16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск

Библиотека

(Всего документов: 1413)

Основные правила обеспечения охраны окружающей среды атомных станций (без учета радиационного фактора). (ОПООС АС-03). РД ЭО 0466-03



МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ

Федеральное государственное унитарное предприятие
"Российский государственный концерн по производству
электрической и тепловой энергии на атомных станциях"
(Концерн "РОСЭНЕРГОАТОМ")

УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
концерна "Росэнергоатом"

__________________ О.М.Сараев

"_____"_________---_____2003г.

РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ АТОМНЫХ СТАНЦИЙ
(БЕЗ УЧЕТА РАДИАЦИОННОГО ФАКТОРА)
(ОПООС АС-03)

РД ЭО 0466-03

Предисловие


1. Основные правила обеспечения охраны окружающей среды атомных станций (без учета радиационного фактора) (ОПООС АС-03) разработаны Государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт химической технологии" (ГУП "ВНИИХТ") Министерства Российской Федерации по атомной энергии: Искра А.А., Бурыкин А.А., Гусарова Т.А., Иванова Н.М., Костенко Н.Н., Рознова Н.С.

2. В разработке ОПООС АС-03 приняли участие: Новиков А.В., Палицкая Т.А., Гусельцев А.С. (концерн "Росэнергоатом"), Чионов В.Г. (ФГУП "Атомэнергопроект").

3. Согласованы:

Департаментом по радиационной безопасности, охране окружающей среды и учету ядерных материалов концерна "Росэнергоатом";

Департаментом безопасности, экологии и чрезвычайных ситуаций Министерства Российской Федерации по атомной энергии;

Управлением экологической безопасности Министерства природных ресурсов Российской Федерации;

Управлением Госсаннадзора Федерального управления "Медбиоэкстрем";

4. Введены в действие приказом концерна "Росэнергоатом";

5. Введены впервые;

Введение

"Основные правила обеспечения охраны окружающей среды атомных станций (без учета радиационного фактора)" (ОПООС АС) (в дальнейшем Правила) являются отраслевым нормативным документом.

Настоящие Правила разработаны в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации "Об охране окружающей среды" от 10.01.02.№7-ФЗ и других действующих законодательных, нормативно-методических и руководящих документов в области охраны окружающей среды и здоровья населения.

Настоящие Правила распространяются на атомные станции (АС) России.

Документ устанавливает основные требования обеспечения охраны окружающей среды на всех этапах жизненного цикла атомной станции и является обязательным для исполнения АС, а также всеми предприятиями, учреждениями и организациями, представляющими услуги, выполняющими работы на АС, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами и работниками.

Лица, нарушившие настоящие Правила, в зависимости от характера нарушения несут дисциплинарную, административную и уголовную ответственность, установленную действующим законодательством Российской Федерации и заключенными трудовыми договорами.

Термины, определения, сокращения

В настоящем документе применяют следующие термины с соответствующими определениями:

Вид отходов - совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов (по № 89-ФЗ от 24.06.98)

Водные ресурсы - запасы поверхностных и подземных вод, находящихся в водных объектах, которые используются или могут быть использованы (по № 167-ФЗ от 16.11.95).

Водный объект - сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах имеющее границы, объем и черты водного режима (по № 89-ФЗ от 24.06.98).

Водный режим - изменение во времени уровней, расходов и объемов воды в водных объектах (по № 167-ФЗ от 16.11.95).

Водопользование - использование водных объектов для удовлетворения любых нужд населения и народного хозяйства (по ГОСТ 17.1.1.01-77).

Водопользователь - гражданин или юридическое лицо, которым предоставлены права пользования водными объектами (по № 167-ФЗ от 16.11.95).

Водопотребление - потребление воды из водного объекта или из систем водоснабжения (по ГОСТ 17.1.1.01-77).

Водосборная площадь - территория, сток с которой формирует водный объект (по № 167-ФЗ от 16.11.95).

Вредное (загрязняющее) вещество - химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду (по № 96-ФЗ от 04.05.99).

Вредное физическое воздействие на атмосферный воздух - вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха, на здоровье человека и окружающую природную среду (по № 96-ФЗ от 04.05.99).

Временно согласованный выброс - временный лимит выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для действующих стационарных источников выбросов с учетом качества атмосферного воздуха и социально-экономических условий развития соответствующей территории в целях поэтапного достижения установленного предельно допустимого выброса (по № 96-ФЗ от 04.05.99).

Гигиенический норматив качества атмосферного воздуха - критерий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное содержание вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека (по № 96-ФЗ от 04.05.99).

Государственный земельный кадастр - систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов (далее - сведения государственного земельного кадастра) (по № 28-ФЗ от 02.01 2000 г.).

Государственный контроль за деятельностью в области обращения с отходами - контроль, осуществляемый специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по № 89-ФЗ от 24.06.98).

Государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг) - мониторинг окружающей среды, осуществляемый органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (по № 7 ФЗ от 10.01.02)

Загрязнение атмосферного воздуха - поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха (по № 96-ФЗ от 04.05.99).

Загрязнение водных объектов - сброс или поступление иным способом в водные объекты, а также образование в них вредных веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, ограничивают использование либо негативно влияют на состояние дна и берегов водных объектов (по № 167-ФЗ от 16.11.95).

Загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду (по № 7 ФЗ от 10.01.02)

Загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышает установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую природную среду (по № 7 ФЗ от 10.01.02)

Запроектная авария - авария, вызванная исходными событиями, не учитываемыми для проектных аварий или сопровождающаяся дополнительными по сравнению с проектными авариями отказами систем безопасности (сверх единичного отказа); реализацией ошибочных решений персонала (по ОПБ - 88/97).

Захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду (по № 89-ФЗ от 24.06.98).

Земельные ресурсы - земли, которые используются или могут быть использованы в отрасли народного хозяйства (по ГОСТ 266640-85).

Землепользователь - предприятие, учреждение, организация, гражданин, которым в установленном порядке предоставлен в пользование земельный участок (по ГОСТ 266640-85).

Земли - важнейшая часть окружающей природной среды, характеризующаяся пространством, рельефом, почвенным покровом, растительностью, недрами, водами, являющаяся главным средством производства в сельском и лесном хозяйстве, а также пространственным базисом для размещения всех отраслей народного хозяйства (по ГОСТ 17.5.1.05-80).

Использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии (по № 89-ФЗ от 24.06.98).)

Использование природных ресурсов - эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности (по № 7 ФЗ от 10.01.02)

Качество атмосферного воздуха - совокупность физических, химических и биологических свойств атмосферного воздуха, отражающих степень его соответствия гигиеническим нормативам качества атмосферного воздуха и экологическим нормативам качества атмосферного воздуха (по № 96-ФЗ от 04.05.99).

Качество окружающей среды - состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью (по № 7 ФЗ от 10.01.02)

Компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле (по № 7 ФЗ от 10.01.02)

Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) - система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды (по № 7 ФЗ от 10.01.02)

Контроль загрязнения атмосферы - проверка соответствия содержания загрязняющих атмосферу веществ установленным требованиям (по ГОСТ 17.2.1.03-84).

Контроль загрязнения почвы - проверка соответствия загрязнения почвы по установленным нормам и требованиям (по ГОСТ 27593-88).

Лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории (по № 89-ФЗ от 24.06.98).

Лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности (по № 128 ФЗ от 08.08.01).

Лицензионные требования и условия - совокупность установленными положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности (по № 128 ФЗ от 08.08.01).

Лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий (по № 128 ФЗ от 08.08.01).

Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом (по № 128 ФЗ от 08.08.01).

Лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю (по № 128 ФЗ от 08.08.01).

Лицензия на водопользование - специальное разрешение на пользование водными объектами или их частями на определенных условиях (по № 167-ФЗ от 16.11.95).

Мониторинг атмосферного воздуха - система наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнением и за происходящими в нем природными явлениями, а также оценка и прогноза состояния атмосферного воздуха, его загрязнения (по № 96-ФЗ от 04.05.99).

Мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) - комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогнозы изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов (по № 7 ФЗ от 10.01.02)

Нарушение земель - процесс, происходящий при добыче полезных ископаемых, выполнении геологоразведочных, изыскательских, строительных и других работ, приводящий к нарушению почвенного покрова, гидрологического режима местности, образованию техногенного рельефа и другим качественным изменениям состояния земель (по ГОСТ 17.5.1.01-83)..

Неблагоприятные метеорологические условия - метеорологические условия, способствующие накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха (по № 96-ФЗ от 04.05.99).

Негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды (по № 7 ФЗ от 10.01.02)

Неиспользуемые отходы - вторичные материальные ресурсы, для которых в настоящее время отсутствуют условия использования (по № 89-ФЗ от 24.06.98).

Нормативы в области охраны окружающей среды (далее также - природоохранные нормативы) - установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое равновесие (по № 7 ФЗ от 10.01.02).

Нормативы допустимых выбросов и сбросов химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (далее допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов) - нормативы, которые установлены для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, в том числе радиоактивных и иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, подвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды (по № 7 ФЗ от 10.01.02)

Нормативы качества окружающей среды - нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда (по № 7 ФЗ от 10.01.02)

Нормативы образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции (по № 89-ФЗ от 24.06.98).

Обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду (по № 89-ФЗ от 24.06.98).

Обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов (по № 89-ФЗ от 24.06.98).

Общее водопользование - водопользование без применения сооружений или технических устройств, влияющих на состояние вод (по ГОСТ 17.1.1.01-77).

Объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) (по № 89-ФЗ от 24.06.98).

Окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов (по № 7 ФЗ от 10.01.02).

Опасные отходы - отходы, которые содержат загрязняющие вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами (по № 89-ФЗ от 24.06.98).

Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны (по № 33-ФЗ от 14.03.95).

Отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства (по № 89-ФЗ от 24.06.98).

Охрана атмосферного воздуха - система мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами в целях улучшения качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду (по № 96-ФЗ от 04.05.99).

Охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность) (по № 7 ФЗ от 10.01.02).

Оценка воздействия на окружающую среду - вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления (по № 7 ФЗ от 10.01.02).

Паспорт опасных отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе (по № 89-ФЗ от 24.06.98).

Поверхностные воды - воды, постоянно или временно находящиеся в поверхностных водных объектах (по № 167-ФЗ от 16.11.95).

Подземные воды - воды, в том числе минеральные, находящиеся в подземных водных объектах (по № 167-ФЗ от 16.11.95).

Пользование водными объектами (водопользование) - юридически обусловленная деятельность граждан и юридических лиц, связанная с использованием водных объектов (по № 167-ФЗ от 16.11.95).

Предельно допустимая концентрация примеси в атмосфере - максимальная концентрация примеси в атмосфере, отнесенная к определенному времени осреднения, которая при периодическом воздействии или на протяжении всей жизни человека не оказывает на него вредного воздействия, включая отдаленные последствия, и на окружающую среду в целом (по ГОСТ 17.2.1.04-77).

Предельно допустимый уровень физического воздействия на атмосферный воздух - норматив физического воздействия на атмосферный воздух, который отражает предельно допустимый максимальный уровень физического воздействия на атмосферный воздух, при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду (по № 96-ФЗ от 04.05.99).

Приземная концентрация примеси в атмосфере - концентрация примеси в атмосфере, измеренная на высоте 1,5-2,5 м от поверхности земли (по ГОСТ 17.2.1.03-84).

Примесь в атмосфере - рассеянное в атмосфере вещество, не содержащееся в ее постоянном составе (по ГОСТ 17.2.1.04-77).

Природная среда (далее также - природа) - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов (по № 7 ФЗ от 10.01.02).

Природные ресурсы - компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность (по № 7 ФЗ от 10.01.02).

Природопользователь - юридическое лицо (организация, предприятие, общество и т.п.), осуществляющее на территории Российской Федерации независимо от формы собственности хозяйственную иные виды деятельности с использованием природных ресурсов и оказывающее воздействие на окружающую природную среду (по ГОСТ Р 17.0.0.06-2000).

Проектная авария - авария, для которой проектом определены исходные события и конечные состояния и предусмотрены системы безопасности и другие технические средства, обеспечивающие ограничение ее последствий в рамках установленных для таких аварий пределов, называемых проектными пределами аварий (по ОПБ - 88/97).

Размещение отходов - хранение и захоронение отходов (по № 89-ФЗ от 24.06.98).

Распорядительная лицензия - специальное разрешение на распоряжение в установленном порядке правами пользования водными объектами (по № 167-ФЗ от 16.11.95).

Санитарно-защитная зона - территория вокруг АС, на которой устанавливается режим ограничений и запрещается проживание населения. Граница санитарно-защитной зоны устанавливается из условия соблюдения на ней нормативов ПДК (по ПДВ - 83).

Специальное водопользование - водопользование с применением специальных сооружений или технических устройств (по ГОСТ 17.1.1.01-77).

Сточные воды - вода, сбрасываемая в установленном порядке в водные объекты после ее использования или поступившая с загрязненной территории (по № 167-ФЗ от 16.11.95).

Фоновая концентрация загрязняющего атмосферу вещества - концентрация загрязняющего атмосферу вещества, создаваемая всеми источниками, исключая рассматриваемые (по ГОСТ 17.2.1.03-84).

Хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования (по № 89-ФЗ от 24.06.98).

Экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий (по № 7 ФЗ от 10.01.02).

Экологический аудит - независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности, в том числе нормативов и нормативных документов в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности (по № 7 ФЗ от 10.01.02).

Экологический норматив качества атмосферного воздуха - критерий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное содержание вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и при котором отсутствует вредное воздействие на окружающую природную среду (по № 96-ФЗ от 04.05.99).

Экологический паспорт - документ, содержащий информацию об уровне использования природопользователем ресурсов (природных, вторичных и др.) и степени воздействия его производств на окружающую природную среду, а также сведения о разрешениях на право природопользования, нормативах и размерах платежей за загрязнение окружающей природной среды и использованием природных ресурсов (по ГОСТ Р 17.0.0.06-2000).

Обозначения и сокращения

В настоящем документе применяют следующие обозначения и сокращения:

АС - атомная станция
ДВ - допустимый выброс
ДС - допустимый сброс
ЗВ - загрязняющие вещества
ВСВ - временно согласованный выброс
ВХБ - водохозяйственный баланс
ГГО - Государственная геофизическая обсерватория
ГИ - главный инженер
ГТС - гидротехнические сооружения
ГОСТ - Государственный стандарт

Госатомнадзор России - Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности

Госкомрыболовство России - Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству

ЗГИБ - заместитель главного инженера АС по безопасности
ЗДБ - заместитель директора АС по безопасности
КЭА - крупная экологическая авария
МПР России - Министерство природных ресурсов Российской Федерации

МЧС России - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

МЭА - максимальная экологическая авария
Минатом России - Министерство Российской Федерации по атомной энергии
Минздрав России - Министерство здравоохранения Российской Федерации
НМУ - неблагоприятные метеорологические условия
НОЛРО - норматив образования и лимиты размещения отходов
ОДУ - ориентировочно-допустимые уровни
ОНД-86 - общесоюзный нормативный документ 1986г
ООС - охрана окружающей среды
ОВОС - оценка воздействия на окружающую среду

ОП ООС АС - Основные правила обеспечения охраны окружающей среды атомных станций

Органы государственного регулирования ООС - органы государственного регулирования, осуществляющие регулирование деятельности в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

ПДВ - предельно допустимый выброс
ПДК - предельно допустимая концентрация
ПДС - предельно допустимый сброс
ПОС - проект организации строительства
ППР - проект производства работ
ПЭО - планово-экономический отдел
РИПР - рациональное использование природных ресурсов

Росгидромет - Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

Росземкадастр - Федеральная служба земельного кадастра России
СЗЗ - санитарно-защитная зона АС
СНиП - санитарные нормы и правила
Санэпидслужба - санитарная эпидемиологическая служба
ТЭО - технико-экономическое обоснование
УПРЗА - универсальная программа расчета загрязнения атмосферы
ЭО - Эксплуатирующая организация

1. Общие положения

1.1. Экологические требования должны быть определяющими при принятии решений на всех этапах жизненного цикла атомной станции: выбор площадки, проектирование, строительство, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, реконструкция, техническое перевооружение, модернизация и вывод из эксплуатации.

Лицом, ответственным за состояние охраны окружающей среды (ООС) на АС, является директор атомной станции.

Ответственность за организацию работ по обеспечению ООС на АС возлагается на главного инженера, персонал АС несет ответственность за соблюдение требований охраны окружающей среды в пределах должностных инструкций (Основные правила обеспечения эксплуатации атомных станций РД ЭО 0348-02).

1.2. Создание АС должно осуществляться в непрерывном инвестиционном процессе, на каждом этапе инвестиционного процесса в комплексе и поэтапно должны решаться природоохранные задачи всего жизненного цикла атомной станции.

Каждый из этих этапов должен иметь соответствующий уровень экологического обоснования, глубины проработки принимаемых проектных решений.

В случае консервации АС (или ее объектов) инвестиционный процесс прерывается.

При расконсервации и возобновлении инвестиционного процесса должны быть учтены возможные изменения в состоянии окружающей среды за время консервации АС.

1.3. При выборе площадки размещения АС должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

1.4. При проектировании АС необходимо:

учитывать нормативы антропогенной нагрузки на окружающую среду;

предусмотреть мероприятия по предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды;

предусмотреть способы накопления, хранения, транспортирования, размещения и захоронения опасных отходов;

применять ресурсосберегающие, малоотходные, безотходные технологии;

1.5. Строительство АС и (или) ее объектов может быть начато при условии наличия лицензии Госатомнадзора России, выданной на основании утвержденного проекта, имеющего положительные заключения санитарно-гигиенической и Государственной экологической экспертизы, с соблюдением требований в области ООС, а также санитарных и строительных норм, правил и программы обеспечения качества - ПОКАС (С).

1.6. Ввод в эксплуатацию АС должен осуществляться при условии выполнения в полном объеме требований в области ООС, предусмотренных проектами, в соответствии с актами комиссии по приемке в эксплуатацию АС, при наличии положительного заключения Государственной экологической экспертизы.

1.7. При эксплуатации АС необходимо соблюдать нормативы качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения опасных отходов, очистки выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области ООС.

Проводить мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Для решения задач охраны окружающей среды на АС должна быть создана необходимая организационная структура, в состав такой структуры должна входить Экологическая служба АС.

1.8. Основанием для вывода из эксплуатации АС является решение Эксплуатирующей организации при наличии утвержденной в установленном порядке проектной документации.

На основании принятого решения и с учетом экологических, экономических и социальных условий региона размещения АС должен быть разработан детальный проект вывода из эксплуатации блока (блоков) АС. В проекте должны быть предусмотрены мероприятия по восстановлению природной среды.

2. Выбор площадки размещения АС

2.1. Экологические факторы должны быть определяющими при принятии решения о выборе площадки размещения АС. Работы по выбору площадки расположения атомной станции выполняются в два этапа:

выбор пункта размещения АС;
выбор площадки строительства АС;

2.2. Выбор пункта размещения АС должен определяться при подготовке "Ходатайства о намерениях" на основе проведенных комплексных инженерных изысканий в объеме действующих нормативных документов. Экологическое обоснование выбора площадки является неотъемлемой частью материалов "Ходатайства о намерениях".

2.2.1. На стадии разработки "Ходатайства о намерениях" должна осуществляться природно-экологическая оценка района размещения АС.

2.2.2. Цель этапа - определение экологического риска намечаемой хозяйственной деятельности в предполагаемом районе размещения АС.

2.2.3. Основные результаты природно-экологической оценки включаются в "Ходатайство о намерениях" (раздел 12 "Возможное влияние предприятия, сооружения на окружающую среду") на основании требований, изложенных в СП 11-101-95.

2.2.4. При положительном рассмотрении "Ходатайства о намерениях" органом исполнительной власти, "Ходатайство о намерениях" передается на рассмотрение в территориальные органы МПР России.

Если территориальные органы МПР России устанавливают дополнительные требования к охране окружающей среды, то они должны быть учтены на этапе разработки "Оценки воздействия на окружающую среду" (ОВОС) для АС.

2.3. Площадка строительства АС должна быть определена на этапе "Обоснований инвестиций в строительство", в пределах выбранного пункта строительства в утвержденном "Ходатайстве о намерениях", с учетом решения органов государственной власти субъекта РФ.

2.4. В "Обоснованиях инвестиций в строительство" должны быть представлены:

расчеты для всех предложенных земельных участков;
расчеты по определению эффективности инвестиций;
социальные и экологические последствия осуществления строительства;

убытки землевладельцев, землепользователей, арендаторов, потери сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием земельного участка и др.

2.5. При выборе площадки должны быть проведены исследования воздействия АС на объекты окружающей среды и население разработан раздел "Оценка воздействия на окружающую среду" (ОВОС).

2.5.1. Цель разработки раздела ОВОС - определение возможных экологических последствий и оценка инвестиционных затрат на охрану окружающей среды при реализации проекта.

2.5.2. Разработка ОВОС осуществляется на основании:

СП 11-101-95 "Порядок разработки, согласования, утверждения и состав обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений";

"Практического пособия к СП 11-101-95 по разработке раздела "Оценка воздействия на окружающую среду" при обосновании инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений";

"Положения об оценке воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации".

2.5.3. Раздел ОВОС должен пройти Государственную экологическую экспертизу в соответствии с Федеральным законом РФ "Об экологической экспертизе" от 23.11.95 №174-ФЗ (изм. от.15.04.98).

Результаты ОВОС служат основой для предварительного согласования места размещения АС, составления Акта выбора земельного участка и условий природопользования.

2.5.4. Площадка считается пригодной для размещения АС, если имеется возможность обеспечения безопасной эксплуатации АС, а также обеспечивается безопасность населения и защита окружающей среды при нормальной эксплуатации и проектных авариях, ограничение этих воздействий при запроектных авариях.

2.5.5. При обосновании пригодности площадки АС должны быть учтены:

влияние на безопасность АС процессов, явлений и факторов природного и техногенного происхождения;

специфические характеристики района размещения и площадки АС (топография, гидрогеология, стратификация воздушных масс, реки, другие водоемы и пр.);

выполнение необходимых инженерно-технических мероприятий по гражданской обороне;

размеры санитарно-защитной зоны, зоны планирования защитных мероприятий и зоны планирования мероприятий по обязательной эвакуации населения.

2.6. Требования к составу, объему, содержанию и оформлению проектно-изыскательской документации, необходимой для выбора, согласования и утверждения площадки строительства АС, определяются основными действующими нормативными документами:

"Размещение атомных станций. Основные критерии и требования по обеспечению безопасности" (НП-032-01);

СанПиН 2.2.1/2.1.1.984-00 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов";

СП 11-101-95 "Порядок разработки, согласования, утверждения и состав обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений".

3. Проектирование АС

3.1.Проектирование должно осуществляться на основании требований законодательной базы РФ (об инвестиционной деятельности, о земле, об охране окружающей среды и т.д.), федеральных и отраслевых нормативных документов по проектированию.

3.2. Организации, осуществляющие проектирование АС должны иметь на это лицензии (разрешения) Госатомнадзора России.

3.3. На каждом этапе проектирования в комплексе и поэтапно должны решаться природоохранные задачи. Каждый из этих этапов должен иметь соответствующий уровень экологического обоснования, глубины проработки принимаемых проектных решений.

3.4. Основанием для разработки раздела "Охрана окружающей среды (ООС)" в составе проектной документации являются разработанные и утвержденные на предпроектной стадии "Ходатайство о намерениях" и "Обоснования инвестиций в строительство".

3.5. При разработке проектной документации (ТЭО проекта, или рабочего проекта) на строительство (реконструкцию, расширение, техническое перевооружение или снятие с эксплуатации) объектов должен быть составлен раздел "Охрана окружающей среды (ООС)".

3.5.1. Цель этапа - экологическое обоснование строительных решений, обеспечивающее экологическую безопасность окружающей среды и проживающего населения в период эксплуатации АС.

3.5.2. Разработка раздела ООС осуществляется для выбранной площадки строительства АС и в зоне влияния объекта на окружающую среду.

3.5.3. При разработке раздела ООС должны быть определены:

объем предполагаемых выбросов в атмосферу, виды загрязняющих веществ, их количество, способы и степень очистки, уровень загрязнения приземного слоя атмосферы, установление границы СЗЗ;

потребность АС в водных ресурсах, водохозяйственный баланс, нормы водопотребления и водоотведения, количество сбрасываемых сточных вод, их состав и концентрацию, способы и степень очистки, условия сброса в водные объекты;

Нормирование термальных сбросов АС должно проводиться в соответствии с методическими указаниями "Методика расчета предельно допустимых тепловых сбросов в водоемы-охладители атомных станций" РД 52. 26-161-88, Правилами охраны поверхностных вод и СанПиН 2.1.4.027-95. "Зона санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения".

виды и количество отходов, класс их опасности, способы складирования и утилизации;

нормативы допустимого воздействия на окружающую среду (нормативы допустимых выбросов и сбросов, нормативы образования и лимиты размещения опасных отходов);

природоохранные мероприятия, обеспечивающих соблюдение нормативов качества окружающей среды;

система экологического мониторинга АС;

площадь отчуждения земель, количество земель, изымаемых у различных землепользователей, параметры нарушения рельефа, степень загрязнения прилегающих земель и т.п.

При оформлении земельного отвода для реконструируемых (расширяемых) объектов должна быть учтена дополнительная площадь для выполнения последующих рекультивационных работ, складирования плодородного слоя почв и потенциально плодородных пород, осуществления противоэрозионных мероприятий и т.п.

3.5.4. Раздел ООС должен разрабатываться на основании документов:

СНиП 11-01-95 "Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе документации на строительство предприятий, зданий и сооружений";

СП 11-101-95;

"Практическое пособие к СП 11-101-95 по разработке раздела "Оценка воздействия на окружающую среду" при обосновании инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений";

"Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации".

3.5.5. Раздел "Охрана окружающей среды" (ООС) в составе проекта должен пройти Государственную экологическую экспертизу в соответствии с Федеральным законом РФ "Об экологической экспертизе" от 23.11.95 №174-ФЗ (изм. от.15.04.98).

3.5.6. Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и органов местного самоуправления, основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами, является охрана окружающей среды (в том числе организация и проведение экологической экспертизы), и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Объекты общественной экологической экспертизы, порядок и условия ее проведения регламентируются Федеральным законом "Об экологической экспертизе" № 174-ФЗ.

3.5.7. По результатам ГЭЭ должно быть получено Заключение об экологической допустимости намечаемой деятельности на конкретной территории.

Утверждение заключения производится приказом МПР России (его территориального органа), в котором устанавливается срок действия положительного заключения Государственной экологической экспертизы.

Положительное заключение Государственной экологической экспертизы является обязательным документом для:

утверждения ТЭО (проекта, рабочего проекта) на строительство АС;
выдачи разрешения на природопользование;
изъятия земельного участка для строительства;

3.6. После утверждения проекта, принятия решений об отчуждении земельного участка и предоставления его для строительства должны быть составлены рабочая документация и сметы на строительство.

На этом этапе должны быть уточнены и скорректированы экологические обоснования проектных решений и приняты окончательные природоохранные решения.

3.7. Природоохранные мероприятия при строительстве АС должны быть отражены в разделе ООС проекта организации строительства (ПОС) и проекта производства работ (ППР). Мероприятия должны быть направлены на достижение допустимых уровней негативного воздействия процесса строительства на объекты окружающей среды.

4. Строительство АС

4.1. Настоящий раздел устанавливает требования к охране окружающей среды при строительстве АС и развивает требования действующих правил и норм Госстроя России.

4.2. Строительство АС и (или) ее объектов может быть начато при условии наличия лицензии Госатомнадзора России, выданной на основании утвержденного проекта, имеющего положительные заключения санитарно-гигиенической и Государственной экологической экспертизы, с соблюдением требований в области охраны окружающей среды, а также санитарных и строительных норм, правил и программы обеспечения качества - ПОКАС (С).

Перечень документов, представляемых в Госатомнадзор России, и процедуры получения лицензий (разрешений) определяются руководящими документами Госатомнадзора России.

4.3. На этапе строительства АС и (или) ее объектов условием решения задачи ООС является соблюдение проектных требований.

Изменение утвержденных проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды запрещается и требует повторной ГЭЭ.

4.4. Природоохранные мероприятия должны предупреждать и соблюдать в пределах утвержденных нормативов следующие виды воздействия на окружающую среду:

загрязнение атмосферного воздуха в результате работы стационарных и передвижных источников выбросов в процессе строительных работ;

загрязнение поверхностных и подземных вод и почв в результате сбросов технологических жидкостей в процессе строительных работ;

поступление загрязнителей в природные среды с площадок хранения химреактивов, складирования отходов, при нарушении правил их погрузки, транспортирования, разгрузки и хранения;

при выполнении земляных работ не допускать резких изменений гидрологических условий стока поверхностных вод и динамических характеристик движения подземных вод;

не допускать резких изменений среды обитания и условий воспроизводства растительного и животного мира.

4.5. Необходимо предусмотреть выбор сокращенного режима работы оборудования в периоды неблагоприятных метеорологических условий.

4.6. В соответствии с "Земельным кодексом" организации при проведении строительных работ обязаны:

после окончания работ за свой счет привести нарушаемые земли и занимаемые земельные участки в состояние, пригодное для дальнейшего использования их по назначению;

возместить землепользователям убытки и потери, связанные с изъятием земель для проектируемого объекта.

4.7. Все руководители, специалисты, рабочие, участвующие в сооружении АС и (или) ее объектов, должны проходить проверку знаний требований ПОС и ППР.

4.8. Контроль за строительством объектов на соответствие утвержденным проектам, осуществляют территориальные органы МПР России и органы Государственного санитарно-эпидемиологического надзора России.

При нарушении проектных требований органы санитарно-эпидемиологической службы России оформляют предписание на приостановление работ до устранения выявленных нарушений.

5. Ввод в эксплуатацию АС

Ввод в эксплуатацию АС должен осуществляться при условии выполнения в полном объеме требований в области охраны окружающей среды, предусмотренных проектами, в соответствии с актами комиссии по приемке в эксплуатацию АС, при наличии положительного заключения Государственной экологической экспертизы.

Ввод в эксплуатацию АС осуществляется при наличии:

документов и материалов готовности природоохранных мероприятий АС (заключения ГЭЭ, лицензий, разрешений, Актов рабочей комиссии по итогам строительства природоохранных объектов АС и др.);

средств и технологий для обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления;

средств контроля за загрязнением и состоянием качества окружающей среды;

экологической службы на АС;

5.1. Новые или расширяемые АС, их отдельные очереди, пусковые комплексы и энергоблоки принимаются в эксплуатацию в порядке, установленном действующими нормами и правилами:

СНиП "Правила приемки в эксплуатацию законченных строительством энергоблоков атомных станций";

"Основные правила обеспечения эксплуатации атомных станций;

РД ЭО 0348-02.

5.2. Приемка в эксплуатацию атомных станций или их частей осуществляется Государственной приемочной комиссией.

В состав комиссии должны входить представители федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды.

5.3. Ввод в эксплуатацию АС должен осуществляться при условии выполнения в полном объеме требований в области охраны окружающей среды, предусмотренных проектами, при наличии положительного заключения Государственной экологической экспертизы.

Функция проведения Государственной экологической экспертизы возложена на МПР России, которая поручает проведение экспертизы специально созданной экспертной комиссии.

5.4. Запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не соответствующих проекту и не оснащенных:

техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения опасных отходов;

техническими средствами и технологиями обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, обеспечивающими выполнение установленных требований в области охраны окружающей среды;

рыбозащитными устройствами (РЗУ) на водозаборных сооружениях;

средствами контроля за загрязнением окружающей среды.

5.5. Запрещается ввод объектов в эксплуатацию до завершения предусмотренных проектами работ по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель и благоустройству территорий.

6. Природоохранные требования при эксплуатации АС

6.1. Общие требования


Отношения в области охраны окружающей среды определены в Конституции Российской Федерации и регулируются федеральными законами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

При эксплуатации АС необходимо соблюдать нормативы качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения опасных отходов, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды.

Проводить мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

6.2. Основные документы, регламентирующие
природоохранную деятельность АС


Основными документами, регламентирующими экологическую деятельность АС на стадии эксплуатации, являются:

утвержденный ТЭО/проект, рабочий проект на строительство, прошедший государственную экологическую экспертизу,

экологический паспорт природопользователя,
лицензия на водопользование,
договор на пользование водными объектами,
лицензия на право пользования недрами,

лицензия на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами,

класс опасности отходов для окружающей среды;
паспорт на каждый опасный отход;
нормативы ПДВ и ВСВ, ПДС и ВСС,
разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу,
разрешение на сброс сточных вод,
нормативы образования и лимитов размещения отходов,
разрешение на размещение опасных отходов;

6.3. Экологическая служба АС

6.3.1. Для решения вопросов охраны окружающей среды при эксплуатации АС Эксплуатирующая организация должна создать необходимую организационную структуру, в состав такой структуры должна входить Экологическая служба (ЭС) АС.

6.3.2. Экологическая служба является самостоятельным подразделением АС и подчиняется в своей производственной деятельности главному инженеру (заместителю главного инженера) АС.

6.3.3. Структура и штатное расписание Экологической службы АС должны устанавливаться руководством АС, соответствовать типовой структуре (в зависимости от количества энергоблоков АС) и моет пересматриваться в зависимости от объема природоохранных требований, предъявляемых на федеральном и региональных уровнях.

6.3.4. Руководство деятельностью службы осуществляется начальником Экологической службы.

6.3.5. Задачами Экологической службы являются:

обеспечение выполнения требований законодательных и иных нормативных актов, основывающихся на анализе состояния природоохранной деятельности АС, своевременное принятие мер по предотвращению загрязнения окружающей среды и экологических аварий;

проведение экологического производственного контроля по соблюдению норм воздействия на окружающую природную среду при осуществлении АС производственной и хозяйственной деятельности.

6.3.6. В своей производственной деятельности Экологическая Служба должна руководствоваться:

законодательными, нормативно-правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации,

нормами и правилами в области охраны окружающей среды, здоровья населения,

санитарными нормами и правилами,

стандартами и иной нормативной документацией федеральных органов исполнительной власти,

руководящими и информационными материалами Министерства Российской Федерации по атомной энергии, Эксплуатирующей организации и АС,

настоящими Правилами.

6.3.7. Производственная деятельность Экологической службы АС должна осуществляться в соответствии с Положением об ЭС, перспективными и годовыми планами, утверждаемыми руководством АС.

6.3.8. Руководство АС должно осуществлять комплектование Экологической службы квалифицированным персоналом, обеспечивать поддержание его квалификации и переподготовку, а также обеспечивать Экологическую службу необходимыми помещениями, транспортом, контрольно-измерительными приборами, оборудованием и материалами.

6.3.9. Эксплуатирующая организация осуществляет организационное и методическое руководство Экологической службой АС

6.3.11. На каждой атомной станции с учетом местных условий и требований Типового положения об ЭС должно быть разработано и утверждено руководством АС в установленном порядке "Положение об Экологической службе АС".

"Положение ..." подлежит пересмотру при изменении природоохранных норм и правил, а также увеличении объема требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к АС, в т.ч. устанавливаемых территориальными органами МПР России.

6.3.12. Характер выполняемых работ, квалификационные требования, обязанности, права и ответственность сотрудников Экологической службы должны быть определены их должностными инструкциями.

Обеспечение охраны окружающей среды при выполнении конкретных работ возлагается на лиц, ответственных за выполнение данных работ. Права и обязанности начальника ЭС определены в "Положении об Экологической службе АС".

6.4. Производственный экологический контроль

6.4.1. В соответствии с Законом РФ "Об охране окружающей среды" на АС должен проводиться производственный экологический контроль.

6.4.2. Производственный экологический контроль проводится в целях обеспечения выполнения мероприятий по ООС и РИПР и соблюдения требований в области охраны окружающей среды.

6.4.3. Производственный экологический контроль осуществляет Экологическая служба (ЭС) АС в соответствии с регламентами, согласованными территориальными органами МПР России и Государственного санитарно-эпидемиологического надзора России.

Администрация АС обязана представлять сведения об организации производственного экологического контроля в органы исполнительной власти, местного самоуправления, Эксплуатирующую организацию.

6.4.4. При осуществлении производственного экологического контроля Экологическая служба ведет наблюдения за:

выбросами загрязняющих веществ в атмосферу в соответствии графиком контроля источников выбросов ЗВ, утвержденным территориальными органами МПР России и Государственного санитарно-эпидемиологического надзора России;

расходом, составом и свойствами сточных вод на отдельных звеньях технологической схемы очистки и их соответствием установленным регламентам;

расходом, составом и свойствами сточных вод, сбрасываемых в водные объекты;

соблюдением установленных нормативов ДВ, ДС и НОЛРО;

соблюдением установленных правил накопления, хранения, транспортирования, обезвреживания и захоронения опасных отходов.

6.4.5. ЭС АС должна:

разработать, утвердить (согласовать) в территориальных органах МПР России и Государственного санитарно-эпидемиологического надзора России "Регламент внешнего контроля поступления загрязняющих веществ в окружающую среду" и контролировать его выполнение;

разработать и контролировать выполнение "Регламента внутрипроизводственного контроля";

осуществлять контроль за соблюдением утвержденных для АС условий действия природоохранных разрешительных документов: лицензий, разрешений, лимитов, норм ДВ, ДС и др.;

осуществлять контроль за обеспечением подразделениями АС эффективной работы природоохранного оборудования, установок и сооружений;

разрабатывать рекомендации по снижению выбросов, сбросов и уменьшению образования опасных отходов;

разрабатывать и выполнять ежегодный "График инспекционных проверок подразделений АС по соблюдению требований природоохранного законодательства РФ";

контролировать реализацию мероприятий, разработанных по результатам проверок АС территориальными органами МПР России и Государственного санитарно-эпидемиологического надзора России;

обеспечивать ведение банков данных аналитической информации производственного экологического контроля; результатов НИР в области охраны окружающей среды на АС; информационных систем и документов, касающихся природоохранной деятельности АС.

6.4.6. ЭС АС должны ежегодно в установленном порядке по результатам количественного учета и производственного экологического контроля представлять формы государственного статистического наблюдения по охране окружающей среды:

"Отчет об использовании воды" (2тп-водхоз);

"Сведения об охране атмосферного воздуха" (2тп-воздух);

"Сведения об образовании, поступлении, использовании и размещении токсичных отходов производства и потребления" (2тп-токсичные отходы).

6.4.7. Территориальные органы МПР России и Государственного санитарно-эпидемиологического надзора России могут осуществлять (при необходимости совместно) независимый экологический контроль выбросов и сбросов веществ в окружающую среду и проводить анализ состояния окружающей среды при эксплуатации АС.

6.4.8. В случае обнаружения несанкционированного накопления отходов в окружающей среде, превышения значений допустимых выбросов и сбросов территориальными органами МПР России могут налагаться штрафные санкции на АС.

В этом случае выдается предписание по ограничению, приостановлению или прекращению выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещения опасных отходов с одновременным уведомлением учреждений банка о выдаче предписаний для прекращения финансирования деятельности АС.

6.5. Охрана атмосферного воздуха

6.5.1. Регулирование нормативов допустимого воздействия на атмосферный воздух обеспечивается соблюдением установленных нормативов допустимых выбросов (ДВ) загрязняющих веществ (ЗВ).

Нормативы ДВ должны устанавливаться на стадии проектирования.

6.5.2. Выбросы ЗВ в пределах установленных нормативов ДВ и лимитов на выбросы допускаются на основании разрешения, выданного территориальным органом МПР России.

Разрешение на выброс ЗВ в атмосферу выдается АС территориальными органами МПР России на основании актов комиссии по приемке в эксплуатацию АС, при наличии положительного заключения Государственной экологической экспертизы по проекту сроком на один год.

6.5.3. По истечении действия разрешения нормативы ДВ должны пересматриваться.

Пересмотр нормативов проводится Экологической службой АС либо привлеченными организациями на основании инвентаризации источников выбросов, находящихся в ведении АС и в соответствии с нормативно-методическими документами:

"О порядке установления и пересмотра экологических и гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых уровней физических воздействий на атмосферный воздух и государственной регистрации вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ";

"О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него";

"ГН 2.1.6.695-98. Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест";

"ГН 2.1.6.696-98. Ориентировочно безопасные уровни воздействия (ОБУВ)";
"Перечень и коды веществ, загрязняющих атмосферный воздух";

"Рекомендации по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятий";

"Инструкция по нормированию выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в атмосферу и водные объекты";

"ОНД-86. Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий";

"Сборник методик по определению концентраций загрязняющих веществ в промышленных выбросах";

"ОНД-90. Руководство по контролю источников загрязнения атмосферы".

6.5.4. Нормативы ДВ должны устанавливаться для каждого источника, находящегося в ведении АС.

Нормирование должно осуществляться таким образом, чтобы при установлении ДВ не возникало превышения предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ на границе санитарно-защитной зоны (СЗЗ).

6.5.5. СЗЗ вокруг АС должна быть установлена в соответствии с требованиями "Санитарных правил проектирования и эксплуатации атомных станций СП АС-99".

6.5.6. Расчет рассеивания выбросов вредных веществ в приземном слое атмосферы должен производиться с использованием методики ОНД-86 и программных продуктов, рекомендованных МПР России.

6.5.7. При невозможности соблюдения нормативов ДВ могут устанавливаться лимиты на выбросы (ВСВ) при наличии плана мероприятий по снижению выбросов ЗВ в атмосферный воздух. В плане мероприятий должен быть указан срок достижения нормативов ДВ.

6.5.8. Решение о выдачи разрешения и срок его действия определяется территориальными органами МПР России.

6.5.9. За выдачу разрешений на выбросы ЗВ в атмосферный воздух могут взиматься сборы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6.5.10. При отсутствии разрешений на выбросы ЗВ в атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы ЗВ в атмосферный воздух могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

6.6. Охрана и рациональное использование водных ресурсов

6.6.1. АС вправе использовать водные объекты только после получения лицензии на водопользование.

Выдача, оформление, регистрация лицензии на водопользование и распорядительной лицензии осуществляются специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда в соответствии с порядком, установленным водным законодательством Российской Федерации.

Лицензия вступает в силу только после ее регистрации.

6.6.2. После получения лицензии на водопользование АС должна в обязательном порядке заключить с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор пользования водным объектом, а также заключить договор страхования от возможного экологического ущерба и подготовить Декларацию безопасности гидротехнических сооружений.

6.6.3. В соответствии с Постановлением Правительства РФ "О порядке эксплуатации водохранилищ" и "Правилами представления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии" для АС должны быть установлены лимиты водопользования на основании заявленных ими потребностей в водных ресурсах и водохозяйственных балансов с учетом экологического и санитарно-эпидемиологического состояния водных объектов:

по водным объектам, отнесенным к федеральной собственности -МПР России или его территориальными органами, а по подземным водным объектам - государственным органом управления использования и охраны недр;

по водным объектам, отнесенным к собственности субъектов Российской Федерации - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориального органа МПР России, осуществляющего свои полномочия на территории соответствующего субъекта Российской Федерации

6.6.4. Нормы водопользования (водопотребления и водоотведения) должны быть разработаны для АС на стадии проектирования с учетом направления использования воды (основное и вспомогательное производства, хозяйственно-пит