16+
Регистрация
РУС ENG

Рынок проектов ГЧП В России

Рынок проектов ГЧП В России
11.02.2020 17:08:00

Механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП) давно и активно используются для привлечения инвестиций в развитие коммунально-энергетической инфраструктуры и благоустройство городов. Особенно ГЧП прижилось там, где есть экономически обоснованный тариф и высокая собираемость платежей.

В небольших городах и поселениях ГЧП-проекты хоть и находят постепенно свою нишу, но отнюдь в «тех» масштабах, что связано, прежде всего, с несовершенством механизма концессионных соглашений. При этом концессия на сегодня является ключевой формой привлечения частных инвестиций.


Согласно данным Минстроя России, активное применение механизмов ГЧП в ряде регионов позволило снизить аварийность в коммунально-энергетической сфере на 47% и уменьшить потери в сетях на 18%. Тем не менее, состояние коммунально-энергетической инфраструктуры в России на сегодня сложно назвать удовлетворительным: коэффициент износа в ряде субъектов достигает 50-60%.

В сфере коммунально-энергетической инфраструктуры и благоустройства реализуется 2769 проектов с общим объемом привлекаемых инвестиций в 721,6 млрд. рублей, из которых 670 млрд. рублей составляют средства частных инвесторов. С учетом завершенных проектов, история рынка насчитывает свыше 3,5 тыс. проектов с совокупным общим объемом инвестиций более 750 млрд. рублей, включая 700 млрд. рублей внебюджетных.

При этом на перспективу до 2024 года на рынок окажут влияние приоритетные направления, сформулированные в рамках таких национальных проектов как «Экология», «Жилье и городская среда», а также «Цифровая экономика». В рамках указанных национальных проектов на развитие инфраструктуры может быть выделено до 2 трлн. рублей.

По количеству реализуемых проектов рынок ГЧП в сфере коммунально-энергетической инфраструктуры и благоустройства формируют такие отрасли как теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение. На них приходится почти 2,5 тыс. из 2,8 тыс. реализуемых проектов. Объем внебюджетных инвестиций в этих отраслях составляет 420 млрд. рублей.

По объему привлекаемых внебюджетных инвестиций портрет рынка формируют как указанные отрасли, так и проекты в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) и в сфере электроснабжения. На эти четыре отрасли в совокупности приходится более 660 млрд. рублей внебюджетных инвестиций из 670 млрд. рублей в целом по рынку.

Реализуемые ГЧП - проекты

Отрасль реализации

Количество реализуемых проектов

млрд. рублей общих инвестиций

млрд. рублей внебюджетных инвестиций

Водоснабжение и водоотведение

990

268,9

243,3

Обращение с ТКО

91

195,7

187,5

Теплоснабжение

1476

193,3

178,6

Электроснабжение

173

59,9

56,9

Благоустройство

32

3,4

3,3

Газоснабжение

6

0,2

0,2

IT-системы в коммунально-энергетической сфере

1

0,2

0,2

Источник: расчеты Национального Центра ГЧП на основе данных Платформы «РОСИНФРА»

Средний срок реализации проектов составляет 11,5 лет, при этом срок реализации половины проектов составляет 10 лет и менее. Объем внебюджетных инвестиций у 1969 проектов не превышает 10 млн. рублей. Однако есть 19 проектов — «тяжеловесов» с объемом внебюджетных инвестиций от 10 млрд. рублей.

В число ключевых игроков рынка входят такие частные операторы как: «Концессии водоснабжения», «Росводоканал», «Российские коммунальные системы», УК «Лидер» — в водоснабжении и водоотведении; «Т Плюс», «Квадра», «СУЭНКО» — в теплоснабжении; «Хартия», «Управление отходами», «ЭкоЛайн» — в сфере обращения с ТКО3.

Всплеск числа новых проектов в сфере коммунально-энергетической инфраструктуры и благоустройства наблюдался в 2015–2017 гг., после того как вступили в силу положения Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ4, обязывающие публичные правовые образования передавать объекты тепло-, водоснабжения и водоотведения по концессионным соглашениям.

Принятые изменения установили ограничения на заключение договоров аренды в отношении данных объектов. В частности, если разница между сроком ввода объекта в эксплуатацию и опубликованием извещения о проведении конкурса составляет более 5 лет, передача объектов возможна только по концессионным соглашениям. До 1 января 2015 года был установлен переходный период, когда допускалась передача объектов по договорам аренды на срок до трех лет.

Реформа спровоцировала массовую трансформацию уже заключенных договоров аренды с инвестиционными обязательствами в концессионные соглашения, а также расторжение/признание недействительными таких договоров аренды и последующее заключение концессионных соглашений.

К настоящему времени процесс трансформации сохраняется, но ежегодное количество прошедших трансформацию проектов далеко от значений 2015–2017 гг., в связи с чем, рынок вернулся к темпам роста, которые наблюдались до 2015 года.

Между тем, почти 2,5 тыс. проектов сегодня реализуются в форме концессионных соглашений (по 115-ФЗ). Договоры аренды в отношении объектов тепло-, водоснабжения, водоотведения продолжают заключаться в случаях, прямо предусмотренных законодательством, в том числе, если дата ввода объекта в эксплуатацию составляет менее 5 лет, а также при наличии согласия антимонопольного органа в предоставлении преференции.

До сих пор имеет место обширная практика по оспариванию в судебном порядке фактов непередачи объектов коммунально-энергетической инфраструктуры в концессию. В 2019 году арбитражные суды рассмотрели более 200 таких дел.

Отдельный сегмент рынка составляют энергосервисные контракты с признаками ГЧП, направленные на повышение энергоэффективности за счет внедрения энергосберегающих технологий. Проекты в форме энергосервисных контрактов реализуются в двух отраслях коммунально-энергетической сферы: в электро- и теплоснабжении. Рынок насчитывает около 200 таких проектов, однако объем внебюджетных инвестиций в них немногим более 3 млрд. рублей.

Формы реализуемых ГЧП - проектов

Форма реализации

Количество реализуемых проектов

млрд. рублей общих инвестиций

млрд. рублей внебюджетных инвестиций

Концессионное соглашение (115-ФЗ)

2448

472

420,8

Контракт жизненного цикла

13

144,1

144,1

Инвестиционный договор (соглашение)

12

42,8

42,8

Договор аренды с инвестиционными обязательствами

80

27,8

27,5

СПИК (488-ФЗ)

1

22,1

22,1

Проект в иных формах с признаками ГЧП

23

9,3

9,3

Энергосервисный контракт с признаками ГЧП

192

3,4

3,3

Источник: расчеты Национального Центра ГЧП на основе данных Платформы «РОСИНФРА»

Более 2 тыс. реализуемых проектов, запущены в рамках публичной инициативы. Остальные проекты были запущены либо в рамках частной инициативы, либо путем трансформации договора аренды. В том числе, указанную трансформацию претерпели такие крупные проекты как:

- «Централизованные системы холодного водоснабжения и водоотведения Тюмени» (26 млрд. рублей общих инвестиций, полностью внебюджетные средства);

- «Системы водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод Перми» (15 млрд. рублей общих инвестиций, включая 11,5 млрд. рублей внебюджетных);

- «Системы теплоснабжения и централизованного горячего водоснабжения Владимира» (8,7 млрд. рублей общих инвестиций, полностью внебюджетные средства).

В разрезе уровней реализации на муниципальный уровень приходится практически весь рынок по количеству реализуемых проектов, но лишь две трети по объему привлекаемых инвестиций. В среднем один региональный проект по объему привлекаемых внебюджетных инвестиций в 20 раз крупнее муниципального. Если в муниципалитетах проекты реализуются преимущественно в тепло-, водоснабжении и водоотведении, то половина региональных проектов — это обращение с ТКО и обеспечение электроснабжения, то есть отрасли, требующие большего объема капиталовложений.

Если рассматривать географию реализуемых проектов, то по количеству лидируют Приволжский, Центральный, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа. По объему привлекаемых инвестиций крупнейшие рынки ГЧП-проектов у Центрального, Южного, Приволжского и Уральского федеральных округов.

На разных стадиях подготовки сейчас находятся более 700 проектов. Потенциальный общий объем привлекаемых ими инвестиций превышает 370 млрд. рублей, включая более 320 млрд. рублей — внебюджетных инвестиций.

Источник: Национальный центр ГЧП

Рынок проектов ГЧП В РоссииКод PHP" data-description="Механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП) давно и активно используются для привлечения инвестиций в развитие коммунально-энергетической инфраструктуры и благоустройство городов. Особенно ГЧП прижилось там, где есть экономически обоснованный тариф и высокая собираемость платежей. " data-url="https://www.eprussia.ru/market-and-analytics/1434050.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/iblock/2af/2af202c17ac5bbd60eb737025ee5c1b1.jpg" >

Похожие Свежие Популярные