ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТАРИФАМ
ПРИКАЗ
от 24 августа 2004 г. № 45-э/4
Зарегистрирован в Минюсте РФ 24 сентября 2004 г.
Регистрационный № 6042
"Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов на услуги
по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике"
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 332 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 29, ст. 3049), а также в целях реализации пункта 63 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. № 109 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 9, ст. 791) приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Методические указания по расчету тарифов на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике.
2. Признать утратившим силу постановление Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 20 сентября 2002 г. № 62-э/1 "Об утверждении Методических указаний по расчету размера платы за услуги по обеспечению системной надежности, оказываемые Системным оператором субъектам оптового рынка, и Перечня и условий оплаты услуг по обеспечению системной надежности, оказываемых системным операторам субъектам оптового рынка" (зарегистрировано в Минюсте России 11 октября 2002 г. - регистрационный № 3859).
Руководитель Федеральной службы по тарифам
С. Новиков
ПРИЛОЖЕНИЕ
Методические указания по расчету тарифов на услуги
по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике
I. Общие положения
1. Настоящие "Методические указания по расчету тарифов на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике" (далее - Методические указания) разработаны в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 16, ст. 1316; 1999, № 7, ст. 880; 2003, № 2, ст. 158; № 13, ст. 1180; № 28, ст. 2894) Федеральным законом "Об электроэнергетике" от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 13, ст. 1177), Федеральным законом "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" от 26 марта 2003 г. № 36-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 13, ст. 1178) и "Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (далее - "Основы ценообразования") и "Правилами государственного регулирования и применения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - "Правила регулирования"), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии" от 26 февраля 2004 г. № 109 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 9, ст. 791).
2. Методические указания определяют основные положения расчета тарифов на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, оказываемые субъектами оперативно-диспетчерского управления и предназначены для использования федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий (далее Служба) и Системным оператором и иными субъектами оперативно-диспетчерского управления.
3. Понятия, используемые в настоящих Методических указаниях, соответствуют определениям, данным в Федеральном законе "Об электроэнергетике" от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003 г., № 13, ст. 1177) и в постановлении Правительства Российской Федерации "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии" от 26 февраля 2004 г. № 109.
II. Основные методические положения по расчету тарифов на услуги
по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике
4. Расчет тарифов на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике (далее - услуги) осуществляются исходя из принципа обязательного раздельного учета доходов и расходов субъектов оперативно-диспетчерского управления по видам деятельности в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 1998 г. № 700 "О введении раздельного учета затрат по регулируемым видам деятельности в энергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации от 13 июля 1998 г., № 28, ст. 3357).
5. Экономически обоснованный размер тарифов на услуги рассчитывается исходя из необходимости компенсации субъекту оперативно-диспетчерского управления расходов, связанных с оказанием услуг и обеспечения экономически обоснованной прибылью.
6. В случае если субъект оперативно-диспетчерского управления кроме деятельности по оказанию услуг осуществляет иные виды деятельности, расходы на их осуществление и полученные доходы от этой деятельности не учитываются при расчете размера тарифов на указанные услуги.
7. Избыточные и непроизводительные расходы исключаются из размера платы. Основания для исключения указанных расходов приведены в пункте 7 Основ ценообразования
8. Выявленные по данным отчетности не использованные в течение базового периода регулирования средства по отдельным статьям расходов учитываются Службой при установлении размера платы на следующий период регулирования в качестве источника покрытия расходов следующего периода регулирования.
9. В случае если субъект оперативно-диспетчерского управления в течение расчетного периода регулирования понес экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении размера платы на расчетный период регулирования, в том числе расходы, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию, потребляемую в течение расчетного периода регулирования, эти расходы учитываются Службой при установлении размера платы на последующий расчетный период регулирования (включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств).
10. Служба на основе предварительно согласованных с ней мероприятий по сокращению расходов субъекта оперативно-диспетчерского управления в соответствии с пунктом 8 Основ ценообразования обязана в течение 2 лет после окончания срока окупаемости затрат на проведение этих мероприятий сохранять расчетный уровень расходов, сложившихся в период, предшествующий сокращению расходов.
11. Необходимая валовая выручка (далее - НВВ) на период регулирования для покрытия обоснованных расходов, связанных с оказанием услуг с учетом корректировки по избытку (исключению необоснованных расходов) средств и возмещению недостатка средств рассчитывается по формуле:
НВВ = НВВр +/- ΔНВВ - (1)
где:
НВВр - необходимый доход субъекта оперативно-диспетчерского управления в расчетном периоде, обеспечивающий компенсацию экономически обоснованных расходов на оказание услуг и получение прибыли, определяемой в соответствии с настоящими Методическими указаниями (тыс. руб);
ΔНВВ - экономически обоснованные расходы субъекта оперативно- диспетчерского управления, подлежащие возмещению (со знаком "+") и исключению из НВВр (со знаком "-") в соответствии с пунктами 7, 8, 9 и 10 настоящих Методических указаний (тыс.руб.).
III. Расчет расходов, относимых на услуги субъекта
оперативно-диспетчерского управления
12. Определение состава расходов и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации, Основами ценообразования и настоящими Методическими указаниями.
13. Расчет расходов, связанных с оказанием услуг, производится по следующим составляющим:
- сырье и материалы, используемые для производственных и хозяйственных нужд - исходя из действующих норм и цен на сырье и материалы, определяемых в соответствии с пунктом 36 Основ ценообразования;
- покупная энергия всех видов, расходуемая на технологические цели, отопление зданий - исходя из расчетных объемов потребления и тарифов, прогнозируемых на период регулирования;
- работы и услуги производственного характера, выполняемые сторонними организациями и (или) подразделениями самой организации, а также услуги по оперативно-диспетчерскому управлению, оказываемые субъектами оперативно-диспетчерского управления нижестоящего уровня субъектам оперативно-диспетчерского управления вышестоящего уровня - исходя из необходимости проведения регламентных (ремонтных и других) работ и цен и тарифов на указанные работы и услуги, определяемых в соответствии с пунктом 36 Основ ценообразования;
- топливо всех видов для обслуживания производства, включая транспорт и т.п. - исходя из действующих норм и цен и тарифов, определяемых в соответствии с пунктом 36 Основ ценообразования;
- амортизационные отчисления на реновацию основных фондов и нематериальных активов - по нормам амортизационных отчислений, утвержденным в установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке и в соответствии с принятым порядком начисления амортизации;
- расходы на оплату труда персонала - в соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования;
- отчисления на социальные нужды (единый социальный налог и отчисления на страхование от несчастного случая на производстве, предусмотренные законодательством Российской Федерации) - в размерах, установленных законодательством Российской Федерации;
- расходы на ремонт основных средств - в соответствии с пунктом 36 Основ ценообразования;
- оплата работ и услуг сторонних организаций (расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунального хозяйства, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг и др.) - исходя из необходимости проведения работ (оказания услуг) и цен и тарифов на указанные работы и услуги, определяемых в соответствии с пунктом 36 Основ ценообразования;
- арендные платежи - исходя из состава арендованного имущества и ставок арендной платы, определяемых в соответствии с пунктом 36 Основ ценообразования;
- расходы на служебные командировки, включая оформление виз и сборов - в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- расходы на обучение персонала - в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- расходы на страхование (имущества, ответственности и др.) - в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- другие расходы - в соответствии с законодательством Российской Федерации.
14. Внереализационные расходы рассчитываются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
15. При отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов до их утверждения допускается в соответствии с главой 25 Налогового Кодекса Российской Федерации использовать в расчетах экспертные оценки на основе отчетных данных.
16. При расчете размера платы за услуги учитывается величина прибыли (расходы, не перечисленные в пунктах 13 и 14 настоящих Методических указаний), необходимая для обеспечения субъекта оперативно-диспетчерского управления средствами на обслуживание привлеченного и заемного капитала, средствами на развитие, для выплаты дивидендов и финансирования за счет прибыли других обоснованных расходов по следующим составляющим:
- налоги и иные обязательные платежи и сборы, уплачиваемые за счет прибыли - в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации;
- развитие производства, в том числе на инвестиции - исходя из программы производственного развития, утвержденной в установленном порядке (программы развития, как правило, содержат: перечень объектов, объем инвестиций, сроки их освоения, источник инвестиций (амортизация, прибыль, заемные средства и т.д.), расчет срока окупаемости инвестиций);
- расходы на социальные нужды - в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- дивиденды по акциям - в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- прибыль на прочие цели (с расшифровкой) - в соответствии с законодательством Российской Федерации.
17. Для расчета размера платы за услуги используются следующие материалы:
- объем отпуска электрической энергии (Таблица 1);
- расчет расходов на оплату труда (Таблица 2);
- расчет амортизационных отчислений на восстановление основных производственных фондов (Таблица 3);
- смета расходов, относимых на услуги субъекта оперативно-диспетчерского управления, уменьшающих налогооблагаемую прибыль (Таблица 4);
- расчет источников финансирования инвестиций (Таблица 5);
- справка о финансировании и освоении инвестиций (Таблица 6);
- расчет необходимой балансовой прибыли (Таблица 7);
- расчет экономически обоснованного размера платы за услуги Системного оператора (Таблица 8);
- инвестиционная программа производственного развития, согласованная в установленном порядке;
- расчет размера выпадающих доходов или дополнительно полученной выгоды в предшествующий период регулирования, выявленные на основании официальной отчетности или по результатам проверки хозяйственной деятельности;
- бухгалтерская отчетность на последнюю отчетную дату;
- другие обосновывающие материалы и расчеты, нормы и нормативы расчета отдельных статей расходов по перечню, установленному регулирующим органом в соответствии с пунктом 12 Правил регулирования.
18. При заполнении таблиц расчетные показатели базового периода определяются:
по экономическим (стоимостным) показателям - по текущим показателям периода, предшествующего периоду регулирования;
по показателям производственно-технического характера - по показателям соответствующего периода прошлого года.
IV. Расчет размера тарифа за услуги субъектов
оперативно-диспетчерского управления
19. Размер тарифа за услуги системного оператора (ПСО) рассчитывается по формуле:
(2)
где:
НВВ - необходимая валовая выручка системного оператора;
- объем полезного отпуска электрической энергии, отпускаемой i-й энергоснабжающей (энергосбытовой) организацией - субъектом оптового рынка потребителям за год, предшествующий расчетному периоду, за вычетом объема полезного отпуска электрической энергии потребителям, выведенным за этот период на оптовый рынок, (тыс. кВт.ч.)
- объем электропотребления j-ого потребителя - субъекта оптового рынка за год, предшествующий расчетному периоду, (тыс. кВт.ч.)
- объем отпуска электрической энергии, поставленной на экспорт с территории Российской Федерации, за год, предшествующий расчетному периоду, m-ой коммерческой организацией, осуществляющей продажу (поставку) электрической энергии на экспорт (тыс. кВт.ч.).
Размер тарифа за услуги i-ого субъекта оперативно-диспетчерского управления, оказываемые в i-ой технологически изолированной территориальной электроэнергетической системе ( ) рассчитывается по формуле:
- (3)
НВВИ - необходимая валовая выручка i-ого субъекта оперативно-диспетчерского управления, расположенного на территории технологически изолированной электроэнергетической системе i-ого субъекта Российской Федерации;
ЭЭСО - суммарный объем полезного отпуска электрической энергии, отпускаемой энергоснабжающими (энергосбытовыми) организациями потребителям, расположенным на территории технологически изолированной электроэнергетической системе i-ого субъекта Российской Федерации, за год, предшествующий расчетному периоду (тыс. кВт.ч.).
Таблица № 1
Объем отпуска электрической энергии
млн. кВт.ч
______________________
* в столбце 4 (период регулирования) указывается отпуск электрической энергии потребителям, обслуживаемым в данном периоде
Таблица № 2
Расчет расходов на оплату труда
Таблица № 3
Расчет амортизационных отчислений на
восстановление основных производственных фондов
млн. руб.
Таблица № 4
Расходы, относимые на услуги субъекта
оперативно-диспетчерского управления,
уменьшающие налогооблагаемую прибыль
млн. руб.
Таблица № 5
Расчет источников финансирования инвестиций
млн. руб.
Таблица № 6
Справка о финансировании и освоении инвестиций
млн. руб.
Таблица № 7
Расчет необходимой балансовой прибыли
млн. руб.
Таблица № 8
Расчет экономически обоснованного размера платы
за услуги Системного оператора