16+
Регистрация
РУС ENG

Элемент не найден

Вопрос:

Уважаемый Денис Геннадьевич, за последние годы несколько регионов нашей страны сообщили о готовности к внедрению газомоторного топлива на муниципальном или на общественном транспорте. Осуществились ли их намерения, насколько удачными оказались эти эксперименты? И можете ли Вы назвать как факторы успеха, так и обстоятельства, которые могут погубить эту идею, привести к гарантированному провалу?

Максим Дробышевский
нефтехимия, Тюмень

Ответ:

– Действительно, за последние годы по программам субсидирования на приобретение газовой техники регионы РФ получили автобусы и коммунальную технику на метане. Сегодня газовые автомобили успешно эксплуатируют в таких городах, как Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Казань, Москва, Самара, Екатеринбург и другие. Эффективность эксплуатации в первую очередь отражается в экономии, поскольку стоимость КПГ (компримированного природного газа) на сегодняшний день ниже, чем у традиционных видов топлива, в два-три раза в зависимости от региона. Если говорить о минусах, то это, безусловно, слабое развитие сети заправочных станций.

Вопрос:

Денис Геннадьевич, как часто выполняется экспертиза газомоторного топлива, которое используется в общественном транспорте? Есть ли специальные передвижные лаборатории и каким оборудованием они оснащены для исследования и анализа топлива, допустим, в удаленных районах или в случае каких-то сложных ситуаций на транспорте?

Иван Суворовский
специалист отдела техники безопасности электросетевой компании, Москва

Ответ:

– Если говорить об использовании природного газа в качестве моторного топлива, то для определения его физико-химических характеристик регулярно производится контроль качества согласно ГОСТ 27577-2000, а также ежемесячно поставщиком газа для АГНКС (автомобильной газовой наполнительной компрессорной станции) предоставляется паспорт качества газа, согласно ГОСТ 5542-2014. Согласно постановлению правительства РФ от 01.12.2009 №982, раз в три года проводится обязательная сертификация газа в аккредитованной на данный вид деятельности организации. Ежегодно проводится инспекционный контроль за сертифицируемой продукцией согласно требований правил проведения сертификации газа, утвержденных постановлением Госстандарта России от 21.08.2000 №60. Что касается наглядного примера экологичности и чистоты данного вида топлива, то хочу привести простой и доходчивый пример: Иван, наверняка вы сталкивались с использование природного газа в быту. Вспомните, насколько комфортно им пользоваться для приготовления пищи. Никакого нагара, отложений, сажи. То же самое происходит и в двигателе автомобиля, использующего природный газ в виде моторного топлива.

Вопрос:

Уважаемый Денис Геннадьевич! Используете ли вы опыт или идеи коллег из других стран по внедрению технологий газомоторного топлива? Какие именно?

Светлана Иванова
аспирантка, Казань

Ответ:

– Страны, которые я хотел бы отметить как одни из флагманов использования природного газа в качестве моторного топлива, – это, прежде всего, Италия и Германия. В данных странах активно используются меры государственной поддержки, как, например, такие инструменты:

  • при покупке новых легковых транспортных средств на экотопливе (в том числе КПГ) частным лицам осуществляется выплата дотаций в размере до 3500 евро;
  • при переоборудовании старых транспортных средств для использования экотоплива/ покупке новых транспортных средств на экотопливе владелец ТС освобождается от уплаты налогов в отношении транспортного средства на три года;
  • используется пониженный налог на КПГ и СПГ;
  • предприятия, использующие КПГ, имеют преимущественное право на получение муниципального заказа.

Вопрос:

Уважаемый Денис Геннадьевич, недавно на одном из заслуживающих уважения сайтов появилась информация о шокирующем количестве контрафакта и прочих мошенничеств на рынке дизтоплив и моторного масла. Единственное, что обнадеживает - это то, что на европейских рынках ситуация та же, что и в России. Как Вы считаете, какой эффект может произвести внедрение газомоторного топлива? Не получится ли, что оно только усугубит эту проблему?

Борис Каминский
ЖКХ, Томск

Ответ:

– Каким образом обычно появляется некачественное топливо? Есть несколько вариантов: либо это НПЗ, либо нефтебаза и логистическая цепочка, либо непосредственно заправка. Это актуально для бензина, дизеля, а также пропан-бутана. Если говорить о природном газе как моторном топливе, то его качество всегда стабильно высокое. Это обусловлено тем, что природный газ – это смесь газов, образовавшихся в недрах Земли при анаэробном разложении органических веществ. Природный газ добывают на месторождениях и транспортируют по газотранспортной системе до потребителей. На газозаправочной станции он проходит очистку, осушку и сжимается в компрессоре. При таком технологическом цикле добавить в него что-то физически невозможно.

Вопрос:

Денис Геннадьевич, добрый день, Расскажите, пожалуйста, как ваша компания планирует расширять сеть заправочных станций. Насколько я знаю, к АГЗС предъявляются особые требования по безопасности, создает ли это дополнительные трудности при согласовании земельных участков? Какой планируется география и динамика расширения сети, чего ждать в ближайшее время- оснащения крупных трасс или разветвленной сети по регионам?

Бородин Д.Б.
предприниматель, Самара

Ответ:

– Деятельность компании «Газпром газомоторное топливо» направлена на создание комфортных условий по переводу транспорта на природный газ путем расширения газозаправочной инфраструктуры. Строительство современных станций в первую очередь ведется в регионах, имеющих положительный опыт использования природного газа в качестве моторного топлива. Такими регионами на сегодняшний день являются Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Башкортостан, Татарстан, Ставропольский и Краснодарский край, Свердловская и Ростовская области. При планировании развития газозаправочной сети в других регионах мы ориентируемся на наличие спроса или потенциальных потребителей природного топлива.

Сейчас ведется работа по актуализации нормативной базы и, как следствие, упрощение процедуры строительства газомоторной инфраструктуры. Для ускорения развития газозаправочной сети ведется строительство как стационарных АГНКС, так и установки блоков компримирования природного газа на традиционных АЗС и на территории автотранспортных предприятий. В наших планах к 2018 году удвоить имеющуюся инфраструктуру.

Вопрос:

Многоуважаемый Денис Геннадьевич! Несколько лет назад говорилось, что одной из проблем, осложняющих применение газомоторного топлива, являются нерешенные вопросы безопасности, в том числе вопросы, связанные с созданием техрегламентов, аттестацией специалистов и прочее. Решаются ли эти вопросы сейчас?

Сергей Демин
автолюбитель, Тюмень

Ответ:

– Действительно, на сегодняшний день существует ряд сложностей для эксплуатации техники на газомоторном топливе, что существенно осложняет вывод КПГ как моторного топлива в один ряд с традиционными видами топлива. Для крупных автопарков – это требования к оборудованию мест хранения газового транспорта (накопительных площадок ТС), для автовладельцев, планирующих переход с жидко-моторного топлива на КПГ путем переоборудования – это, безусловно, сложности с внесением изменений в конструкцию транспортного средства.

В настоящее время нами проводятся мероприятия по совершенствованию нормативных документов, регламентирующих вышеуказанные процессы, что позволит сократить сроки и стоимость перехода на газомоторное топливо. В частности, нами, совместно с Минпромторгом, был инициирован и внесен ряд поправок в технический регламент Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» в части применения КПГ на автомобильном транспорте.

Вопрос:

Уважаемый Денис Геннадьевич, в последнее время, в связи с интересом к биотопливу и другим «альтернативам», мы вспоминаем, что и различные виды биотоплива, и электричество, которые генерируют ветростанции, и другие «альтернативы», применялось в Советском Союзе в довоенные и послевоенные годы или, по крайней мере, готовилось к широкому внедрению. Можно ли сказать, что и газомоторное топливо - это «хорошо забытое старое»?

Марина Новоселова
аспирант, Пермь

Ответ:

– В 1980-х годах Советский Союз был лидером по использованию природного газа на транспорте. Именно тогда появилась сеть АГНКС. Но в связи со структурными изменениями в экономике в последующее десятилетие этот рынок не получил должного развития. Но время идет, меняются приоритеты, технологии. В настоящее время этот рынок переживает своеобразное «возрождение». Природный газ становится все более востребованным. Об этом можно судить, например, по тому факту, что все крупнейшие российские автопроизводители включили в свою продуктовую линейку газомоторные автомобили. В качестве примера могу привести опыт отечественного автогиганта – завода «АВТОВАЗ». Недавно нами было подписано соглашение по выпуску пилотной партии газомоторных автомобилей LADA Largus. Мы рассчитываем, что это будет настоящий «народный автомобиль». Для этого у него есть все необходимые характеристики, и главное – экономичность и заводская гарантия.

Вопрос:

Денис Геннадьевич, здравствуйте! Наши ближайшие соседи (в Кемеровской области) уже не первый год развивают свой "метановый" проект, направленный, с одной стороны, на снижение уровня метана в угольных пластах, с другой, на практическое использование опасного газа, в том числе - в качестве топлива для заправки автотехники. Как вы считаете, насколько универсален и интересен кузбасский опыт, может ли он применяться в других регионах России?

Николай Смирнов
электрик, Новосибирск

Ответ:

– Это интересный проект, который прорабатывается специалистами компании «Газпром газомоторное топливо». Сейчас ведутся прединвестиционные исследования, которые позволят рассчитать экономический эффект от его реализации. По нашим оценкам, метан из угольных пластов Кузбасса может использоваться в качестве топлива на карьерной технике в Кемеровской области, которая характеризуется высокой концентрацией карьерных самосвалов (51,2 процента от общей доли карьерных самосвалов России грузоподъёмностью более 90 тонн).

Вопрос:

Уважаемый Денис Геннадьевич! Уверены ли Вы в дальнейшем успешном развитии технологий газомоторного топлива? Не получится ли так, как было с проектами smart grid- о них говорили много и часто, но с каждым годом результатов становится все меньше, за исключением каких-то пилотных единичных проектов.

Василий Листов
энергетик на пенсии,

Ответ:

– Я уверен, что на сегодняшний день природный газ является наиболее доступной альтернативой нефтяным видам топлива. Он экономичен, экологичен и безопасен. Наша страна не является первопроходцем во внедрении природного газа на транспорте – это позволяет нам изучить опыт других стран, учесть их ошибки. Успешность развития российского рынка газомоторного топлива напрямую зависит от слаженных действий всех участников: федеральных и региональных органов власти, производителей техники и оборудования, инвесторов, финансовых институтов, энергетических компаний. Сегодня создан фундамент для того, чтобы в перспективе ближайших десяти лет природный газ занял свою нишу.

Вопрос:

Денис Геннадьевич, прокомментируйте, пожалуйста, считаете ли Вы, что в нашей стране нужна какая-то государственная программа по обязательному переводу части транспорта на использование газа в качестве топлива? При этом государство должно не только отвечать за реализацию программы, но и финансировать отдельные ее этапы, например, создание сети АЗС?

Ирина Сав
лаборант завода, Екатеринбург

Ответ:

– С 2013 года в России действует распоряжение правительства РФ №767-р, в котором закреплены целевые показатели использования природного газа на общественном транспорте и коммунальной технике в городах с населением от 100 тысяч человек к 2020 году.

Государственная поддержка рынка газомоторного топлива реализована в нашей стране и находит отражение в субсидировании техники на КПГ. Объём субсидирования на 2014-2015 годы составил более 6,5 миллиарда рублей. План на 2016 год – порядка 3 миллиардов.

Вопрос:

Уважаемый Денис Геннадьевич! Как Вы считаете, какую долю транспорта нужно переводить на газомоторное топливо? Идет ли речь о частном или общественном транспорте?

Евгений Васильев
водитель, Самара

Ответ:

– Наши целевые показатели по применению КПГ на транспорте – 4,5 процента от общего объёма потребления моторного топлива в РФ. При этом использование природного газа в качестве моторного топлива на общественном транспорте и ДКТ должно составлять не менее 50 процентов, грузового городского транспорта, а также среднего и малого коммерческого транспорта – 30 процентов. Применение КПГ на частном транспорте к 2030 году должно быть на уровне 10 процентов.