16+
Регистрация
РУС ENG

ИТТ в России характеризуется ростом производственных издержек и себестоимости производимой электроэнергии

ИТТ в России характеризуется ростом производственных издержек и себестоимости производимой электроэнергии
30.04.2020 17:19:00

Электроэнергетика в изолированных и труднодоступных территориях (ИТТ) в России характеризуется ростом производственных издержек и себестоимости производимой электроэнергии, что вызвано, прежде всего, моральным и физическим устареванием используемого оборудования и технологий, а также увеличением цен на привозное топливо для электростанций.

Установление приемлемых тарифов на электроэнергию в ИТТ для населения и рост экономически обоснованных тарифов вызывают планомерное увеличение объема бюджетного субсидирования для компенсации разницы между ними на уровне регионов.

Как отмечают эксперты «Аналитического центра при Правительстве РФ», проблема может быть частично решена путем модернизации генерирующих объектов за счет, в том числе, объектов ВИЭ генерации, в результате которой будет обеспечено снижение объема бюджетного субсидирования и рост надежности электроснабжения потребителей в ИТТ.

По итогам опроса региональных органов исполнительной власти (РОИВ) РФ, проведенного аналитиками, собрана база данных по ключевым параметрам объектов генерации в ИТТ по состоянию на 2018 год. В базу вошли объекты генерации в 23 регионах России суммарной установленной мощностью генерирующего оборудования 840,3 МВт.

В опросе приняли участие 82 субъекта РФ (Липецкая область, Республика Бурятия, Чукотский АО информацию не представили), из которых в 23 регионах существуют объекты генерации в ИТТ, а в 59 регионах они отсутствуют.

КЛЮЧЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГЕНЕРАЦИИ В ИТТ В РОССИИ

  1. Около 63% (525 МВт) установленной мощности объектов генерации в ИТТ сосредоточено в четырех регионах: Республика Саха (Якутия), Камчатский край, Красноярский край и Ямало-Ненецкий АО.
  2. Объем субсидий на компенсацию выпадающих доходов в ИТТ в России составил 20 млрд. рублей, из которых 76,8% приходится на четыре региона: Республика Саха (Якутия) (42,5%), Камчатский край (17,7%), Ямало-Ненецкий АО (9,5%), Красноярский край (7,1%).
  3. Наиболее высокие средние по региону удельные расходы на выработку электроэнергии на объектах генерации в ИТТ отмечаются в Республике Саха (Якутия)— 42,7 руб./кВт·ч, наиболее низкие в Сахалинской области— 13,7 руб./кВт·ч.
  4. Удельный расход условного топлива на полезный отпуск электроэнергии на объектах генерации в ИТТ составил в среднем 476 г у.т./кВт·ч.
  5. Наибольший потенциал для модернизации объектов генерации в ИТТ по критериям экономии расходов на топливо и срока эксплуатации (даты последнего капитального ремонта) выявлен в Республике Саха (Якутия), Камчатском крае, Сахалинской области и Красноярском крае.
  6. Мощности генерации по видам собственности:

- 51% частная собственность. Крупнейший частный собственник генерирующих мощностей— АО «Сахаэнерго» (Республика Саха (Якутия);

- 29% муниципальная собственность;

- 11% собственность субъектов Российской Федерации;

- 9% иные (смешанные) виды собственности.

23 региона России могут быть разделены на три группы в зависимости от размера суммарных мощностей генерирующих объектов в ИТТ.

К регионам – лидерам относятся субъекты с мощностью потребления более 50 МВт относятся Республика Саха (Якутия), Камчатский край, Красноярский край, Ямало-Ненецкий АО и Хабаровский край. В этих регионах в ИТТ проживает значительное количество населения (в сумме по ИТТ региона— более 30 тыс. человек в каждом), что обусловлено высоким спросом на электроэнергию.

К регионам со средним объемом потребления электроэнергии 10–50 МВт относятся Архангельская область, Сахалинская область, Ненецкий автономный округ, ХантыМансийский автономный округ— Югра (ХМАО-Югра), Иркутская область, Республика Коми, Приморский край. В указанных регионах в ИТТ существует стабильный спрос на электроэнергию (в ИТТ суммарно проживает от 5 тыс. до 20 тыс. человек в каждом регионе) и размещено достаточно много мощностей по производству электроэнергии.

К регионам с незначительным объемом потребления электроэнергии относятся Республика Тыва, Магаданская область, Томская область, Республика Карелия, Республика Алтай, Забайкальский край, Мурманская, Тюменская, Амурская и Кемеровская области, а также Пермский край. В этих регионах в ИТТ суммарно проживает от нескольких сотен до 5 тыс. человек, за исключением Республики Тыва (14,9 тыс. человек), поэтому размер установленной мощности и полезного отпуска электроэнергии населению сравнительно невелик.

СУБСИДИРОВАНИЕ

В целях компенсации разницы между экономически обоснованным и устанавливаемым тарифом производителям электроэнергии в ИТТ предоставляются субсидии на компенсацию выпадающих доходов.

По данным РОИВ, общий размер субсидий на компенсацию выпадающих доходов по всем ИТТ Российской Федерации в 2018 году составил 20 млрд. рублей. Наибольшая доля субсидий от общего объема субсидий на компенсацию выпадающих доходов по всем ИТТ в России пришлась на Республику Саха (Якутия)— 42,5% (8,5 млрд. рублей).

В топ-5 регионов по размеру субсидий в 2018 году также вошли Камчатский край, Ямало-Ненецкий АО, Красноярский край и Сахалинская область. В Республике Коми субсидии производителям электроэнергии в ИТТ региона в 2018 году не предоставлялись— технологически не связанные с ЕЭС России районы региона находятся в составе неценовой зоны, в связи с чем стоимость электрической энергии, вырабатываемой на дизельных электростанциях (ДЭС) в этих районах, включается в средневзвешенную цену розничной генерации для всех потребителей региона.

В ряде субъектов РФ есть один или несколько объектов генерации, на которые приходится более трети размера субсидий по всем объектам генерации в ИТТ этого региона. Например, в Сахалинской области субсидия ДЭС «Южно-Курильская», принадлежащей ЗАО «Энергия Южно-Курильская», в 2018 году составила 425 млн. рублей (32,4% суммарного объема по региону). Это объясняется не только значительным объемом выработки ДЭС (34,1 млн. кВт·ч в 2018 году), но и вводом нового генерирующего оборудования в 2017–2018 гг. мощностью 4082 кВт. Так, в 2018 году субсидия выросла более чем в 2,5 раза к уровню 2016 года в связи с вводом новых генерирующих мощностей.

РАСХОД ТОПЛИВА

Основным видом топлива для производства электроэнергии в ИТТ в рассматриваемых субъектах РФ является дизельное топливо. В 2018 году объем его потребления составил 279,8 тыс. тонн. Максимальный расход дизтоплива отмечен в Республике Саха (Якутия)— 69,3 тыс. т (25% суммы по России) в 2018 году. В регионы — лидеры по объему потребления дизельного топлива также вошли Красноярский край, ЯНАО и Камчатский край. Минимальный объем потребления дизтоплива зафиксирован в Пермском крае и Кемеровской области.

СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА

Показатель «удельные фактические расходы на производство 1 кВт·ч электрической энергии на генерирующем объекте, руб./кВт·ч» (далее— удельные фактические расходы на производство электроэнергии) характеризует себестоимость производства 1 кВт·ч электроэнергии на объекте генерации. Указанный показатель учитывает расходы на топливо, а также расходы на фонд оплаты труда, обслуживание и ремонт основных средств и другие расходы.

Разброс средних значений показателя по рассматриваемым регионам достаточно широкий: от 13,7 руб./кВт·ч в Сахалинской области до 42,66 руб./кВт·ч в Республике Саха (Якутия). Средняя себестоимость производства электроэнергии на объектах ИТТ во всех регионах многократно превышает размер тарифа для населения, в некоторых регионах более чем в 10 раз (в Иркутской области — в 17,7 раза, в Мурманской области — в 11,7 раза). В абсолютном значении наибольшее отклонение присутствует в Республике Саха (Якутия), где средние фактические расходы на выработку 1 кВт·ч электроэнергии выше одноставочного тарифа для населения на 37 рубЛЕЙ.

В структуре расходов на выработку электроэнергии в ИТТ в большинстве регионов преобладают расходы на топливо. Доля расходов на топливо в этих регионах варьируется от 30–40% (Республика Саха (Якутия), Камчатский край и др.) до 70–80% (Сахалинская область, Хабаровский край).

Преобладание расходов на топливо в структуре расходов на выработку электроэнергии в ИТТ главным образом связано с удаленностью этих территорий от крупных центров производства и хранения топлива, сложной логистикой и наличием сезонности поставок топлива, что обусловлено более высокими, чем в среднем по России, ценами на топливо. При этом величина расходов на топливо определяет стоимость производства электроэнергии и, как следствие, величину субсидий на компенсацию выпадающих доходов.

ВИЭ ГЕНЕРАЦИЯ

В 2018 году в 8 рассматриваемых субъектах РФ в ИТТ действовали объекты по производству электроэнергии на основе ВИЭ:

- В Иркутской области— две ветро-солнечные электростанции (ВСЭС) общей мощностью 221,5 кВт.

- В Мурманской области— четыре ветро-солнечно-дизельные электростанции (ВСДЭС) общей мощностью 224 кВт.

- В Сахалинской области— две ветро-дизельные электростанции (ВДЭС) общей мощностью 7459 кВт.

- В Камчатском крае— две ВЭС общей мощностью 2225 кВт и одна ГЭС мощностью 1710 кВт.

- В Забайкальском крае — одна автономная гибридная энергоустановка (АГЭУ, состоит из солнечных модулей, дизельных генераторов и накопителя энергии) мощностью 520 кВт.

- В НАО— одна ВДЭС мощностью 660 кВт.

- В Республике Алтай — две малые ГЭС общей мощностью 1030 кВт и одна ВЭУ (функционирует параллельно с дизель-генераторной установкой).

- В Республике Саха (Якутия) функционируют комбинированные электростанции (с агрегатами на ВИЭ и топливе). Среди таких агрегатов: 21 СЭС общей мощностью 1606 кВт и две ВЭС мощностью 940 кВт.

ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ

Ключевым документом, регулирующим установление цен (тарифов) на электроэнергию в ИТТ в России, является постановление Правительства РФ от 29 декабря 2011 г. № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (ПП-1178). Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) на электроэнергию в ИТТ закреплены в приказе ФАС России от 29 мая 2019 г. № 686/19. Документ:

- Позволяет зафиксировать долгосрочные параметры регулирования на долгосрочный период. Одним из таких параметров является базовый уровень операционных расходов, который фиксируется до начала долгосрочного периода регулирования (ДПР). Далее на весь ДПР данный уровень меняется с учетом индекса эффективности операционных расходов и ИПЦ. То есть организация может сохранять экономию по операционным расходам с учетом указанных ограничений, но не на весь срок окупаемости возможного инвестиционного проекта, а на срок ДПР (от 3 лет и далее, по решению регулятора).

- Вводит возможность сохранения у энергоснабжающих организаций экономии от перехода на другие виды топлива, в том числе ВИЭ (срок сохранения экономии— срок окупаемости проекта, увеличенный на два года).

- Вводит обязанность производителей электроэнергии в ИТТ снижать удельный расход условного топлива до 2025 года не менее чем на 1% ежегодно.

- Расширяет список информации, которую энергоснабжающие организации обязаны размещать в открытом доступе, в том числе данные об удельном расходе топлива на генерирующих объектах. 

Регулирование цен (тарифов) на электроэнергию в условиях ИТТ требует также предоставления субсидий генерирующим компаниям с целью компенсации разницы между экономически обоснованным тарифом и тарифами, установленными для населения и приравненных к нему категорий. Установление тарифов реализуется с целью обеспечения доступности электроэнергии. Субсидирование генерирующих компаний в ИТТ имеет большой масштаб в силу высоких издержек производства электроэнергии, прежде всего за счет затрат на привозное топливо для электростанций (преимущественно дизтопливо).

Субсидирование потребления электроэнергии населением осуществляется путем:

• Ограничения размера цен (тарифов) на электроэнергию в ИТТ.

• Адресной компенсации потребителям затрат на электроэнергию.

• Компенсации генерирующим компаниям в ИТТ разницы между экономически обоснованными тарифами и льготными тарифами для населения, которая осуществляется за счет прямых выплат из регионального бюджета.

Субсидирование потребления электроэнергии промышленностью:

• С 1 июля 2017 года введен механизм выравнивания тарифов для промышленных потребителей на Дальнем Востоке за счет надбавки на мощность для потребителей первой (Европейская часть России и Урал) и второй (Сибирь) ценовых зон (продлен до 1 января 2021 года).

• Субсидия напрямую не снижает цены на электроэнергию для населения, но может способствовать снижению нагрузки на региональные бюджеты и, как следствие, замедлению темпов роста тарифов для населения.

• В феврале 2019 года в соответствии с поручением Президента РФ обеспечить нормативную базу для продления механизма до 2028 года Минэнерго России представило соответствующий законопроект о внесении изменений в федеральный закон «Об электроэнергетике», предполагающий установление критериев для определения потребителей, для которых будут выравниваться тарифы.

ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОЙ ЭКОНОМИИ

В структуре расходов при производстве электроэнергии в ИТТ преобладает топливная составляющая, которая составляет в среднем по регионам и компаниям около 30–50% себестоимости производимой электроэнергии. В связи с этим экономия расходов на топливо является основным направлением увеличения эффективности генерации электроэнергии и снижения объема субсидирования (но не единственным).

Аналитический центр провел оценку возможной экономии расходов на топливо по методике ФАС России (приказ ФАС России от 29 мая 2019 г. № 686/19) на основе данных по полезному отпуску электроэнергии, удельных расходов условного топлива (УРУТ), фактическому коэффициенту перевода дизельного топлива в условное топливо, а также ценам на основное топливо на объектах генерации в ИТТ. Одной из предпосылок при проведении расчетов было проведение модернизации на объектах генерации, приводящей к снижению показателя УРУТ на 30%.

На основе данных регионов рассчитана экономия, которая могла бы возникнуть на объектах генерации за 10 лет с 2020 года. Общий размер экономии может составить 15,98 млрд. рублей (оценка приведена к ценам 2019 года, использован коэффициент дисконтирования 10%) без учета инвестиций для достижения экономии.

Источник: Аналитический центр при Правительстве РФ

Отправить на Email

Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.