16+
Регистрация
РУС ENG

Элемент не найден

Вопрос:

Как, по вашему мнению, можно решить проблему с неплатежами в энергетике? Реально ли ее решить к общей выгоде для всех в современных довольно тяжелых экономических условиях, или победитель в этой борьбе может быть только один?

Ольга Бодрей
специалист отдела кадров, Нижний Новгород

Ответ:

– На сегодняшний день победителя в этой борьбе вообще нет. Платежная дисциплина на розничном рынке электрической энергии традиционно очень низка, так как гарантирующие поставщики, собирающие от потребителей электрической энергии деньги и передающие их сетевых организациям, не спешат это желать до тех пор, пока ТСО не «просудят» задолженность. В последнее время снизилась дисциплина и на оптовом рынке, на наш взгляд, из-за того, что НП «Совет рынка» сделал сбытам послабление в части предоставления финансовых гарантий оплаты.

Законопроекты об укреплении платежной дисциплины разработали как Минэнерго (в части юридических лиц), так и Минстрой, обсуждение проектов длится уже два года. На 23 сентября в Госдуме назначено рассмотрение во втором чтении проекта федерального закона №348213-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергоресурсов». НП ТСО настаивало на учете в проекте ФЗ №348213-6 предложений сделать правила работы на розничном рынке зеркальными как для опта – с одинаковой ставкой для расчета штрафных санкций (в предлагаемой версией ставка на рознице существенно ниже) и введением необходимости предоставлять финансовые гарантии оплаты. Пока наши предложения не приняты.

Вопрос:

Что такое НП ТСО, которое вы возглавляете? И чем занимается ваша организация?

Алексей Кравцов
бизнесмен, Санкт-Петербург

Ответ:

– НП ТСО консолидирует, представляет и защищает профессиональные интересы электросетевых организаций и иных участников партнерства в органах власти всех уровней, инфраструктурных, некоммерческих и общественных организациях. Площадка партнерства – центр коммуникаций участников партнерства и распространения лучших бизнес-практик в электросетевом комплексе. Партнерство существует с 2011 года, за это время было подготовлено и представлено в соответствующие органы власти множество законодательных инициатив, связанных с регулированием деятельности электросетевого комплекса, среди которых предложения по совершенствованию критериев ТСО, совершенствованию методики расчета платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, совершенствованию процессов формирования инвестпрограмм ТСО, по борьбе с безучетным и бездоговорным потреблением электроэнергии.

Вопрос:

Санкции со стороны ЕС в отношении российских компаний, в том числе и в энергетической отрасли, продолжают действовать, возможно что и России стоит ввести санкции в отношении энергетик стран Европы, например ограничить поставки энергоресурсов? Или ограничить доступ европейским компаниям на российский рынок энергооборудования? Возможен ли такой шаг (как в политическом, так и экономическом плане) со стороны России?

Алена Смирнова
экономист, Москва

Ответ:

– Надо не поддаваться эмоциям, а действовать так, как будет максимально выгодно для России. Если какие-то виды энергооборудования еще не успели импортозаместить, почему мы должны от них отказываться? В то же время в России сейчас реализуется большое количество проектов по замещению оборудования, которое не поставляется в Россию из-за санкций, в том числе это совместное предприятие «Россетей» и «Ростеха», через которое планируется централизованно удовлетворять запросы ДЗО «Россетей» в новом оборудовании. Расширяет ассортимент производимого оборудования крупнейший российский производитель вакуумной коммутационной техники ГК «Таврида электрик». Также в России работает несколько заводов по производству электротехники, созданных совместно с зарубежными производителями электротехники, например, ООО «Силовые машины – Тошиба. Высоковольтные трансформаторы».

Вопрос:

Александр Александрович, здравствуйте! Насколько мне известно, НП ТСО принимает участие в реализации и обсуждении федеральной программы развития электротранспорта, которая действует и в непростом 2015 году. Значит ли это, что развитие электротранспорта - не привычных трамваев и троллейбусов, а электромобилей – не просто роскошь, но и одна из актуальных задач, по крайней мере, для больших городов, таких, как Москва и Петербург, где происходит обкатка этого новшества? Кто и почему заинтересован в развитии электротранспорта, какие бонусы от развития этой программы получат жители больших (возможно, не только больших) городов, службы и организации, которые могут использовать электромобили, и главное – электросетевые компании?

Сергей Новиков
автовладелец, Екатеринбург

Ответ:

– В первую очередь, в развитии электротранспорта должны быть заинтересованы городские жители – использование электромобилей позволяет существенно снизить уровень концентрации в атмосфере вредных веществ, образующихся от выхлопов двигателей внутреннего сгорания. С развитием электротранспорта должны выиграть и электросетевые компании, так как повысится потребление электрической энергии. Однако до сих пор еще не решена проблема снижения стоимости электромобилей до уровней, сопоставимых с транспортом на двигателях внутреннего сгорания (ДВС). В других странах как правило развитие электротранспорта стимулируют государственные власти, предоставляя различные льготы пользователям экологичных автомобилей. Так, в Дании количество электромобилей уже стало больше, чем транспорта на ДВС. Однако в богатой нефтью России правительство не спешит финансировать поддержку электротранспорта. Поддержку развитию электромобилей оказывает правительство Москвы, решило предоставить владельцам электрокаров бесплатные места на парковках в центре города. Из сетевых компаний драйвером электротранспорта являются «Россети», которые активно развивают сеть электрозаправок в Москве, Санкт-Петербурге и других российских городах.

Вопрос:

Многоуважаемый Александр Александрович, Насколько мне известно, очень многие из Ваших коллег высказывают критически замечания о существующем сегодня порядке льготного техприсоединения, считают, что оно обходится «сетевикам» слишком дорого и что количество льготников пора ограничить. Какие перемены в этой области ожидают нас в 2015 году? Насколько жесткими будут эти изменения, учитывается ли при их обсуждении и принятии мнение самих льготников?

Елена Мещерякова
малый бизнес, Ростов-на-Дону

Ответ:

– Вопрос, как именно менять подходы к расчету ставки за льготное техприсоединение еще не решен. Как вы знаете, сейчас по 550 рублей платят потребители с ЭПУ мощностью до 15 кВт, в 2016 году предполагалось, что количество льготников увеличится до уровня мощности ЭПУ 150 кВ. Льготники с мощностью 15-150 кВ должны были оплачивать 50 процентов от стоимости ТП, а в 2017 году оплата ТП для этой категории заявителей должны была обнулиться. Сейчас на Федеральном портале проектов нормативных актов находится на обсуждении разработанный Минэнерго России проект «Об изменении особенностей определения размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям для отдельных категорий заявителей». Проект предусматривает объединение групп льготников в одну большую группу «0-150 кВ» с предоставлением льготникам права оплачивать только 50 процентов от стоимости техприсоединения.

На наш взгляд, проект носит слишком общий характер, который не позволит разрешить массу возникающих в процессе «техприса» льготников проблем. Мы предлагаем, например, во избежание непрозрачности и непредсказуемости формирования платежей отменить право выбора потребителя между ставкой за единицу мощности и стандартизированной ставкой «за километр» (СТС), а также ввести критерии применения ставки за единицу мощности с учетом количества потребителей, которые подключаются к инфраструктуре: Последнее предложение позволит выровнять платежи для первых подключающихся заявителей и последующих. Сейчас зачастую бывает так что большую часть стоимости мероприятий оплачивает первый заявитель. Для предотвращения злоупотреблений со стороны потребителей, при подаче заявки занижающих мощность своих ЭПУ до минимальной мы предлагаем ряд мер, среди которых введение для всех новых заявителей требования обязательной установки автоматизированного устройства контроля максимальной мощности. Также мы предлагаем вести стандартизированные ставки подключения для населения на 6 кВт (однофазное подключение) и 15 кВт (трехфазное подключение) со ставками за одно подключение, а не за кВт.

Вопрос:

Уважаемый Александр Александрович! Как Вы считаете, в какой степени целесообразно привлечение иностранных инвесторов в российскую энергетику, в частности, в электросетевом комплексе? Идет ли речь только о финансовых вложениях в сферу? Возможно ли участие зарубежных специалистов в советах директоров компаний?

Анна Листова
менеджер банка, Минск

Ответ:

– В энергетике несколько лет назад была введена модель возврата инвестиций на регулируемую базу задействованного капитала. Эта модель принималась правительством непосредственно для того чтобы повысить привлекательность электросетевых компаний для инвесторов, как российских, так и зарубежных. Тарифы, установленные методом RAB-регулирования, являются долгосрочными и гарантируют инвесторам  полный возврат вложенных средств и получение ожидаемого уровня дохода на задействованный капитал. Проблема в том, что доходность от вложений утверждена регулятором на уровне ниже средних ставок размещения средств на депозитах в коммерческих банках.

Вопрос:

Уважаемый Александр Александрович, судя по новостям первых месяцев 2015 года и статистическим данным, во многих отраслях промышленности наблюдается спад производства, многие предприятия вынуждены пересматривать прежние планы по расширению, открытию новых производств и так далее. Как сказывается эта тенденция на положении территориальных сетевых компаний, в том числе на объеме заявок на присоединение? Как реагируют на эту ситуацию ТСО?

Дмитрий Беляев
АПК, Воронеж

Ответ:

– Что касается промышленных потребителей, то действительно присоединяются новые предприятия, построенные в рамках программ импортозамещения. Но в целом сетевые организации несут от исполнения мероприятий по техприсоединению убытки.

Количество заявленной мощности по сравнению с 2014 годом растет, но львиную долю этого роста составляют заявки от льготников с ЭПУ мощностью до 15 кВт, которые присоединяются за 550 рублей. Возьмем, к примеру, МРСК Центра и Приволжья – за полгода 2015 года в филиады компании поступило 28 тысячи заявок от потребителей на технологическое присоединение энергопринимающих устройств к сетям энергокомпании на общую мощность 1713 МВт. Из них 26 тысяч заявок (92 процента) в сетевую компанию направили потребители льготной категории. То есть, чем больше таких заявок, тем больше убытки сетевых организаций, так как не все затраты компенсируются в следующем периоде тарифного регулирования.