16+
Регистрация
РУС ENG

Тарифная политика в Российской Федерации в отраслях коммунальной сферы: приоритеты, проблемы, перспектива

Тарифная политика в Российской Федерации в отраслях коммунальной сферы: приоритеты, проблемы, перспектива
01.06.2020 05:32:00 Е.В. Яркин, И.А. Долматов, О.А. Москвитин, М.А. Панова, С.В. Сасим, С.Э. Бржезянский, Е.М. Нахимовская, И.В. Маскаев, Т.А. Гасс, С.А. Кечин, Е.Д. Соболенко, А. Аидын-оглы Аллахвердиев, Ж.В. Войткова

Доклад подготовлен Институтом экономики и регулирования инфраструктурных отраслей при участии Института конкурентной политики и регулирования рынков НИУ ВШЭ с целью анализа основных тенденций в сфере государственного тарифного регулирования.

Доклад предназначен для органов власти (Администрация Президента России, Правительство России, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство энергетики Российской Федерации, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Федеральная антимонопольная служба, региональные органы власти и иные заинтересованные органы), регулируемых организаций, потребителей и экспертного сообщества. Актуализацию и публикацию доклада планируется осуществлять на регулярной основе, при этом список исследуемых вопросов будет расширен.


Резюме доклада

Продукция (услуги) инфраструктурных отраслей, в первую очередь энергоносители (электроэнергия и газ), потребляется во всех областях реального сектора экономики. Рост тарифов влияет на конкурентоспособность отечественной продукции, оказывает давление на инфляцию, финансовое положение потребителей и рост экономики. Влияние роста тарифов на уровень благосостояния населения проявляется не только через стоимость коммунальных услуг, но также через инфляцию.

С 2002 г. вектор тарифной политики в инфраструктурном секторе определяется сценарными условиями «Прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации» (далее — «Прогноз»). Параметры изменения тарифов в среднем по стране в «Прогнозе» стали определяться с учетом приоритетных макроэкономических целей и задач на прогнозируемый период и текущего состояния экономики.

С 2017 г. установление ограничений на рост регулируемых тарифов в целом по стране стало определяться путем индексации с ориентацией на уровень прогнозной (целевой) инфляции с применением отраслевых коэффициентов эффективности («инфляция минус»). Эта политика была принята на долгосрочную перспективу. Ежегодное уточнение параметров макроэкономического прогноза практически не затрагивает темпы роста цен (тарифов) в инфраструктурном секторе.

Такой подход Правительства России, предполагающий предсказуемость параметров тарифной политики на долгосрочный (5-летний) период, нацелен на формирование устойчивой среды для развития экономики, роста инвестиций в основной капитал.

Правительством России ожидается, что положительный эффект получат все сферы деятельности. С одной стороны, сдержанный рост тарифов должен способствовать поддержанию инфляции в целевых параметрах, обеспечивать умеренную динамику коммунальных тарифов в меру инфляции и за счет этого не ухудшать уровень жизни населения в условиях стагнации / слабого роста доходов. С другой стороны, предсказуемый умеренный рост тарифов должен обеспечить стимулы для оптимизации издержек и роста эффективности организаций субъектов естественных монополий в условиях отсутствия конкуренции.

Читать полный текст доклада в PDF.

Источник: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики".


Похожие Свежие Популярные