16+
Регистрация
РУС ENG

Элемент не найден

Вопрос:

Екатерина Вячеславовна, расскажите, пожалуйста, пользуются ли спросом российские инновационные проекты за рубежом? Какие и в каких странах они готовятся к реализации?

Светлана Корнилова
проектировщик, Ростов-на-Дону

Ответ:

Наверное, таких проектов немало, но в сфере энергетики более крупным проектом, пользующимся интересом и спросом за рубежом является строительство АЭС нового поколения. "Проект-2006" - серия новых блоков ВВР. Данные проекты уже реализуются в Индии, Бангладеше, Турции и др странах.

Вопрос:

Уважаемая Екатерина Вячеславовна, повлиял ли на сферу инноваций рост курса иностранной валюты? Принимаются ли какие-то меры?

Иван Козлов
ИТ-специалист, Татарстан

Ответ:

Безусловно, курс валюты повлиял на все сферы и на инновации в том числе. Но государство осуществляет финансовую поддержку программ в области импортозамещения и разработок инновационных продуктов.

Во исполнение антикризисного плана от января 2015 года (распоряжение Правительства РФ от 27 января 2015 года № 98-р) в апреле 2015 года года Минпромторгом, Минкомсвязью, Минтрансом и Минэнерго России было разработано 19 отраслевых программ импортозамещения на ближайшие годы. Наряду с уже реализуемыми субсидиарными мерами поддержки, особую роль в импортозамещении также играет Фонд развития промышленности, который обеспечивает льготное финансирование предпроизводственной стадии проектов.

Вопрос:

Около 20 Гвт "лишних" мощностей в электроэнергетике, тогда как в Новостях мы постоянно читаем об отключениях потребителей по разным причинам, в т.ч. за долги.При этом специалистам понятно,что недогрузка мощностей приводит к снижению КПД системы и повышению потерь,снижению энергоэффективности всего комплекса Генератор-сети,потребитель.Что предпринимается в РАО ЕЭС чтобы повысить эффективность?

Гордиенко Юрий Анатольевич
энергоаудитор, Ульяновск

Ответ:

Официальные потери в сетях составляют около 10%. При этом реальные потери доходят до 20-30%. Кроме того, все мощности не работают одновременно, т. к. часть выведено в ремонт, часть находится в ограничении. Некоторые станции работают не на выработку электроэнергии, а на выработку тепла. Поэтому производить прямой подсчет заявленных мощностей некорректно. Вопрос о принимаемых мерах по данному направлению относится непосредственно к специалистам ПАО "Интер РАО".

Вопрос:

Уважаемая Екатерина Вячеславовна! Ваша организация действует во множестве регионов - от Московской области до Приморья. Можете ли Вы привести примеры того, как зависит реализация осуществляемых Центом проектов от ситуации на местах - не только от позиции местных властей, но и от общественных организаций, позиции бизнеса, рядовых граждан? Какие регионы являются наиболее "продвинутыми" в этом отношении, какие, напротив, разочаровывают?

Ирина Федорова
ЖКХ, Красноярский край

Ответ:

В настоящее время Центр энергоэффективности ИНТЕР РАО ЕЭС реализовал проекты в более 47 регионах России. Реализация любого проекта зависит в первую очередь от заинтересованности заказчика. Региональные и муниципальные бюджетные проекты не исключение. Администрация не только должна осуществлять контроль хода реализации проекта, но и участвовать в решении вопросов при реализации проекта, особенно когда речь идет о сложных проектах, где возникает много нестандартных ситуаций требующих административного регулирования. Во многих регионах созданы местные центры энергосбережения, которые выступают либо от имени администрации, либо как эксперт при принятии решения о внедрении того или иного продукта. Их помощь и участие зачастую очень существенны. Рядовые граждане тоже являются участниками реализации, например, таких проектов как создание АИИС КУЭ. При замене счетчиков в МКД необходимо получить согласование УК и непосредственно самих граждан. К сожалению, часто из-за пассивной позиции граждан и длительности получения согласований и допуска непосредственно на объект сдвигаются и сами сроки реализации проекта, и возникают риски начисления штрафных санкций исполнителю. Есть и такие печальные примеры незаинтересованности реализации проектов, когда администрация региона выделяет бюджетные средства на реализацию муниципальных проектов, а директор школы не заинтересована во внедрении автоматизированных котельных, т к ее муж работает кочегаром на существующей котельной и при внедрении новых технологий ей придется сократить мужа. Поэтому человеческий фактор присутствует при реализации любого проекта. Одними из самых сложных по реализации проектов с нашей точки зрения являются многие регионы Кавказа. Продвинутыми являются те, кто заинтересован во внедрении проектов. Это Псковская область, Московская область, много интересных проектов реализуется в Татарстане, а также в других регионах.

Вопрос:

Уважаемая Екатерина Вячеславовна! Ппавительство аннонсировало создание 3-х новых структур, которые займутся инновационным развитием. Можете ли Вы более подробно об этом рассказать?

Лесниченко Анатолий Яковлевич
теплоэнергетика, Екатеринбург

Ответ:

Не могу прокомментировать данный вопрос.

Вопрос:

Екатерина Вячеславовна, какая из региональных программ в области энергоэффективности, реализованных в последнее время, на Ваш взгляд, была наиболее инновационной и почему?

Игорь Андреевич Алексеев
инженер, г. Вологда

Ответ:

Одной из интересных программ в области инновационных решений была программа Псковской области по строительству завода по производству пелет и переводу котельных на местные виды топлива. Этот проект не только инновационный, но и эффективный. Ведь вопрос стоит не только во внедрении инновационных решений, но и получения практической выгоды от его внедрения, как для граждан, так и улучшения в результате внедрения проектар общей экономической ситуации в регионе в целом. В МО осуществляется установка АИТП в муниципальных учреждениях, это, безусловно, эффективное и полезное решение. Много интересных инновационных решений, имеющих пользу для потребителей, реализуется крупными госкомпаниями. Так в ПАО "МОЭСК" внедрена в двух районах система по автоматической выдаче ТУ на техприсоединение к сетям, а сейчас идет тиражирование на всю территорию Москвы. Кроме того, реализуются проекты по метеопрогнозированию аварийных отключений линий электропередач с целью мобилизации аварийных бригад и сокращению сроков восстановления работы поврежденного оборудования. ПАО "Ростелеком" разработало универсальный прибор передачи электроэнергии и предоставления услуг связи (телефон, интернет, ip-телевидение).

Вопрос:

Екатерина Вячеславовна, а как лично вы относитесь к теме энергоэффективности? И можете ли вы поделиться результатами каких-то личных энергосберегающих программ на бытовом уровне?

Светлана Ивлева
Урал, Урал

Ответ:

Как бытовой потребитель электроэнергии я придерживаюсь «энергосберегающей модели поведения»: бытовая техника с высоким классом энергоэффективности, светодиодное освещение, радиаторы с терморегуляторами, энергоэффективные стеклопакеты, разумное пользование водой. Существенно позволяет экономить светодиодное освещение – проверено на личном опыте. Конечно, в идеале хочется жить в «умном» доме, где есть возможность управлять энергопотреблением с мобильного телефона.

Вопрос:

Уважаемая Екатерина Вячеславовна! Как вы прокомментируете перспективы такого инновационного направления, как электромобили? Понятно, что во многих странах мира эти технологии имеют определенный успех. Но пойдет ли оно в массы в России и при каких обязательных условиях?

Иван Соколовский
работник автопрома, Санкт-Петербург

Ответ:

Миф о доминировании электрических автомобилей не хочет умирать. Их даже причисляют к одному из "21 способа спасти мир" (журнал Foreign Policy). Тем не менее исследования IHS Global Insight на долю полностью электрических автомобилей отводят всего 0,6% от мировых продаж в 2020, а в большинстве прогнозов доля электрокаров к 2050 г составит не более 25% от всего объема продаж. Кроме того, не стоит забывать о том, что необходимо строить соответствующую развитую инфраструктуру с заправками. Каким образом сейчас автовладельцы в крупных городах, где до 60% всех автомобилей припаркованы у обочины смогут заряжать свои автомобили?

Европейский доклад о состоянии электромобильной промышленности прогнозирует, что полный переход на электромобили потребует не менее 15%-го увеличения уровня потребления электроэнергии в Евросоюзе, а появление на дорогах Европы электрокаров не приведет к сокращению выбросов углекислого газа до тех пор, пока вся потребляемая ими электроэнергия/большая часть не будет производиться из ВИЭ. В 2008 г 49% электроэнергии в США было произведено при сжигании угля, 20% - при сжигании природного газа, около 20% - в результате ядерного деления и 6% на ГЭС, остальная часть энергии производилась с использованием мазута, ветра и геотермальных источников. Таким образом, при строительстве автозаправок для автомобилей будет использоваться электроэнергия, получаемая при сжигании в основном угля и газа, и об экологичности электромобильного бизнеса речь не идет пока.

Кроме того, критерии массового внедрения - доступность и надежность. К сожалению, электромобили не отвечают в настоящее время этим параметрам. С моей точки зрения, на сегодняшний день большую перспективу имеют гибридные автомобили.

Единственным исключением может быть Израиль - т к именно там идеальные условия для их внедрения: Израиль окружен странами, с которыми находится в военных или напряженных дипломатических отношениях, и в случае перекрытия поставок топлива у них возникнет коллапс. Израиль достаточно небольшое по размерам государство и создать полномасштабную сеть автозаправок стратегически важно в целях минимизации риска оказания подобного рода давления. У них уже сейчас реализуется план по внедрению электромобилей со сменными батареями.

Что касается непосредственно России, то в ближайшие 10–15 лет электротранспорт останется «нишевым» продуктом и инфраструктуру для него будут строить только на базе существующих энергосистем. Низкий спрос на электромобили связан с высокой ценой их приобретения, длительным временем зарядки аккумуляторов и при этом весьма ограниченным запасом хода.