16+
Регистрация
РУС ENG

Цены на бензин в России стабилизировались. Элемент нерыночного «ручного управления» дал свои результаты

27.06.2019 Римма РЕМИЗОВА

30 июня истекает срок правительственного соглашения с 10 нефтяными компаниями о стабилизации топливного рынка. По мнению отраслевых экспертов, опрошенных eprussia.ru, его действие было вполне эффективным – цены на бензин в стране стабилизировались, и с 1 июля скачка цен на рынке не ожидается. Сейчас необходимо сделать следующий шаг, более приемлемый для рыночного хозяйства.

Соглашение об ограничении розничных цен бензина принималось осенью прошлого года на фоне резкого взлета цен на АЗС и всплеска недовольства потребителей. Пришлось, почти по известному выражению, «заливать пожар бензином». То есть рост цен был остановлен увеличением поставок бензина в розницу нефтяными компаниями и контролем максимальных цен с их индексацией не выше уровня инфляции.

«Мера административная, но в течение полугодия имела свои результаты, успокоила рынок. На смену прямому ограничению цен с 1 июля придет мягкий «демпферный» механизм. Государство за счет гибкого изменения бюджетных платежей нефтяных компаний станет компенсировать им потери от разницы между экспортными ценами нефти и нефтепродуктов и их стоимостью при направлении на внутренние АЗС», - комментирует Марк Гойхман, руководитель группы аналитиков Центра аналитики и финансовых технологий.

По мнению эксперта, это ослабит главную причину опережающего роста цен на бензин – то, что нефтяникам выгоднее продавать ресурс на экспорт, что создает нехватку и удорожание его на заправках. Кроме того, и мировые цены нефти уже не столь высоки, как в сентябре или даже в апреле.

«Таким образом, есть основания предполагать, что удорожание бензина не будет намного выше общей инфляции и составит порядка 5% в течение года», - говорит Марк Гойхман.

Как отмечает Денис Лисицын, директор департамента управления активами компании ERARIUM Group, соглашение между нефтяниками и правительством России о заморозке цен на бензин показало не только свою эффективность, но продемонстрировало необоснованность предыдущих подорожаний. Никто не разорился и не обанкротился.

«Сейчас планируется разрешить увеличивать цену на бензин в рамках инфляции в стране, но инфляция в стране растет в основном за счет роста тарифов естественных монополий. Получается, что рост цен на бензин будет происходить за счет роста цен на бензин, так как компании нефтяной отрасли относятся к естественным монополиям», - обращает внимание Денис Лисицын.

Между тем, Оксана Лукичева, аналитик по товарным рынкам компании «Открытие Брокер», считает, что «ручное» управление ценами на топливо в РФ никого не устраивало, в особенности нефтяные компании, которые несли на себе нагрузку от сдерживания роста внутренних цен. При этом бизнес оставался убыточным в сравнении с экспортным паритетом. Поэтому был взят курс на постепенное ослабление регулирования и увеличение рыночной составляющей в регулировании рынка. По договоренности Минэнерго РФ и нефтяных компаний рост цен на АЗС не будет превышать темпы инфляции.

В пресс-службе ГК «АвтоСпецЦентр» отмечают, что в период действия соглашения цены на автозаправках держались почти на одном уровне за исключением новогодней индексации на 1,7% в результате роста НДС. Хотя по факту наблюдался пролонгированный незначительный рост цен. Например, с 3 по 9 июня цены выросли на 0,3%, неделей позже на 0,1%.

В компании ожидают, что за три летних месяца рост цены на бензин на заправках не превысит 4,7%. В худшем случае топливо подорожает в цене на 10-12%. Но происходить это будет постепенно, в течение квартала, что позволит избежать резкого роста цен.

«Соглашение между Правительством РФ с российскими нефтяными компаниями - собственниками нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), является уникальным российским опытом реализации механизма сдерживания цен на топливо для конечного потребителя при решении задачи максимального бюджетного наполнения. Основным уязвимым звеном в этой цепочке являются НПЗ, формирующие одновременно и налоговую базу и пониженные цены на топливо для обеспечения внутреннего рынка. При этом НПЗ выполняют социальную функцию путем акцепта убытков от реализации бензина на внутреннем рынке», - комментирует Тамара Сафонова, доцент кафедры международной коммерции Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС.

ФАС установила в компенсационные надбавки на бензин 5600 руб/тонну, которые действовали в марте, апреле и мае; и на дизельное топливо 5000 руб/тонну, которые могли быть получены заводами за весь период действия соглашения. В то же время компенсационные надбавки НПЗ по бензину составляли за первые 5 месяцев 2019 года от 23% до 54% от суммы понесенных убытков от реализации топлива на внутреннем рынке.

По словам Тамары Сафоновой, в период действия соглашения разрыв между реальной внутренней ценой и нетбэком (убыточность внутренних поставок) достиг в мае 2019 года: по бензину - 17189 руб/тонну по дизельному топливу - 8665 руб/тонну. В апреле 2019 года этот показатель достиг максимального значения, составив: по бензину - 23948 руб/тонну по дизельному топливу - 9259 руб/тонну. В июне разрыв между индексом экспортной альтернативы и внутренней ценой на моторное топливо сократился, цены на нефтепродукты на внешнем рынке также снизились по сравнению с прошлым месяцем.

«Подводя итоги реализации обновленных параметров налогового маневра, нельзя не обратить внимания на формирование тренда по системному банкротству сектора независимых НПЗ, ориентированных на обеспечение внутреннего рынка России и расположенных на значительном расстоянии от экспортных терминалов», - подчеркивает эксперт.

Между тем, по мнению Тамары Сафоновой, при сохранении текущей ситуации на внутреннем и внешнем рынках, предпосылок для резкого роста цен на российские нефтепродукты нет. Однако такие факторы, как сезонный спрос, инфляция, рост НДПИ и акцизов, курс национальной валюты, мировые котировки нефти и нефтепродуктов и в дальнейшем будут оказывать влияние на внутренние цены на моторное топливо. В то же время, самым эффективным механизмом формирования приемлемых для потребителя цен и сохранения эффективности работы НПЗ является гибкая акцизная политика.

В свою очередь Дарья Кондаурова, руководитель проектов, направление «Оценка и финансовый консалтинг» Группы компаний SRG, ожидает, что в среднесрочной перспективе после прекращения действия соглашения на рынке будет происходить постепенный рост розничных цен на топливо в связи с восстановлением рыночных механизмов регулирования цен.

«Но в целом, динамика роста цен будет наблюдаться до тех пор, пока стоимость топлива на российском рынке не приблизится к западноевропейским странам, где его цена эквивалентна 60-65 руб. за литр», - убеждена Дарья Кондаурова.


Похожие Свежие Популярные