16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск

На заседании правительства РФ рассмотрена уточненная редакция энергетической стратегии России на период до 2020 года

28.05.2002
28 мая на заседании Правительства РФ под председательством Премьер-министра М.М.Касьянова рассмотрена подготовленная Министерством энергетики РФ новая редакция Основных положений Энергетической стратегии страны на период до 2020 года. Принципиальные подходы, предложенные в документе, в целом одобрены, и по предложению Минэнерго основные положения стратегии решено окончательно доработать к сентябрю-октябрю с.г., а в первом квартале следующего года Правительству должна быть представлена ее окончательная редакция.

Предлагаемая в документе концепция развития топливно-энергетического комплекса страны своей главной целью ставит достижение высоких темпов роста экономики. При этом стратегия на 20-летнюю перспективу нужна потому, что ТЭК - капиталоемкая сфера с длительным инвестиционным циклом, в том числе разработка месторождений углеводородов в новых труднодоступных районах потребует строительства новой капиталоемкой инфраструктуры. Только программа освоения газовых ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока стоит около 30 млрд. долларов. Все это потребует долгосрочного инвестиционного планирования. Требуется определить перспективные сферы и направления развития на долгосрочную перспективу, без таких ориентиров реализация проектов невозможна.

Отмечено, что в период доработки стратегии в марте-мае с.г. документ претерпел качественные изменения. Стратегия превращена в полноценную экономическую программу, разработанную на основе целей, принципов, методов среднесрочной экономической программы Правительства и стратегии социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу. Ранние версии энергостратегии были бедны экономическим инструментарием реализации государственной энергетической политики.

Россия движется в том же направлении, что и все наиболее промышленно развитые страны мира, которые имеют утвержденные или разработанные национальные энергетические стратегии на долгосрочную перспективу, разработанные как экономические программы. Это подтвердил майский саммит министров энергетики "большой восьмерки", на котором вопросы глобальной энергетической безопасности рассматривались в первую очередь с точки зрения долгосрочной экономической политики правительств.

Экономическая модель развития ТЭК основана на принципах функционирования рыночной экономики со значительной степенью свободы хозяйственной деятельности, роль государства сосредоточена на определении стратегических ориентиров и применения широкого спектра экономических методов регулирования, допустимых в рыночной экономике.

В стратегии дано описание основных проблем и перспективных тенденций развития ТЭК. Отмечено, что ТЭКу нужны инвестиции в модернизацию основных производственных фондов, сооружение новых энергетических объектов и инфраструктуры. Степень износа основных фондов во многих отраслях высока (около 55 проц. - в электроэнергеике, в транспорте газа - 56 проц., сходная ситуация и в других отраслях). Инвестиционная модель развития ТЭК основана на базовых ориентирах инвестиционной модели развития экономики, предусмотренных среднесрочной программой Правительства, ее основой станут прямые частные инвестиции. В стратегии содержится широкий спектр стимулирования притока капитала в отрасли с высокой степенью изношенности фондов, а также в отрасли, развитие которых приоритетом государственной политики. Отраслями, которые нуждаются в специальных мерах поддержки, признаны электроэнергетика, добыча и транспорт газа, нефте- и газопереработка, нефтехимическая и газохимическая промышленность, транспортная инфраструктура. При этом прямая государственная поддержка в виде государственных инвестиций будет ограничена. Комплекс мер специальной поддержки инвестиций в приоритетных секторах развития будет различаться в зависимости от конкретных проектов (среди них - содействие снижению рисков инвестирования, снижение административной и социальной нагрузки, долгосрочные тарифные гарантии, развитие специальных инвестиционных режимов, меры налогового стимулирования инвестиций), однако общий принцип один: стимулирование инвестиций, перелив капитала экономическими методами.

Потребные инвестиции на развитие ТЭК в рассматриваемый период составляют, по имеющимся оценкам, от 550 до 700 млрд. долларов.

Один из основных тезисов стратегии: возможности ТЭК ограничены, нужно повышение энергоэффективности экономики. Дальнейшая ориентация экономики на инерционный энергоемкий рост угрожает во-первых, консервацией технологической отсталости, во-вторых - ростом внутреннего спроса на энергоресурсы, превышающим возможности ТЭК. Поэтому особое значение приобретает реализация государственной политики управления спросом на энергоресурсы и энергосбережения. Стратегия направлена на развитие всего спектра возможных инструментов экономической мотивации энергосбережения (стимулирование снижения спроса за счет ценовых факторов, борьба с расточительным расходованием энергоресурсов, стимулирование эффективного бизнеса в области энергосбережения).

ТЭКу нужна долгосрочная стабильность, поэтому важный элемент государственной энергетической политики - стабильные правила игры, закрепленные на уровне законов. Задача - обеспечение стабильности предпринимательской деятельности для привлечения инвестиций.

Топливно-энергетический баланс - в перспективе основной инструмент реализации энергостратегии. Предлагается сделать его гибким, а составление и мониторинг единого энергобаланса поставить на регулярную основу. Необходимо закрепить законодательно статус энергобаланса, определить, что баланс является прогнозным, не заставлять компании его выполнять административными методами, а стимулировать его выполнение экономическими методами.

О внутренних энергетических рынках. Важно развивать прозрачные энергетические рынки с высоким уровнем конкуренции и справедливыми принципами торговли - это главный инструмент защиты интересов потребителей, достижения оптимального соотношения цены и качества энергоресурсов. Специальный раздел стратегии, посвященный этой теме, предполагает повышение степени организации рынков, создание энергетических бирж, развитие уровня конкуренции.

Энергетическая политика во внешнеторговой сфере будет направлена на переориентацию роли страны в мировом экономическом пространстве от функции поставщика энергоресурсов к роли полноценного участника их мирового торгового оборота. В стратегии сформулированы основные цели политики развития роли ТЭК на внешних рынках как с точки зрения перспективных направлений экспорта, так и с точки зрения диверсификации его структуры, повышения доли продукции с более высокой добавленной стоимостью.

В стратегии рассмотрены направления развития отдельных отраслей ТЭК: нефтяной, газовой, угольной промышленности, электроэнергетики, транспортной инфраструктуры.

По различным оценкам уровень добычи нефти составит от 450 до 515 млн. тонн в год. При этом инвестиционный потенциал нефтяной отрасли должен направляться помимо нефтедобычи и на развитие производства продукции с высокой долей добавленной стоимости и в целом "перелива" капитала в российской экономике. При этом модель использования капитала нефтяных компаний для инвестирования в эти сферы будет основана на стимулировании частных инвестиций в соответствующие сферы.

Долгосрочная государственная политика в газовом секторе будет направлена на создание рыночных стимулов снижения внутреннего спроса на газ при одновременной демонополизации внутренней торговли газом, стимулирование разработки новых газовых месторождений независимыми производителями газа, обеспечение инвестиционной привлекательности таких проектов. Важное значение будут иметь меры поддержки переориентации использования газа с топливных на сырьевые цели, обеспечивающие рост производств с более высокой добавленной стоимостью. Уровни добычи газа при благоприятных условиях могут, по прогнозу, составить в 2010 году и в 2020 году 655 и 700 млрд. куб. м соответственно.

В угольной отрасли необходимо существенное обновление производственного потенциала шахт и разрезов мощностью 270 млн. тонн, повышение конкуренции и открытости рынков сбыта энергетических и коксующихся углей. Стратегия направлена на расширение рынка сбыта угля за счет сдерживания темпов роста внутреннего спроса на газ. Будет уделено внимание повышению организованности внутренних угольных рынков, стандартизации сделок с приданием им долгосрочного характера.

Отправить на Email

  • 14.11.2018 18:12:00
    Мобильные дизель-генераторы переедут из Сочи в Красноярск
    Мобильные дизель-генераторы переедут из Сочи в Красноярск

    Под контролем специалистов Минэнерго России энергетики приступили к перебазированию резервных источников снабжения электроэнергией, высвободившихся после завершения XXII Олимпийских игр 2014 года в Сочи, в город Красноярск для подготовки и проведения XXIX Всемирной зимней универсиады 2-12 марта 2019 года.

  • 14.11.2018 18:09:00
    Причиной отключения ледового дворца «Арена.Север» стал поврежденный строителями кабель

    Сегодня, 14 ноября в 16.30 часов из-за технологического нарушения в сетях сторонней организации зафиксировано отключение электроэнергии в многофункциональном спортивном комплексе «Арена.Север».

  • 14.11.2018 18:02:00
    «Управленческие науки – 2018»: на пути к цифровизации
    «Управленческие науки – 2018»: на пути к цифровизации

    С 7 по 9 ноября в Финансовом университете при Правительстве РФ состоялась VI Международная научно-практическая конференция «Управленческие науки в современном мире». На этот раз на площадке конференции собрались эксперты и исследователи из пяти стран: России, Сербии, Украины, Пакистана и Армении. Россию представляли делегаты из Москвы, Санкт-Петербурга, Омска, Иваново, Краснодара и других городов.

  • 14.11.2018 17:19:00
    Передовые практики создания цифровой сети представят на форуме «Электрические сети»
    Передовые практики создания цифровой сети представят на форуме «Электрические сети»

    С 4 по 7 декабря 2018 года в Москве, в 75-ом павильоне ВДНХ, пройдет Международный форум «Электрические сети». Организаторы форума – ПАО «Россети», объединят признанных российских и зарубежных экспертов электроэнергетики, представителей власти, науки и бизнеса на площадке «Электрические сети» для обсуждения и демонстрации передовых практик построения цифровой сети.

  • 14.11.2018 17:08:00
    Специалисты «Удмуртэнерго» установили более 16 тыс. антимагнитных пломб
    Специалисты «Удмуртэнерго» установили более 16 тыс. антимагнитных пломб

    Энергетики филиала ПАО «МРСК Центра и Приволжья» - «Удмуртэнерго» устанавливают на счетчиках потребителей республики пломбы и знаки визуального контроля с индикацией воздействия магнитного поля для предотвращения искажения показаний приборов учета.

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте