16+
Регистрация
РУС ENG

Энергостратегия – 2035 провозглашает эволюцию позиций России на мировом рынке

Энергостратегия – 2035 провозглашает эволюцию позиций России на мировом рынке
07.07.2020 21:14:00

Новая версия Энергетической стратегии до 2035 года (ЭС-2035) , утвержденной Правительством РФ, провозглашает «сохранение позиций» России в мировой энергетике в качестве одной из двух целей. При этом предполагается не только сохранение позиций, но и их эволюция. Об этом говорится в энергетическом бюллетене «Энергостратегия в эпоху перемен».

Стратегия в русле глобальных трендов

Сохранение глобальных энергетических позиций страны может рассматриваться в двух контекстах. Во-первых, это сохранение рыночных долей на традиционных международных рынках, во-вторых — следование в русле «энергетического перехода» с сохранением передовых технологических позиций хотя бы в некоторых сегментах ТЭК.

В обоих случаях России предстоит сталкиваться с серьезным конкурентным давлением. Сопоставление с рядом мировых прогнозов показывает, что ожидания в части сохранения доли России на мировых рынках в целом выполнимы, если исходить из условного консенсус-прогноза 2019 года и не подходить к этому сохранению слишком строго, а также ориентироваться на нижний сценарий прогноза ЭС-2035.

В частности, долю России на мировом рынке нефти по состоянию на 2018 год (базовый для ЭС-2035), т. е. около 12%, удержать будет сложно. ЭС-2035 даже в верхнем сценарии предполагает сохранение добычи России лишь на действующем уровне, тогда как мировой рынок нефти, вероятнее всего, расширится в перспективе до 2035 года.

Хотя пик потребления нефти теперь уже представляется достижимым, но это скорее произойдет за 15-летним горизонтом планирования. Поэтому снижение доли России в мировой нефтедобыче к 2035 году сейчас представляется неизбежным, но это снижение должно оказаться контролируемым, постепенным и умеренным — не менее чем до 10% мирового производства. Сценарии ЭС-2035 по российской нефтедобыче находятся вполне в русле международных прогнозов.

Оценки перспектив российской газодобычи в целом тоже соответствуют консенсусу различных прогнозов, если ориентироваться на нижний сценарий ЭС-2035, тогда как верхний вариант представляется все же оптимистичным. Сохранение доли в мировом производстве газа на уровне 2018 года — около 19% — вполне реалистично, хотя МЭА в базовом сценарии дает России лишь 16% в 2035 году.

Базовый сценарий МЭА весьма позитивно настроен по отношению к газу в целом. Предполагается, что его глобальное потребление может возрасти почти на 30% с 2018 по 2035 год, тогда как УЭИ США исходит из роста на 20% за этот период — соответственно, и доля России в этом втором случае может сохраниться даже при умеренном росте производства.

В части угля ЭС-2035 довольно оптимистично смотрится и в низком сценарии. Предполагая рост добычи с 2018 по 2035 год примерно на 10%, тогда как и МЭА, и УЭИ США заметного роста от российской добычи не ожидают, как и расширения мирового рынка. Напротив, до 2035 года возможно и некоторое его сокращение, так что и здесь выполнение цели ЭС-2035 по сохранению доли России на мировом рынке реалистично.

Пандемия и сопутствующий кризис при умеренно благоприятном сценарии не должны сами по себе сильно изменить долгосрочную картину. В то же время существенный удар по конъюнктуре рынков ископаемого топлива в совокупности с направлением мер государственной антикризисной поддержки зарубежных экономик на цели энергетической трансформации способен несколько сместить траектории в сторону более «зеленых» энергетических сценариев. Но на данный момент говорить об этом рано.

Траектория ТЭК

Приходится признать, что принятие ЭС-2035 «на дне» кризиса, с одной стороны, принципиально осложняет учет глобальных трендов. Однако другой стороны, это хороший момент для обновления отраслевых программных документов с учетом необходимости принятия не только стратегических, но и крупных тактических решений по преодолению кризиса, которые окажут влияние на дальнейшую траекторию ТЭК.

Если сохранение позиции России в формате рыночной доли представляется в целом реализуемой задачей, то сохранение позиции российского ТЭК в русле глобальной энергетической трансформации представляется менее очевидным. В целях соответствия глобальной энергетической повестке в ЭС-2035 включена задача по повышению места России в рейтинге Мирового энергетического совета на основе так называемого индекса Трилеммы (энергобезопасность, доступность энергии и экологическая устойчивость ТЭК).

Ограниченная применимость этого индекса к России связана с тем, что из-за попытки универсализации он в значительной мере ориентирован на проблемы, которые России не свойственны или давно решены (зависимость от импорта или доступ населения к электричеству — и в этом контексте не должно удивлять относительно высокое 42-е место России в 2019 году).

В то же время относительно позитивный опыт использования Doing Business в качестве целевого индикатора показывает, что применение такого рода индексов может стать хорошим поводом для приближения к мировым стандартам по традиционным «слабым местам», таким как энергоэффективность, диверсификация источников энергии и развитие низкоуглеродной генерации.

Эволюция приоритетов

В ЭС-2035 отражены основные приоритеты развития российского ТЭК на долгосрочную перспективу. Касательно внутреннего рынка к ним относятся, например, ускоренная газификация, развитие рынка газомоторного топлива, опережающее развитие добычи и переработки энергоресурсов в восточных регионах страны, нефтегазохимия. В сфере развития внешнеэкономической деятельности приоритетами являются увеличение доли России на международных рынках энергоресурсов и усиление позиций в сегменте поставок оборудования, технологий и сервисных услуг.

При этом в ЭС-2035 выделяется ряд новых направлений, которые либо впервые появились в документе такого рода, либо получили значительное усиление их приоритетности. По сравнению с ЭС-2030 в новой версии документа можно выделить три новых приоритета развития: цифровая трансформация отраслей ТЭК, водородная энергетика и газомоторное топливо.

Тема цифровизации в ЭС-2030 в явном виде не была представлена, а основной упор делался на инновационном развитии ТЭК, необходимости разработки и внедрения новых технологий. В ЭС-2035 цифровизация указана как необходимый процесс для отраслей ТЭК, который должен обеспечить новые возможности для производителей и потребителей энергоресурсов.

Значимость развития водородных технологий как отдельного направления в ТЭК в ЭС-2030 не была обозначена. Водород в документе упоминался только в контексте одного из возможных в перспективе видов топлива на транспорте. В ЭС-2035, напротив, водороду посвящен целый раздел, в котором обозначена важность направления, прописаны целевые показатели развития отрасли — производство 2 млн. тонн водорода в 2035 году, преимущественно с поставкой на экспорт.

Представляется, что выделение водорода в качестве приоритета вызвано двумя основными причинами — быстрым развитием технологий в мире и перспективами широкого использования водорода, в том числе в качестве топлива на транспорте, а также наличием в России сырья.

Приоритет развития рынка газомоторного топлива (КПГ, СПГ) в России был существенно усилен в ЭС-2035 по сравнению с ЭС-2030 в результате поддержки со стороны государства. Так, в 2018 году вышел перечень поручений Президента России, направленных на развитие этого рынка.

Ряд приоритетных направлений развития, упомянутых в ЭС-2030, в новой версии документа получили существенное усиление. К ним относятся развитие сектора СПГ, добычи и переработки энергоресурсов в восточных регионах страны и в Арктике.

Фокус на СПГ (производство в 2035 году более 180 млрд. куб. м в верхнем сценарии), обусловлен бурно развивающимся мировым рынком газа, прежде всего за счет опережающего роста торговли СПГ. Ожидается, что за счет СПГ-индустрии Россия сможет существенно нарастить экспорт газа, в том числе за счет новых рынков сбыта.

Перспективы развития ВИЭ в России представлены в ЭС-2035 с точки зрения наращивания отечественного производства оборудования, включая экспортный потенциал. При этом по сравнению с ЭС-2030 в новом документе отсутствуют долгосрочные цели по ВИЭ.

Источник: Аналитический Центр при Правительстве РФ

 


Похожие Свежие Популярные