на федеральном, региональном и местном уровнях. Именно налоговая, бюджетная, торговая политика субъектов Российской Федерации будут являться основными инструментами стимулирования привлечения инвестиций в модернизацию и развитие национального энергетического сектора, формирования эффективных внутренних энергетических рынков.

Федеральная региональная политика в ТЭК будет учитывать региональные особенности в части необходимости ускоренного развития энергетического сектора и обслуживающей его инфраструктуры в регионах, где имеется существенный нереализованный потенциал для такого развития. Будут разработаны правовые и организационные механизмы реализации перспективной политики развития региональной энергетики, основанных на принципах повышения благоприятствования налогового, тарифного и торгового режима ведения энергетического бизнеса в регионах, стимулирующего строительство новых объектов добычи (производства) и транспортировки энергоресурсов, развитие сбытовой сети. На законодательном уровне будут утверждены стандарты региональной политики по привлечению инвестиций в энергетический сектор, на основе которых по предложениям субъектов Российской Федерации будет разработана государственная программа регионального энергетического развития на период до 2010 года и дальнейшую перспективу.

В конечном счете федеральная региональная политика в ТЭК будет ориентирована на перспективное увеличение доходов региональных бюджетов в средне- и долгосрочной перспективе, обеспечение роста занятости и доходов населения соответствующих субъектов Российской Федерации.

Особое внимание будет уделено диверсификации системы снабжения энергетическими ресурсами регионов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с учетом значительного влияния нерыночных факторов и отсутствием экономических предпосылок интеграции этих регионов в единое экономическое пространство страны на общих условиях. В отношении каждого из этих регионов будут разрабатываться индивидуальные планы повышения их самообеспеченности энергетическими ресурсами.

Реализация системных мер федеральной региональной политики в ТЭК позволит в течение ближайших 5-8 лет ликвидировать основные территориальные и административные ограничения развития единого энергетического рынка, сформировать прозрачные и справедливые правила игры в развитии ТЭК с учетом разграничения полномочий федеральных, региональных и местных властей, создать условия для интенсивного развития энергетического бизнеса в регионах, испытывающих последствия географической асимметрии в обеспеченности территорий природными энергетическими ресурсами и в структуре потребления энергоресурсов.

Высокая степень организации и концентрации усилий всех органов государственной власти при осуществлении этих мер позволит сделать реализацию Энергетической стратегии необратимой, не допустить того, чтобы она вошла в историю как очередной концептуальный документ, оставшийся впоследствии на бумаге, как это было, например, с Энергетической стратегией России 1995 года, подчеркивали участники Коллегии.

Процесс реализации Энергетической стратегии будет состоять из трех последовательных этапов, в рамках каждого из которых характеристики функционирования и развития ТЭК будут качественно меняться.

Задачей первого этапа будет коренное изменение принципов государственной энергетической политики в ТЭК, создание фундамента для его долгосрочного поступательного развития в виде стабильного, долгосрочно ориентированного энергетического законодательства. На этом этапе будет осуществляться реализация основных мер структурной политики, изменения состава и конфигурации экономических агентов, осуществляющих деятельность в ТЭК, формирование инфраструктуры внутренних энергетических рынков. Будет сформирована комплексная система государственного регулирования ТЭК, основанная на едином прогнозном топливно-энергетическом балансе страны. Результатом первого этапа реализации Энергетической стратегии, завершение которого ожидается к 2004-2005 годам, станет создание стартовых условий для качественно нового развития национального энергетического сектора, лишенного основных диспропорций.

Вместе с тем, полная ликвидация диспропорций развития ТЭК, позитивные изменения структуры производства потребуют объективно более длительного времени в связи с длительностью инвестиционного цикла и формированием условий для начала основных изменений только в конце первого этапа реализации Энергетической стратегии. Основные изменения в части совершенствования структуры производства, улучшения характеристик внутреннего спроса на энергетические ресурсы, всплеска инвестиционной активности в приоритетных секторах развития ТЭК, реализации потенциала энергосбережения начнут происходить в 2005-2006 годах и дадут первые результаты к 2007-2008 годам. Этот период станет началом второго этапа реализации Энергетической стратегии, который продлится до 2010-2012 годов и позволит окончательно сформировать в России новый энергетический сектор, готовый к вызовам нового времени. К концу второго этапа в России не останется экономических условий для развития экономически неэффективных, неэкологичных производств, конкурентоспособными в новых условиях смогут быть только наиболее передовые компании, проекты, технологии.

Все это создаст условия для начала полноценного функционирования современного, устойчивого и конкурентоспособного на мировых энергетических рынках топливно-энергетического комплекса России, которое станет основным содержанием третьего этапа реализации Энергетической стратегии. В период до 2020 года ТЭК будет поступательно развиваться в условиях стабильного государственного регулирования, осознанной политики поддержки инвестиций в сектора, приоритетные для развития общества. Итогом реализации третьего этапа станет подготовка России к выходам на новые рубежи стратегического развития в энергетической сфере.

В результате реализации комплекса системных мероприятий, предусматриваемых Энергетической стратегией, уже к 2006-2008 годам в ТЭК будут ликвидированы основные структурные и экономические диспропорции, сдерживающие его оптимальное развитие. В совокупности с долгосрочно ориентированной правовой базой регулирования отношений в ТЭК, принятие которой ожидается в 2004-2005 годах, это создаст условия для концентрации государственной политики и деятельности экономических агентов на долгосрочных ориентирах устойчивого поступательного развития ТЭК на период до 2020 года и дальнейшую перспективу.

Участники Коллегии отметили, что представленный документ, который рекомендован для одобрения Правительству, является инструментом реализации долгосрочной государственной политики в топливно-энергетическом комплексе, направлен на достижение целей укрепления роли России в мировой экономике и ресурсного обеспечения поступательного развития страны.

Подводя итог обсуждения И.Юсуфов сообщил, что новая концепция Энергостратегии страны будет в ближайшие дни доработана Минэнерго с учетом высказанных в ходе заседания замечаний и в конце текущего месяца должна быть рассмотрена на заседании Правительства РФ.

Коллегия рассмотрела также вопрос "О работе Минэнерго России по обеспечению производства, поставок ТЭР, упорядочению разработки и исполнения балансов топливно-энергетических ресурсов и мерах по ее совершенствованию", с докладом по которому на заседании выступил первый заместитель Министра энергетики РФ Иван Матлашов (доклад будет опубликован на сайте Министерства).

Отправить на Email

  • 17.09.2018 15:02:00 Ольга Мариничева
    #ВместеЯрче в Ярославле: "лампочкам Ильича" нашли замену
    #ВместеЯрче в Ярославле: "лампочкам Ильича" нашли замену

    Энергетики Ярославля провели акцию по замене устаревших ламп накаливания на современные энергосберегающие светильники в рамках Всероссийского фестиваля энергосбережения «ВместеЯрче». В тот же день в Ярославском театре юного зрителя состоялось награждение победителей областного детского конкурса «Наш теплый дом – 2018», партнером которого также выступил филиал ПАО «МРСК Центра» - «Ярэнерго».

  • 17.09.2018 13:51:00
    Викторины, мастер-классы и уроки провели сотрудники «ТГК-1» в рамках фестиваля #ВместеЯрче
    Викторины, мастер-классы и уроки провели сотрудники «ТГК-1» в рамках фестиваля #ВместеЯрче

    В этом году в рамках Всероссийского фестиваля энергосбережения #ВместеЯрче мероприятия для детей и взрослых прошли во всех регионах присутствия компании «ТГК-1» – в Санкт-Петербурге, Республике Карелия, Ленинградской и Мурманской областях.

  • 17.09.2018 12:22:00 Ирина Кривошапка
    Энергоквест в день города Улан-Удэ
    Энергоквест в день города Улан-Удэ

    В Улан-Удэ день города – 8 сентября – прошли мероприятия в поддержку третьего Всероссийского фестиваля энергосбережения #ВместеЯрче. И работники Филиала АО «СО ЕЭС» Бурятское РДУ вместе с детьми приняли в этом активное участие.

  • 17.09.2018 12:05:00
    «Ивэнерго» поддержало фестиваль энергосбережения #ВместеЯрче
    «Ивэнерго» поддержало фестиваль энергосбережения #ВместеЯрче

    Сотрудники филиала ПАО «МРСК Центра и Приволжья» - «Ивэнерго» приняли участие в городском семейном празднике в рамках Всероссийского фестиваля энергосбережения #ВместеЯрче, который состоялся 16 сентября в ТРЦ «Серебряный город». В ходе акции энергетики объяснили детям, почему нужно экономить электроэнергию, уделили внимание теме бережного отношения к природе, рассказали простые и эффективные способы энергосбережения.

  • 17.09.2018 11:54:00
    Энергетики «Белгородэнерго» провели занятие по энергосбережению для школьников в рамках фестиваля #ВместеЯрче
    Энергетики «Белгородэнерго»  провели занятие по энергосбережению для школьников в рамках фестиваля #ВместеЯрче

    Сотрудники филиала ПАО «МРСК Центра» - «Белгородэнерго» провели для третьеклассников белгородской школы № 4 занятие по рациональному использованию ресурсов «Советы Энергосберегайки». Занятие прошло в Центре энергоффективности в рамках цикла Дней открытых дверей на предприятиях ТЭК Всероссийского фестиваля #ВместеЯрче.

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте